Нередко собственники бизнеса рассматривают ликвидацию предприятия как способ решения различных финансовых проблем. Например, как избавление от возможных или существующих налоговых претензий, нежелание производить расчеты с контрагентами. Множество компаний предлагают «дешево и быстро» закрыть любую организацию. К какому результату это может привести, рассказывают эксперты компании «ЭФФА».
Согласно законодательству РФ, ликвидация юридического лица – это прекращение деятельности без перехода в порядке правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. При этом в Единый государственный реестр юридических лиц вносится соответствующая запись. Тщательная подготовка и грамотное проведение процедуры ликвидации исключает вероятность проведения каких-либо проверок налоговыми органами, а также предъявления имущественных требований, возникших в процессе деятельности предприятия.
Однако для завершения процесса официальной ликвидации юридического лица требуется как минимум 2,5 месяца. Помимо этого на практике могут возникнуть некоторые затруднения, в частности: проведение проверок налоговыми органами или предъявление требований кредиторами. Опасаясь последствий столкновения с такими обстоятельствами, законную ликвидацию зачастую подменяют альтернативными методами или «псевдоликвидацией».
Так, называя это «ликвидацией», юридические и бухгалтерские фирмы нередко предлагают услуги по смене собственников и руководящего звена компании. Юридический адрес при этом меняется на адрес регистрации нового директора (генерального директора) или иной, предлагаемый регистрирующей фирмой. Срок проведения таких мероприятий составляет около 15 дней. И на этом процедура «ликвидации» считается завершенной, хотя на самом деле компания продолжает существовать.
В свою очередь предприниматели, завершив указанные «ликвидационные» действия, уверены в том, что больше не имеют отношения к своей организации и освободили себя от ответственности, в том числе за уклонение от уплаты установленных законодательством налогов и сборов.
Популярность такой процедуры обусловлена неверным пониманием юридических последствий таких действий. «Альтернативная ликвидация» не является ликвидацией с точки зрения закона. Однако исключение риска проведения выездной налоговой проверки, заметное сокращение сроков «избавления» от фирмы при относительно небольших финансовых затратах способствует широкому распространению серых методов. Тем не менее все перечисленные преимущества такого оформления при неблагоприятном развитии событий и настойчивых кредиторах теряют свою актуальность.
Следует отметить, что при законной ликвидации юридических лиц ввиду чрезмерной загруженности налоговых органов, далеко не все предприятия попадают под пристальную проверку. В связи с чем отказываться от официального оформления только по этому основанию нецелесообразно.
Не стоит ожидать, что проданная фирма в скором времени «умрет» в связи с принятием соответствующего решения регистрирующим органом (ст. 12.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Исключение недействующих организаций из ЕГРЮЛ является правом, а не обязанностью налоговых органов. А при наличии определенных условий и вовсе невозможно, например, если получено заявление от кредиторов о том, что предстоящим исключением нарушаются их законные интересы.
Не стоит забывать о том, что «псевдопокупатели» компаний не намерены осуществлять управление ею, а также вести деятельность. Как правило, о предоставлении отчетности в налоговые органы и внебюджетные фонды, установленные законодательством, они вовсе не заботятся. Это влечет за собой наложение штрафов и начисление пеней. Таким образом, юридическое лицо становится должником перед бюджетом, что сильно затягивает процесс действительной ликвидации.
Крайне распространенным заблуждением является то, что смена первых лиц в компании освободит от вопросов со стороны налоговых органов прежних владельцев и позволит избежать уголовной ответственности, в том числе за неуплату налогов и сборов. Ответственным за совершение указанных деяний может быть признано лицо, фактически руководившее деятельностью компании в периоде, в котором имели место преступные действия (ст. 199 УК РФ).
Напомним также, что ст. 173.1 УК РФ предусматривает ответственность за образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, данных, повлекшее внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах.
Схожие последствия могут наступить при иных способах «ликвидации», в частности – путем реорганизации.
– Мы надеемся, что данная статья даст возможность трезво оценить риски альтернативной ликвидации и сделать правильный выбор, – рассказывает ведущий эксперт ООО «ЭФФА» Алина Мамалеева. – Начинать бизнес следует с полным осознанием последствий всех предпринимаемых действий. Приоритетной задачей нашей компании является снижение рисков потерь на всех этапах существования предприятия. Если ваш бизнес стал заложником альтернативной ликвидации, наши специалисты помогут найти законный и эффективный способ разрешения ситуации.
ООО «Эффа»,
адрес: г. Челябинск, ул. работниц 72;
тел.: +7 (351) 242-04-67;
Efafinance.ru.
Vk.com.