В России вскоре может существенно подорожать «еда тинейджеров» – чипсы и сладкие газированные напитки. В Госдуме обсуждается законопроект о добавлении в Налоговый кодекс двух новых акцизов. Таким образом, по замыслу авторов, получится одним выстрелом и казну пополнить, и нацию оздоровить. Удастся ли их задумка и к каким последствиям может привести этот законопроект – в тексте на Chel.ru.
На минувшей неделе в отечественный парламент был внесен законопроект депутата Олега Михеева, который может приравнять чипсы и кока-колу к крепкому пиву. Народный избранник предлагает установить акцизы на эти не очень полезные продукты питания. Если законопроект будет принят, то стандартная стограммовая пачка чипсов в первый год применения этих акцизов подорожает минимум на 12 рублей, а цена за литр сладкой газировки вырастет минимум на 15 рублей. На второй год эти продукты подорожают еще на 13 и 16 рублей соответственно, пишет «РГ».
В тексте законопроекта также есть таблица, где разбиты характеристики по содержанию соли и сахара в газировке и чипсах. Если количество «белой смерти» в таких продуктах превысит определенные в законопроекте характеристики, то они будут подакцизны. Теоретически, законопроект на руку отечественным производителям продуктов питания: наши традиционные «Байкал», «Дюшес», «Буратино» имеют меньше сахара, чем ныне популярные «Кока-Кола» и «Пепси».
В пояснительной записке к проекту закона депутат указал, что данный подход успешно реализован в Дании, Великобритании, США, Венгрии. К примеру, в Финляндии введен дополнительный налог для производителей мороженного, в Дании – акцизы на продукты с повышенным содержанием жира, а Венгрии – акцизы на чипсы, шоколад, продукты с высоким содержанием соли и сахара.
Если аналогичные акцизы ввести у нас, то бюджет может получить значительный барыш. Так, при введении таких акцизов датский бюджет получил дополнительно 300 млн евро, Финляндия – 100 млн.
«А у нас население больше, соответственно, и объемы продаж различаются. Нашему бюджету в кризис эти деньги нужны как воздух», – аргументирует народный избранник, настаивая на том, что основной мотиватор принятия законопроекта не финансовый, а здоровье российской нации.
Между тем эксперты делового сайта Chel.ru сомневаются, что первоочередная забота депутата именно о здоровье нации, а не о бюджете.
«Уже само понимание того, что под закон попадут преимущественно иностранные бренды, показывает: вопрос скорее не в оздоровлении нации, а в определенном отношении России к импортным компаниям, – считает соучредитель ООО «Пиццамания» Алексей Носков. – Речь об оздоровлении, значит нужны одинаковые условия для всех, то есть введение таких акцизов на всю газировку, чипсы и так далее».
Внедрение такого законопроекта в жизнь приведет к некоторому падению продаж продуктов, которые под него попадут, и параллельному росту объемов производства и реализации других брендов, которые закон обойдет стороной, считает он. «В итоге продажи вредного продукта в целом не сократятся, – поясняет Носков. – А российские производители наверняка поднимут цену, просто на меньший процент, чем это будут вынуждены сделать иностранные конкуренты».
В общем смотреть нужно более глубоко, уверяют респонденты сайта, приводя в пример «Платон» – систему, призванную оздоровить федеральные трассы. «Людей напрягает не то, что нужно платить, а то что за это уже платили и не по разу, – рассуждает Алексей Носков. – Так и в этом законопроекте: он ратует не за здоровье нации, иначе бы по-другому предложение звучало, он направлен на наполнение бюджета».
Как закон повлияет на сознание людей? Вряд ли значительно, считают собеседники сайта.
