Летом 2015 года на Южном Урале будет запущено производство чая на основе российских трав и растений. Инициатором проекта выступил миасский производитель – «Чайно-кофейная фабрика». Представители компании уверяют, что их чай станет особенным для региона, и намерены поставлять продукт не только по России, но и за рубеж. О подробностях проекта, а также с какими трудностями, по мнению экспертов, может столкнуться фабрика при запуске нового направления – в статье на Chel.ru.
Миасское предприятие с полным циклом производства натурального кофе – «Чайно-кофейная фабрика» – объявило о расширении производства. В ближайших планах компании запуск новой линейки полного цикла по производству чая на основе российских трав и растений.
«В конце июля – начале августа мы намерены запустить линию по производству чая на основе российских трав. Планируем производить травяной чай с натуральными плодами барбариса, клубники, ежевики, без химических добавок. Основой каждого будет иван-чай, – рассказала Chel.ru исполнительный директор «Чайно-кофейной фабрики» Анастасия Горшкова. – Такого чая у нас в регионе в продаже мы не наблюдали – он станет новинкой. На первоначальном этапе сырье будем приобретать у фермеров Алтайского края. В перспективе дополним линию сушильными камерами, после чего часть сырья будем производить самостоятельно».
Миасская «Чайно-кофейная фабрика» начала работу в 2008 году. Мощность – четыре тонны натурального кофе в сутки. Сырье закупается у импортеров из девяти стран, производится помол обжаренного кофе и упаковка. Сегодня это самое крупное подобное предприятие в Уральском регионе, на фабрике работает 12 человек. Продукция поставляется по всей России, а также в страны ближнего зарубежья, в том числе Казахстан.
Продавать чай компания намерена через интернет-магазин, а также через розничные магазины. «Хотим, чтобы наш продукт стал максимально доступным потребителям, – говорит Горшкова. – В планах также начать поставки чая за рубеж, ведь сейчас наша продукция стала более конкурентоспособной за границей».
Инвестиции в проект и запланированные мощности пока не разглашаются. «Мы рассматриваем несколько вариантов различной мощности и стоимости, – отметила исполнительный директор «Чайно-кофейной фабрики». – Летом будет запущен пилотный проект. Вообще планируем производить достаточно большие объемы, но насколько большие – будет зависеть от востребованности продукта на рынке».
Предприниматели из Миасса также рассчитывают на поддержку властей. «В прошлом году на субсидию в 100 тысяч рублей, полученную из областного бюджета на реализацию проекта в сфере молодежного предпринимательства, компания частично оплатила новое оборудование, – дополнил директор «Чайно-кофейной фабрики» Максим Сахаров. – В этом году мы также намерены обратиться за господдержкой».
В Челябинской области насчитывается почти 130 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), на которых трудится более трети от всех занятых в экономике области. По сравнению с 2013 годом в прошлом году на 2,2% увеличился оборот СМСП, достигнув 907 млрд рублей. В общем обороте всех предприятий и организаций области доля оборота СМСП составила 33,7%.
«Челябинская область ежегодно участвует в конкурсах Минэкономразвития РФ по отбору регионов для предоставления субсидий на условиях софинансирования, – отметила министр экономического развития Челябинской области Татьяна Кузнецова. – В этом году регион дополнительно получит на поддержку бизнеса 406 млн рублей, в том числе 28,5 млн на вовлечение молодежи в предпринимательство. Все предприятия малого и среднего бизнеса, получившие в прошлом году финансовую поддержку на фактически понесенные затраты, направили ее на развитие и модернизацию производства, на возмещение расходов по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях».
Эксперты делового сайта Chel.ru неоднозначно оценивают перспективы проекта. Компании гарантирован успех и быстрая окупаемость инвестиций в том случае, если она сможет сделать свой чай модным, считают они. Но в любом случае компании стоит попробовать свои силы на зарубежных рынках, где российская продукция стала теперь более привлекательной по цене.
«Российский рынок чая крайне высококонкурентен, – рассуждает финансовый аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. – На пять крупнейших игроков приходится около 80 процентов рынка в натуральном выражении. Допустим, «Чайно-кофейная фабрика» Миасса будет выпускать чая столько же, сколько сейчас выпускает кофе. По моим оценкам, производство четырех тонн чая в сутки соответствует примерно 0,6-0,8 процента доли на российском рынка чая в натуральном выражении. Однако производитель вполне может занять на данном рынке небольшую нишу за счет высокой степени сегментирования – запуска новой линейки чая на основе российских трав и растений. Тем более что ослабление рубля может способствовать существенным поставкам продукции на экспорт за счет ценового конкурентного преимущества».
«Если фабрике удастся создать вирусный эффект своего чая, как это было в свое время с зеленым кофе для похудания или ягодами Годжи – когда создается некий ажиотаж и идет валовый вброс продукции, то это здорово. И позволит компании быстро вернуть свои вложения, – комментирует руководитель отдела маркетинга ООО «Уральская дистрибуционная компания «Эдельвейс» Александра Ершова. – Но сделать это непросто, и потому, скорее всего, уровень потребления этого чая будет любительский. Соответственно, и объемы производства будут не промышленного масштаба».
У тех, кто увлекается здоровым образом жизни и здоровыми напитками, принято приобретать красногорские сухие травы, в том числе иван-чай, и делать себе из этих трав любые смеси на свой вкус, указала эксперт. «С Алтая уже лет пять пытаются завозить к нам на Южный Урал и иван-чай, и чаи с облепихой, и прочие, но они не находят бурного успеха у конечного потребителя и, как правило, «прописываются» в ритейле на один-два сезона, – говорит Ершова. – Причем основные продажи идут все-таки через аптечный сегмент формата самообслуживания, там, где потребитель может самостоятельно выбрать продукт на полке».
Сейчас происходит переориентация покупателей на продукцию иных производителей в связи с тем, что давно привычные людям бренды выросли в цене и перешли в более дорогие ценовые категории, указала респондент.
«В сетевом ритейле предложение ограниченно двумя-тремя десятками чая, и каждый выбирает в этом ассортименте либо вкус, который ему нравится, либо производителя, которому он уже давно доверяет, – продолжает представитель Уральской дистрибуционной компании «Эдельвейс». – Те, у кого есть возможность платить не 60, а 100 рублей за пачку чая, остаются верными своей торговой марке, другие же начинают искать более дешевые аналоги, пробуя продукцию других брендов».
В целом же чайный рынок в Челябинской области сформировался и, несмотря на изменяющиеся экономические условия, остается верным своим предпочтениям, отмечает собеседница сайта. «С учетом того, что популярность здорового образа жизни сейчас в стране принимает нешуточные обороты, зеленый чай в тренде, – говорит Александра Ершова. – Летом популярность набирают также травяные чаи. Но классикой потребления пока остается черный чай, причем пакетированный. И, стоит отметить, что пакетированному чаю, как и до кризиса, принадлежит 80 процентов рынка. Фабрике при запуске своего проекта стоит обратить внимание и на эту тенденцию рынка».
Фото: Фото с сайта Econom-chelreg.ru