«Я могу отчитаться о каждом заработанном мной миллионе, кроме первого» – крылатое высказывание, приписываемое то американскому магнату Джону Рокфеллеру, то легендарному Генри Форду, в равной степени можно отнести на счет и многих известных челябинских бизнесменов, вошедших в «золотую сотню». Накопление стартового капитала – фактически табуированная тема: одни промышленные магнаты застенчиво вспоминают, как в студенческие годы разгружали вагоны и шабашили в стройотрядах, другие ссылаются на благоприятное стечение обстоятельств, которое позволило им получить сумасшедший навар с пары удачных сделок. У большинства же в биографии между строчками «поступил в институт» и «стал владельцем заводов, газет, пароходов» – многозначительные лакуны. Итак, что же известно о первых бизнес-проектах самых состоятельных предпринимателей региона?
Владелец крупнейшего пищевого холдинга «Макфа» и экс-губернатор области Михаил Юревич в одном из интервью рассказал, что «всякими путями старался заработать деньги» еще во время учебы на старших курсах института: и вагоны разгружал на станции, и на овощных базах трудился, и мусор убирал – «короче, обыкновенная студенческая шабашная работа». «Я заканчивал ЧПИ в конце 1980-х годов, в то время на предприятия области пошли бартерные товары, в основном бытовая техника, и я начал на ней зарабатывать, – говорит он. – Честно сказать, занимался самым обыкновенным мелким спекулятивным бизнесом. Схема простая: купил видеомагнитофон или мебельный гарнитур в Магнитогорске, привез его в Челябинск, продал, на разнице цен получил небольшую прибыль. Потом занялся более серьезным бизнесом – продажей автомобилей. Ездил в Самару и Тольятти, завязал там связи и начал получать на реализацию по 10-20 машин. Одно время ежемесячно продавал по 70 автомобилей, вот и пошла первая хорошая прибыль». Однако из-за постоянных скачков цен бизнес был нестабилен, и с конца 1994 года Михаил Юревич стал заниматься поставками продуктов, пригласив в компаньоны одногруппника Александра Поплавского, который сейчас владеет магазином «Сезам». Во времена тотального дефицита грузовик с партией чая, кофе или сахара расходился моментально даже при 50-процентной наценке. «За год-два получилось сколотить очень приличное состояние, – признается Михаил Юревич. – Пару раз везло просто невероятно. Буквально накануне разразившегося в стране «маргаринового кризиса» мы заключили контракт о поставках этого самого маргарина почти на два миллиона долларов. Цены резко взлетают вверх, и с рентабельностью в 50 процентов весь наш маргарин уходит влет. Только на маргарине в 1994 году я за один месяц заработал миллион долларов».
Известный предприниматель Артур Никитин, родившийся в семье педагогов и закончивший энергетический факультет ЧПИ, перспективный молодой специалист два года по распределению проработал инженером-наладчиком в тресте «Южуралэлектромонтаж». Но, почувствовав перестроечный ветер перемен, еще в 1988 году основал первый швейный кооператив «Игла» и открыл цех по производству чулочно-носочных изделий и пошиву одежды. Но сумасшедшие деньги принес издательский бизнес – основанный им в 1991 году издательский дом «Содружество» выпускал самый ходовой товар: от телефонных справочников до любовных романов, обеспечивал рентабельность 8000% на каждый вложенный рубль. А в начале 1990-х переключается на поставки продовольствия и строительный бизнес и благодаря дружбе с мэром Челябинска Вячеславом Тарасовым получает крупные земельные участки – в том числе главную площадь города – под коммерческое использование.
Еще один типичный представитель поколения «детей перестройки» – владелец молочных заводов Дмитрий Еремин. После службы в армии студент института физкультуры в 20 лет становится руководителем клуба атлетической гимнастики «Монолит» при Челябинском обкоме ВЛКСМ, а чуть позже открывает для души видеосалон. Затем они на пару с молодым предпринимателем Артуром Никитиным выкупают часть Дома быта на улице Васенко, проводят ремонт и сдают площади в аренду под магазины и офисы. В середине 1990-х Дмитрий Еремин успешно развивает ресторанный бизнес: «Тамерлан», «Белое солнце пустыни», «Сицилия» и «Уральские пельмени» известны в городе и приносят невероятный доход. Кстати, в борьбе за «Уральские пельмени» Дмитрий Еремин обошел фаворита мэра Тарасова – бизнесмена Олега Колесникова.
«В молодости я хотел быть похожим на Фрэнка Каупервуда, главного героя романа Драйзера «Финансист». Мне импонировали его целеустремленность, смелость идей, размах деятельности», – признался Олег Колесников в одном из интервью.
Подобно кумиру своей юности Колесников начинал с торговых спекуляций, и первые сделки заключил, еще будучи студентом Челябинского политехнического института. А свой первый миллион заработал установкой на подъездах кодовых замков и перепродаже телевизоров.
В середине 1990-х молодой миллионер потерял почти всё: деньги, бизнес, компаньонов и даже на несколько месяцев – свободу, став фигурантом дела о поставках в бюджетные организации израильского медицинского оборудования по завышенным ценам. Быстро оправившись от неудачи, он сколотил крупное состояние.
