Судьба Уфалейского завода металлургического машиностроения до сих пор остается нерешенной. Единственное в России предприятие, производящее агрегаты для металлургических гигантов, находится в полуразрушенном состоянии – из стен вырвана арматура, часть оборудования выведена с промплощадки. Кто пытается убить производство с более чем 250-летней историей, почему ситуация ухудшается с каждым днем и есть ли шансы на восстановление предприятия, читайте в материале Chel.ru.
Управляющему угрожают расправой
Сегодня, 13 августа, на пресс-конференции, посвященной судьбе Уфалейского завода металлургического машиностроения, вновь обсуждались подробности непростого спора хозяйствующих субъектов с шестилетней историей.
Как ранее сообщал Chel.ru, 22 февраля на территорию завода проникли и захватили ее представители УЗММ, заявив, что ООО «Уфалейский завод металлоизделий» (ООО «УЗМИ»), расположенный на площадке этого предприятия, не платит за аренду. 24 февраля УЗМИ попытался вернуть контроль над предприятием и при помощи ЧОП «Медведь» вломился на промплощадку. Завязалась драка, которую остановили силовики.
На это обратил внимание губернатор Борис Дубровский. «Пострадали люди, пострадал имидж нашей области. Попахивает девяностыми годами!» – заявил он. Кстати, именно после истории с захватом УЗММ депутат Госдумы от Волгоградской области Олег Михеев выступил с инициативой принятия антирейдерского закона. «Помимо силовых приемов, захватчики чужого бизнеса с удовольствием используют всевозможные лазейки в законодательстве, – поясняет Олег Михеев. – Настало время одну из таких лазеек прикрыть».
Однако сегодня ситуация на УЗММ только усугубилась. В апреле 2015 года новый конкурсный управляющий УЗММ Владислав Гавловский выявил схему увода активов с предприятия. В ответ на это собственник, по словам Гавловского, пытался принудить его к преступным действиям и угрожал физической расправой.
«Мной была выявлена схема увода активов с предприятия – более 300 млн руб., – рассказал на пресс-конференции арбитражный конкурсный управляющий УЗММ Владислав Гавловский. – Собственник – приехавший из Кургана депутат Чернов – вывел литейный цех стоимостью 300 млн рублей через аффилированную фирму за 11 тысяч рублей. Как только я начал предпринимать действия по предотвращению данных махинаций, со стороны собственника последовали угрозы в мой адрес. В результате вместо того, чтобы выводить завод из кризиса, огромная часть моего времени уходит на то, чтобы оправдываться за свои действия, осуществляемые в соответствии с законом и моими должностными обязанностями. А в это время происходит физическое разрушение завода».
Связаться с собственником УЗММ на момент подготовки материала не удалось.
УЗММ – градообразующее предприятие, производящее агрегаты для металлургических гигантов. Это завод с более чем 250-летней историей, активное развитие предприятие получило в советские времена. Единственный конкурент УЗММ на постсоветском пространстве располагается на Украине.
Уфалейский завод – уникальное предприятие, без которого невозможно развитие металлургии в РФ, добавляет Гавловский. «В советские времена трудовой коллектив предприятия составлял порядка 12 тысяч человек при численности населения Верхнего Уфалея 40 тысяч, – говорит конкурсный управляющий. – В настоящее время на заводе трудятся около 700 человек, но основной их деятельностью является разбор зданий и сдача их в металлолом».
Получит ли завод вторую жизнь?
В конце июля УЗММ посетил губернатор Челябинской области Борис Дубровский. Он отметил, что в нынешних условиях у УЗММ есть возможность увеличить рынок, нарастить производство и создать новые рабочие места.
«Шансы на восстановление у завода имеются, что подтвердил губернатор, однако эта возможность уничтожается собственником, – говорит арбитражный управляющий Евгений Медведев. – Продукция завода сегодня востребована настолько, что, можно сказать, нам выпала козырная карта. Попытки Чернова сделать подобное производство при своих заводиках бесполезны. Несмотря на это, он продолжает уничтожать «конкурента». Площадка с электросталеплавильным производством с УЗММ убрана. Люди доведены до отчаяния, они готовы собственника на вилы поднять. Работы нет, переехать некуда, жители города стали заложниками этой ситуации».
Однако заводу можно дать вторую жизнь, если найдется новый собственник, отметил Владислав Гавловский. «Позиция замещения активов и вывода УЗММ на новый уровень полностью совпадает с позициями и власти, и простого человеческого понимания, – говорит он. – Сегодня нужно восстанавливать платежеспособность предприятия и создавать на его базе новое акционерное общество. Моя задача – создать основу для дальнейшего развития предприятия. Собственно, у нас только два варианта: все спилить и сдать в металлолом, либо пойти путем замещения активов».
Конкурсный управляющий УЗММ обозначил, что все предпринимаемые действия будут проводиться открыто и исключительно в рамках правового поля.
«Механизм у нас такой: в результате конкурсного производства активы будут выведены на продажу, и тот собственник, который будет эффективен с точки зрения развития завода, сможет их купить, – добавляет Евгений Медведев. – Вырученные от продажи деньги пойдут на выплату текущей задолженности размером в 40 млн рублей и в реестр кредиторов».
«Способ вывода активов предприятия через банкротство не в новинку, – говорит руководитель департамента юридических услуг компании LA'consulting Нелли Жучкова. – Такой механизм достаточно хорошо известен и применяется довольно часто. Но данный способ несет в себе определенные риски. Законодательно закреплена ответственность за преднамеренное банкротство, за которое предусмотрена административная и уголовная ответственность (в зависимости от суммы ущерба). Банкротство будет признано преднамеренным, если банкротство компании наступает в результате совершения руководителем или учредителем компании действий (бездействия), которые заведомо влекут неспособность рассчитаться с долгами и уплатить обязательные платежи. Справедливости ради нужно сказать, что ни введение уголовной ответственности, ни многочисленные поправки в закон о банкротстве не лишили привлекательности вывод активов с помощью банкротства. Это связано со сложностью доказывания вины лиц, приведших компанию к банкротству, а также возможностью определенным способом влиять на процедуру банкротства».
Повлиять на данную ситуацию арендатору имущества практически невозможно, добавляет Жучкова. «Можно только отметить, что введение в отношении арендодателя процедуры банкротства не является основанием для расторжения договора аренды при отсутствии иных оснований для расторжения договора».
Кстати, на УЗММ основными кредиторами являются собственники завода. «Схема не нова, – продолжает Евгений Медведев. – Сами себе сделали долги, сами себе вернули. Нужно понимать, что инвестиции никто не будет вкладывает в голое поле, а Чернов именно этого добивается – создает это голое поле, чтобы никто не стал вкладываться. Видно, что этот человек очень далек от металлургии. При этом все его сомнительные действия мы можем подтвердить документально, и рано или поздно, все это станет известно общественности».
Фото: Фото предоставлено арбитражным управляющим УЗММ Евгением Медведевым