Все новости
Все новости

На страже имущества, или Как грамотно оформить договор доверительного управления

Об условиях данных сделок рассказали эксперты консультационного центра «ВнешЭкономАудит».

Если управление имуществом требует специальных знаний и квалификации — целесообразно передать его в доверительное управление. Такой шаг будет эффективен и в целях экономии собственного времени, однако для передачи актива необходимо грамотно оформить специальный договор. Подробнее об условиях данных сделок и особенностях их заключения и исполнения рассказали эксперты консультационного центра «ВнешЭкономАудит».

Поделиться

Что такое доверительное управление имуществом?

Доверительное управление имуществом — это управление чужим имуществом, осуществляемое профессиональным управляющим. Данный процесс осуществляется в интересах учредителя доверительного управления или выгодоприобретателя. Кроме того, существуют случаи, когда передача имущества в доверительное управление является обязанностью, а не правом.

Так, в случае, если владение может привести к конфликту интересов, владелец обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ*. Под конфликтом интересов** при этом понимается ситуация, при которой личная заинтересованность человека, замещающего должность, может повлиять на надлежащее исполнение обязанностей.

Заключение договора доверительного управления имуществом: основные нюансы

Алгоритм действий по оформлению передачи*** доли в доверительное управление состоит в следующем: одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление. Другая сторона обязуется осуществлять управление в интересах учредителя или указанного им лица (выгодоприобретателя).

При этом право собственности на долю, передаваемую стороннему управляющему, сохраняется за её изначальным владельцем, а все сделки, совершаемые с использованием имущества, осуществляются от лица управляющего.

Сторонами договора доверительного управления являются:

  • учредитель доверительного управления (собственник имущества или другое лицо в установленных законом случаях)****;

  • выгодоприобретатель (собственник имущества или иное указанное учредителем лицо);

  • доверительный управляющий управления (только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, если иное не предусмотрено законом).

Максимальный срок действия договора доверительного управления составляет 5 лет. Если после окончания указанного срока ни одна из сторон не изъявляет желания расторгнуть договор, он считается продленным на такой же период. При этом договор может быть заключен в простой письменной форме, заверять его у нотариуса вовсе необязательно.

Важно обратить внимание и на то, что договор доверительного управления может быть как возмездным, так и безвозмездным. И хотя по умолчанию предполагается первый вариант, ст.1016 ГК РФ предусматривает возможность заключения безвозмездного договора.

Важно: Если договор доверительного управления будет заключаться с коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем, то вознаграждение должно быть предусмотрено. Иначе это будет противоречить целям субъектов предпринимательской деятельности и рассматриваться налоговыми органами как дарение в отношениях между коммерсантами, что запрещено ГК РФ. При выявлении безвозмездного договора между коммерсантами налоговые органы требуют уплаты налогов с безвозмездно оказанных услуг.

Сделки с переданным имуществом доверительный управляющий совершает от своего собственного имени, указывая при этом, что он действует в качестве доверительного управляющего. Для этого в письменных документах после имени или наименования ставится пометка «Д.У.»*****.

Форма и государственная регистрация договора

Договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме, а передача недвижимого имущества подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на недвижимость. В противном случае договор будет считаться недействительным.

Кроме того, в течение трех рабочих дней с момента заключения договора необходимо направить в ИФНС заявление, составленное по форме № Р14001. При внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся учреждения доверительного управления, заявителями могут быть участник общества, исполнитель завещания или нотариус, учредившие это доверительное управление.

Важно: Предоставляя свои права в отношении доли в уставном капитале доверительному управляющему, владелец доли передает ему также и саму возможность участия в управлении деятельностью общества в целом.

Это означает, что доверительный управляющий может:

  • участвовать в общих голосованиях участников;

  • получать и использовать любую информацию о функционировании общества;

  • излагать свою позицию по вопросу разделения прибыли и пр.

Если остались вопросы, эксперты консультационного центра «ВнешЭкономАудит» всегда готовы оперативно оказать помощь представителям предпринимательского сообщества по вопросам правовой и финансовой деятельности. Это позволит своевременно выявлять и устранять ошибки, не запускать учет и свести к минимуму риск потерь при налоговой проверке.

*Согласно ст.1 ст.12.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». ** В соответствии со ст.10 Закона № 273-ФЗ. ***Процедура передачи имущества в доверительное управление регламентируется главой 53 ГК РФ. **** ст.1014 ГК РФ. *****П.3 ст.1012 ГК РФ.

Фото: клиент

Новости компаний

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter