В следующем году все предприятия региона будут обязаны перейти на новую контрольно-кассовую технику, которая будет передавать данные в налоговую в режиме онлайн. Порядка 40 тысяч кассовых аппаратов в Челябинской области подлежат замене. Зачем населению нужны чеки, которые приходят на электронку, сколько стоят новые аппараты, почему бизнесу выгодна новация и когда можно обзавестись новинкой, нашему сайту рассказал старший государственный налоговый инспектор контрольного отдела УФНС России по Челябинской области Никита Шпаковский.
– Никита Александрович, когда южноуральские предприниматели должны полностью перейти на новую контрольно-кассовую технику (ККТ)?
– Новый порядок регистрации аппаратов вступает в силу 1 февраля 2017 года. То есть с этого момента регистрировать можно только технику, адаптированную для работы в режиме онлайн. А применение новых кассовых аппаратов станет обязательным для бизнеса с 1 июля. Исключение составляют сфера услуг, вендинг, ИП и юрлица, находящиеся на ЕНВД или патентной системах налогообложения. Отсрочка дается с той целью, чтобы сохранить преференции для малого предпринимательства – большей части бизнес-субъектов в нашем регионе. Необязательно использовать ККТ при продаже газет и журналов, ценных бумаг, проездных документов, обеспечении питанием в учебных заведениях, торговле на рынках, ярмарках и выставочных комплексах, ремонте обуви, уходе за детьми и престарелыми и пр.
– Как будет происходить передача данных в налоговую?
– Все данные будут уходить через сеть Интернет. Новый кассовый аппарат предусматривает наличие программного комплекса, который будет подключен к Сети. Когда продавец проводит оплату, информация о чеке уходит оператору фискальных данных (ОФД). Он проверяет его достоверность, аккумулирует информацию и передает ее в налоговую инспекцию. Все данные будут храниться в «облаке». Доступ бизнеса к ним будет осуществляться через фискальный накопитель. Очень часто поступают вопросы, как будет осуществляться передача данных в случае перебоев с Интернетом. Предполагается, что в такие моменты они будут сохраняться в фискальном накопителе, а при восстановлении связи уходить в ОФД и налоговую. Не нужно опасаться, что что-то потеряется.
– Зачем необходимы онлайн-кассы? Будет ли польза от них населению?
– Основная цель, которую декларируют Минфин и ФНС России, это непосредственная защита прав потребителей. С новым порядком любой потребитель может получить чек как на бумажном носителе, так и в электронном виде, о чем он должен заявить кассиру непосредственно перед оплатой покупки и предоставить адрес своей электронной почты. Особенно удобно это будет при покупках в интернет-магазинах, когда отсутствует прямой контакт с продавцом. Планируется также обеспечить возможность проверки корректности электронного чека с помощью смартфона через специальное приложение. Для потребителей возможность получения чека в электронном виде будет полезна, к примеру, в случае обращения с претензией на некачественный товар или услугу в суд. Электронный чек поможет защитить права потребителя.
– Полагаю, плюсы есть и для контролирующих органов?
– Несомненно, поскольку при проведении контроля автоматически будет отсеян пласт предпринимателей, которые добросовестно ведут свою деятельность. Если раньше инспекторы выходили на точки, проводили контрольные закупки или действовали по жалобам, то сейчас, проанализировав те данные, которые будут поступать в режиме онлайн, будет сразу видно, к кому нужно идти с проверками в первую очередь. Таким образом, все ресурсы будут направлены на пресечение незаконной деятельности и работы тех, кто скрывает свои доходы.
– А выиграет ли бизнес?
