За период с января по август 2015 года рынок сотовых телефонов и смартфонов России упал на 14% в штучном выражении (с 27 до 23 миллионов аппаратов). Такие данные содержатся в исследовании, опубликованном компанией «Евросеть». При этом, отмечают аналитики ритейлера, в денежном выражении рынок вырос на 5% – со 154 до 162 миллиардов рублей. Средняя цена проданного устройства выросла на 22% и составила 6900 рублей.
«В 2015 году уровень конкуренции в связи с нарастающим потребительским кризисом усилился, так как после ажиотажного спроса в декабре 2014 года покупатель более взвешенно подходит к своей потребительской корзине, – отмечают в компании. – На рынке сотовых телефонов и смартфонов в наименьшей степени упал спрос в Москве и Московской области, Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах. В большей степени – на Урале и Сибири».
Минимальное падение спроса за этот период было зафиксировано в январе и составило 7%, максимальное – в марте (20%). «По нашим ощущениям, кризис 2015 года более затяжной, его «дна» рынок еще не достиг, – отмечают исследователи. – В 2009 году минимумы продаж были зафиксированы раньше». Аналитики добавляют, что ритейлу сегодня требуются дополнительные усилия, чтобы привлечь покупателей в свои салоны и мотивировать их совершить покупку.
Наблюдается все большее смещение в сторону смартфонов. Этот процесс длится уже несколько лет, и в последнее время он ускорился. В период кризиса покупатель готов отложить покупку плеера, ноутбука или фотоаппарата, но не смартфона, который является более универсальным и приоритетным устройством. Доля «умных» телефонов в общем объеме продаж за первые восемь месяцев 2015 года выросла по отношению к аналогичному периоду прошлого года с 60% до 65% в натуральном выражении и с 88% до 91% в денежном.
В сегменте смартфонов продажи за отчетный период упали в штучном выражении на 6% – с 16 до 15 миллионов аппаратов, а в денежном выросли на 9% – со 135 до 147 млрд руб. Средняя цена смартфона увеличилась на 16% и составляет 9600 рублей.
Чаще всего россияне покупают смартфоны стоимостью менее 5000 рублей – их доля составляет 38%. На втором месте по популярности категория от 5 до 10 тысяч (34%), на третьем – от 10 до 15 тысяч (13%). В денежном выражении первое место у моделей с ценником от пяти до десяти тысяч (24%), а второе – у топовых смартфонов стоимостью более 30 тысяч (23%).
Эксперты отмечают, что к покупке гаджета покупатель стал подходить более взвешенно. «По результатам нашего исследования, более половины потребителей принимают решение о покупке конкретной модели заранее, а не в салоне, – отмечают в «Евросети». – Фактор цены при выборе девайса не вышел на первое место, это значит, что даже в период кризиса потребитель не всегда ищет самые дешевые предложения. Для него наиболее важны технические характеристики, затем цена и доверие к бренду девайса. Лояльность к конкретному бренду на данный момент ушла с первых позиций. Потребитель стремится получить высокотехнологичное устройство, которое сочетает множество нужных ему функций, при этом остается мобильным, компактным и отвечает его требованиям по техническим характеристикам: скорость работы, время без подзарядки, разрешение экрана и так далее».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com