«Я на 99 процентов уверен, что спрос на эту продукцию не упадет, потому что те, кто покупает импортные Pepsi, Coca-Cola, Lays и так далее – в основном люди с определенным достатком, они не на последние деньги приобретают это, – считает директор ООО «Торговый дом «Успех» Денис Курбатов. – Поэтому думаю, что подорожание продукта на 10 рублей их нисколько не напугает. И потому не считаю, что будет какой-то существенный сдвиг в сторону оздоровления нации».
Схожего мнения придерживается и Алексей Носков. «Те, кто заботится о своем здоровье, и сейчас не пьют газировку и не едят чипсы, а те, кто ел и пил, продолжат, – считает он. – Ведь когда запретили продавать крепкий алкоголь по ночам, пить меньше не стали. Просто теперь либо покупают суррогат по ночам, либо днём впрок. Сигареты спрятали, курить тоже меньше не стали, по своим друзьям это вижу. Просто им стало сложнее определиться с выбором».
Эксперты считают, что нужно менять культуру питания людей. «А я очень сомневаюсь, что с введением этих акцизов в стране начнется всплеск открытия катков, стадионов и прочих спортивных сооружений, – продолжает соучредитель «Пиццамании». – Хотя именно так и должно было бы быть. Теоретически этих акцизных сумм могло бы хватить, чтобы, допустим, купить каждому ребенку страны по мячику и по абонементу в спортзал».
Кстати, как сообщал Chel.ru, в июле один из депутатов Госдумы предложил законодательно ограничить продвижение в СМИ продуктов с высоким содержанием сахара, соли и жиров. Считалось, что новые ограничения будут способствовать формированию культуры рационального питания у молодежи для сохранения нормального веса, давления и показателей крови. «Поправки фактически приравнивают рекламу фастфуда по степени опасности к рекламе алкоголя», – заявил тогда автор законопроекта. Предложение принято не было.
А в январе 2013 года Минздрав заявил о намерении ограничить рекламу фастфуда, шоколада, газировки и чипсов – соответствующие предложения отражены в программе развития здравоохранения до 2020 года. Ведомство рапортовало, что избыточную массу тела, ожирение, повышение уровня холестерина в крови и артериального давления люди приобретают в первую очередь из-за жирной, пересоленной пищи, а также высококалорийных продуктов.
Респонденты сайта также в очередной раз напомнили о призыве президента России «не кошмарить бизнес».
«Если Владимир Путин сказал, не мешать бизнесу, то ему и не нужно мешать! – комментирует генеральный директор кондитерской фабрики «Звезды Севера» Олег Мнушко. – Сейчас рынок по производству продуктов питания и без этого претерпевает тяжелое время: слишком уже цены на сырьё высокие. Акцизы, разумеется, приведут к удорожанию продукта, в итоге многие предприятия не смогут по цене пролезть на рынок и будут вынуждены сократить объемы производства, рабочие места или даже закрыться. Зачастую эти бестолковые законы придумывают люди, очень далекие от рынка. И итог таких законопроектов закономерен: депутаты получают гранты, а покупатели – дополнительные расходы».
Плюс к этому нужно понимать, что при вытеснении иностранных производителей российский бизнес мгновенно заменить освобождающийся рынок не сможет. Практика с импортозамещением сыра – тому подтверждение, дополнил Алексей Носков.
И еще на рынке есть два вида продуктов: те, которые продаются вживую – молоко, хлеб, крупы и прочие продукты первой необходимости, – и те, что реализуются за счет маркетинга – это как раз чипсы и всевозможная газировка, указал Олег Мнушко.
«Компании вкладывают миллионы в разработку упаковки, рекламу и в целом в создание «сказочного» продукта – и в итоге покупателю уже без разницы, сколько продукт стоит: он покупает разрекламированную сказку, – поясняет Мнушко. – И потому, если бы ввели акцизы, к примеру, на наши вкусные, но мало рекламируемые торты, то мы вынуждены были бы повысить цены и взвыли бы от падения спроса. А чипсы, кока-кола и иже с ними будут продаваться по-прежнему. «Выть» от высоких цен будут уже покупатели».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com