– У бизнеса появилась реальная возможность сэкономить на обслуживании техники, поскольку отменяется институт обязательного техобслуживания ККТ. Сейчас компании обязаны заключать договоры с центрами обслуживания и платить за выезд механика, иногда попросту ненужный. В новых кассах предприниматель может даже сам заменить фискальный накопитель, сэкономив время и деньги. Намного упрощена процедура фискализации. Раньше необходимо было приходить в налоговую инспекцию по месту учета, проводить там процедуру замены блока – с новыми ККТ контакт с контролирующими органами практически не требуется. Это касается и регистрации аппарата, провести которую можно в онлайн-режиме в «Личном кабинете» на сайте ФНС. Немаловажно и то, что бизнес получит новый инструмент самоконтроля – операции по всем точкам будут «стекаться» в одно место и будут доступны в электронном виде.
– Полагаю, многие предприятия опасаются больших затрат. Будет ли какая-то в этом плане финансовая помощь?
– Предприниматели, безусловно, понесут определенные затраты – замена ККТ проходит за счет компании. Однако Государственная дума сейчас рассматривает поправки, которые предусматривают налоговый вычет в размере 100% понесенных затрат на приобретение и модернизацию кассового аппарата. Я считаю, что с большой долей вероятности они будут приняты, поскольку у государства есть задача – содействовать развитию малого бизнеса. По приблизительным расчетам стоимость одного кассового аппарата в зависимости от производителя обойдется в сумму от 20 тысяч рублей, комплект доработок – от 9 тысяч рублей. Монополистов в этой сфере точно не будет – все действующие производители техники уже перешли на новый порядок. Но не исключено, что при большом потоке заявок (если бизнес все-таки затянет процесс перехода), производители вполне могут пересмотреть ценовую политику в сторону повышения.
– Есть ли желающие уже сейчас начать замену техники?
– Да, в основном это крупный ритейл и представители бизнес-сообщества, которые выбирают активную жизненную позицию в рамках ведения своего бизнеса. Они готовы к переменам и ничего не опасаются, так как работают «вбелую». Печально, что наши предприниматели в большинстве своем ждут до последнего, рассчитывая, видимо, на какие-то отсрочки или изменения. Их не будет – в 2017 году все кассовые аппараты необходимо подвести под новые стандарты работы. Как будет проходить этот процесс, во многом зависит от самих предпринимателей – в «пожарном» режиме с очередями или спокойно. Именно поэтому мы уже сейчас говорим о старте кампании по замене ККТ.
– Получается, онлайн-кассы позволят выявить нечистых на руку бизнесменов. Можно ли сейчас оценить насколько очистится рынок Челябинской области?
– К сожалению, пока мы не можем со стопроцентной уверенностью сказать, сколько предприятий после нововведения уйдут в тень или вообще прекратят свою деятельность, поскольку на данный момент регистрация новых ККТ в Челябинской области не началась. Вообще такая возможность появилась с 1 сентября, но в нашем регионе пока не представлены операторы по передаче фискальных данных. Ряд компаний уже направил заявки в ФНС. Как только они будут пролицензированы, компании смогут начать замену ККТ, а мы сможем вычленить процент недобросовестных плательщиков. По примерным расчетам выдача лицензий произойдет уже в октябре. При этом некоторые производители уже сейчас готовы предоставить новые модели ККТ и комплекты доработок для старой техники.
– Могут ли предприятия увильнуть от установки нового оборудования?
– Онлайн-кассы сделают работу компаний более прозрачной для контролирующих органов. Налоговые органы в ходе проверки увидят, кто из предпринимателей занижает, скрывает доходы или вообще не установил новые аппараты, сопоставив полученные данные с текущей отчетностью. На основе этого мы сможем организовывать камеральные или выездные проверки, чтобы доначислить сокрытые налоги. Если бизнес не установит новые кассы, будут применены штрафные санкции: для ИП – не менее 10 тысяч рублей, для юрлиц – до одного размера суммы расчета, но не менее 30 тысяч рублей.
За 8 месяцев 2016 года налоговыми органами Челябинской области было выявлено более 100 фактов осуществления коммерческой деятельности лицами, не имеющими госрегистрации в качестве ИП.
Фото: Фото Олега Каргаполова