Министерство труда и социальной защиты планирует увеличить пособие по безработице на 70%. Глава ведомства пояснил, что увеличение размера материальной поддержки возможно за счет отмены выплат тем, кто ранее не участвовал в страховой системе, и тех, кто впервые ищет работу. Насколько вероятна реализация данного законопроекта и справедливы ли такие условия увеличения – в нашем материале.
По данным еженедельного мониторинга Главного управления по труду и занятости населения, уровень регистрируемой безработицы в Челябинской области на 24 февраля 2016 года составил 1,98%, а напряженность на рынке труда – 2,02 человека на вакансию. При этом на учете в центрах занятости населения состоит 42196 незанятых граждан и 36901 безработных. Незанятые граждане – это те, кто обратился в Центр занятости населения, но по ряду причин не был признан безработным, например, из-за недостаточности пакета необходимых документов. Минимальная величина пособия по безработице составляет 850 рублей, а с учетом уральского коэффициента – 977,50 рублей, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2015 года № 1223 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2016 год». Максимальное пособие выплачивается в размере 4900 рублей, а с учетом уральского коэффициента – 5635,00 рублей.
По словам начальника Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области Владислава Смирнова, размер субсидии утвержден ещё в конце 2008 года, и с того момента его не повышали. «Разумеется, если учитывать, как изменился порог прожиточного минимума, а он с 2008 года вырос вдвое, даже максимальная сумма выплаты по безработице составляет лишь половину. В условиях сложившейся инфляции, снижения покупательской способности населения увеличение пособия – необходимая и адекватная мера государственного содействия», – поделился мнением Владислав Смирнов. При этом чиновник добавил, что принятие законопроекта и условий, по которым данное пособие будет выдаваться населению, полностью находится в прерогативе федерального правительства, региональные отделения лишь исполняют принятые решения.
Аналитики восприняли новость скептично. «В этой инициативе ключевым является стремление не увеличить размер социальных выплат, а уменьшить их. Дело в том, что бюджет в ближайшие пару лет будет испытывать сильный дефицит, и Минфин совместно с другими министерствами ищет пути, чтобы его сократить. Растут налоги на бизнес, снижаются социальные выплаты», – поделился мнением первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Эксперт предрекает, что экономия на невыплате пособий тем, кто ранее не участвовал в страховой системе, и тем, кто впервые ищет работу, будет выше, чем 70% надбавка зарегистрированным на бирже труда. «Надбавку еще нужно будет обосновать справками, получить, а экономия на невыплате будет мгновенной. То есть бумажная волокита будет, но она потребуется тем, кто все-таки будет стремиться получить пособие», – добавил аналитик.
Учитывая, что на сегодняшний день максимальный уровень пособия составляет 4900 рублей, без учета уральского коэффициента, мы видим, что эта цифра не дает величины прожиточного минимума, отметила заведующая кафедрой «Философия, история и право» Челябинского филиала финансового университета при правительстве РФ Ирина Кравченко. «Даже если, предположим, на 70% будет увеличено пособие по безработице, оно не даст той необходимой суммы, которая зафиксирована в качестве размера минимального прожиточного минимума трудоспособного населения в последнем квартале 2015 года на территории Челябинской области – 9661 рубль. Поэтому, можно констатировать факт, что предложенные меры не решают сложившиеся проблемы», – пояснила эксперт.
Сейчас власти думают о введении всевозможных дополнительных сборов и частичной отмене или заморозке льгот, считает заместитель начальника аналитического департамента ИК «Окей Брокер» Сергей Алин. «К сожалению, не факт, что дальше бумаги дело действительно пойдет. Часто такие инициативы вводятся больше для создания некого общего эффекта заботы о гражданах. На практике далеко не все могут такие пособия получить, не отвечая жестким требованиям», – говорит аналитик. С ним согласился эксперт-аналитик MFX Broker Антон Краско: «Даже если инициатива получит продолжение, то на увеличенные пособия смогут рассчитывать очень немногие, поскольку, учитывая нынешний уровень бюрократии и коррупционного налога, большая часть этих средств будет расходоваться неэффективно и неравномерно».
В ситуации принятия предложенных изменений без кипы документов точно не обойтись, к тому же пока не очевидны критерии, по которым увеличенные пособия будут выплачиваться, скорее всего их будет больше – не только большой трудовой стаж, полагает директор кадрового агентства «Бизнес и кадры» Людмила Соколова. «Кстати, непонятно, что такое «большой» стаж. Непонятно также, почему для категории «впервые ищущих работу», а это чаще всего выпускники, минимальная поддержка станет недоступной. Вины выпускников в отсутствии достойных рабочих мест нет», – поделилась мнением HR-специалист.
В последние годы государственные органы занятости работают все менее неэффективно из-за низкой популярности их услуг среди населения, заметил финансовый аналитик группы компаний «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. «Так, согласно данным по методологии МОТ, уровень безработицы в январе составлял 5,8% (4,4 миллиона человек). Для сравнения: численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения была меньше почти в 4,5 раза. То есть безработные явно не спешили регистрироваться, что объективно снижает возможности государства регулировать данный показатель», – пояснил аналитик. По мнению Тимура Нигматуллина, основной причиной нежелания безработных регистрироваться в государственных учреждениях службы занятости является низкий размер пособий по безработице. «Таким образом, увеличение пособий, в том числе в ущерб тем, кто ранее не участвовал в страховой системе или впервые ищет работу, является достаточно эффективной мерой с точки зрения оптимизации механизма государственной помощи в деле трудоустройства граждан. Тем не менее, по моим оценкам, только за счет перераспределения 70% увеличения пособий достичь не удастся. Скорее всего, потребуется увеличение объема финансирования из бюджета», – заключил эксперт.