Известный челябинский бизнесмен Виталий Рыльских признавался, что первый в жизни самостоятельный заработок – десять рублей – получил в 16 лет: раскладывал по лоткам булки на «Первом хлебозаводе». Затем, устроившись на завод, не упускал возможности подзаработать на «шабашках», причем не стеснялся тяжелой работы: был и сварщиком, и монтажником, и бетон месил. «За сезон мог заработать две, три... пять тысяч. Это было первое серьезное дело, которое поддерживало мою семью», – вспоминает он. А первым бизнес-проектом стали цветочные киоски, которые он открыл в конце 1980-х годов возле пединститута, магазина «Детский мир» и на северо-западе: продавали гвоздики, привезенные из Баку. Стоит отметить, что цветочный бизнес у семьи Рыльских по-прежнему остался: супруга Виталия Павловича вместе с компаньоном владеет магазином «Азалия» и цветочным торговым комплексом у педуниверситета.
Выпускник автотракторного факультета ЧПИ Александр Букреев создал компанию «Легион» спустя четыре года после службы в армии, в 1992 году. Сначала это была фирма, занимающаяся промышленным альпинизмом, Букреев сам участвовал в высотных работах. Постепенно расширяя перечень работ, он превратил организацию в структуру полного цикла – от проектирования и добычи полезных ископаемых до строительных работ, производства комплектующих и управления коммунальным хозяйством.
Борис Видгоф, владелец компании «Бовид», а также отелей и офисных зданий в центре города, вспоминает, что первые деньги заработал в филармонии дворником в возрасте тринадцати лет, а первоначальный капитал для собственного бизнеса сколотил на оптовых поставках оргтехники и продаже продукции местных заводов. «До армии (а служил Борис Видгоф на Чукотке. – Прим.ред.) мне очень нравились спорт и фотография, – рассказал он в одном из интервью. – Хотел быть спортивным фотокорреспондентом. Но после армии то ли стал серьезней, то ли еще что, но как отрезало. До сих пор не люблю брать в руки фотоаппарат».
После окончания челябинского культпросветучилища заведовал клубом в машиностроительном техникуме, но копеечный заработок вынудил искать другую стезю. Устроился на ЧТЗ слесарем-сборщиком в цех сборки моторов: признается, что работал сутками, зато получал приличные деньги. «Как раз в то время я женился, родился старший сын Миша. Главной задачей для меня было – обеспечить семью», – говорит Борис Видгоф, отмечая при этом, что всегда точно знал, что уйдет с завода ровно через два года – «такая была внутренняя установка». Так и случилось в 1988 году: армейский товарищ предложил стал компаньоном и открыть собственное дело, и уже довольно скоро Борис Видгоф взял бизнес в свои руки.
Константина Захарова, который сегодня возглавляет совет директоров «Теплоприбор», с ранних лет увлекало ракетостроение, так что выбор будущей профессии был осознанным. Окончив школу с золотой медалью, паренек из Ташкента отправился в Челябинск – поступать в ЧПИ на факультет ДПА («двигатели, приборы, автоматы»). Но в начале 1990-х российская оборонка переживала не лучшие времена, так что пришлось искать свое место в новых экономических реалиях.
В студенческие годы Константин Захаров серьезно занимался спортом и достиг заметных результатов в тяжелой атлетике, вместе с товарищами он создал небольшое производственное предприятие по выпуску спортивных тренажеров, соединив увлечение спортом и профессиональные навыки. Студенты сами проектировали изделия, сами налаживали сбыт. Таким образом был заработан первый капитал и получен первый бизнес-опыт.
Генеральный партнер проекта – ПАО «БИНБАНК»
БИНБАНК – крупный федеральный банк, который более 20 лет демонстрирует устойчивую динамику развития бизнеса. Основан 1 ноября 1993 года, генеральная лицензия №2562. Банк обслуживает частных лиц, малый и средний бизнес, крупных корпоративных клиентов. Основными акционерами банка являются Микаил Шишханов (59,4% акций) и Михаил Гуцериев – (39,4% акций).
Помимо БИНБАНКа в его группу входят МДМ Банк, «БИНБАНК кредитные карты», «БИНБАНК Мурманск», банк «Кедр», «БИНБАНК Смоленск», «БИНБАНК Сургут», «БИНБАНК Тверь» и Уралприватбанк.
Оценки национальных и международных рейтинговых агентств подтверждают надежность, стабильность и значительный потенциал Банка. По данным ЦБ РФ, БИНБАНК входит в топ-30 крупнейших банков России. Региональная сеть насчитывает порядка 500 офисов по всей России.
Титульный партнер проекта – MANGO OFFICE
«Манго Телеком» предоставляет бизнесу услуги облачной телефонии. Компания основана в 2000 году. Сегодня она занимает первое место на российском рынке виртуальных АТС и входит в топ-20 телекоммуникационных компаний РФ.
Линейка продуктов MANGO OFFICE включает виртуальную АТС, облачную CRM-систему и центр обработки вызовов. Кроме того, «Манго Телеком» предлагает услуги местной, междугородной и международной связи, городские номера во всех регионах присутствия и в коде 8-800, необходимое оборудование. Клиенты компании получают бесплатные консультации по настройке продуктов и круглосуточную техническую поддержку.
Филиалы «Манго Телеком» работают более чем в 20 крупнейших городах России – от Калининграда до Владивостока, а также в Германии. Ее услугами пользуется свыше 39 000 предприятий.
Партнер проекта – Курортный поселок «Родина» на озере «Банное»
Курорт «Родина» находится в самом центре туриндустрии Урала. На территории курорта находятся собственный пляж на берегу чистейшего озера Банное, ресторанный комплекс, детские и спортивные площадки, SPA-центр и бассейны. Из окон апартаментов открывается прекрасный вид на горы, озеро, а также на крупнейшие горнолыжные центры России.
Генеральный радио-партнер проекта – Радио Business FM