На работе Александр Седов отвечает за охрану труда на крупном промышленном предприятии. А в свободное время рыбачит, причём зачастую в экстремальных условиях. Чтобы легче было забираться в глухие края, он смастерил буксировщик собственной конструкции — так называемую «мотособаку». 74.ru продолжает проект «Несуровый Челябинск» — серию публикаций о работниках челябинских предприятий и компаний, их трудовых буднях и хобби.
Если вы знаете интересных людей, работающих на челябинских заводах, и считаете, что о них стоит рассказать на 74.ru, пишите на почту редакциис с пометкой «Несуровый Челябинск».
От бинта до каски
Когда мы шли к месту работы нашего героя, обратили внимание на человека с ведром песка в руках. Сотрудник предприятия посыпал тротуар вдоль заводских корпусов. Мелочь, но приятно. Особенно, когда вспомнишь, как утром приходится в буквальном смысле скользить по дороге на работу.
— Заботиться о безопасных условиях для сотрудников — как раз наша основная работа, — говорит начальник службы охраны труда, промбезопасности, радиационного контроля и экологии филиала «Донкарб Графит» в Челябинске Александр Седов. — И здесь нет мелочей, какими бы они не казались на первый взгляд. Потому что от правильной организации охраны труда зависит жизнь и здоровье человека.
Компания «Донкарб Графит» (входит в группу «Энергопром»), на челябинской площадке которой мы побывали, — единственный производитель реакторного графита в стране и продукции из силицированного графита по гособоронзаказу. Здесь много корпусов, в том числе есть опасные производства.
— Для всех поступающих на завод, а также сотрудников подрядных организаций мы проводим инструктажи при приёме на работу. Контролируем соблюдение законодательства о труде и промышленной безопасности. А это понятие очень широкое, как говорится, от бинта до ваты, — улыбается Александр Седов. — Стараемся сделать всё, чтобы у сотрудников не было травм, чтобы они как можно меньше болели, а предприятие не подвергалось административному прессингу и дополнительным расходам.
В «Донкарб Графите» Александр Седов работает четыре года. Под его началом трудится шесть человек. По образованию Александр Степанович медик — окончил медучилище, а позже институт. Пять лет проработал главным санитарным врачом Сосновского района, потом трудился заместителем главного государственного санитарного врача и главным санитарным врачом областного ГУВД, а также в Гострудинспекции. В общем всю жизнь стоит на защите здоровья и жизни граждан.
— Хватает у нас и вредных, и опасных производств. Тем не менее работаем над тем, чтобы минимизировать риски, — говорит Александр Седов. — За прошлый год была только одна травма — человек ушиб ногу, ушёл на больничный и ничего не сказал. Сейчас проводим проверку по этому случаю.
Также среди забот Александра Седова — экипировка сотрудников форменной одеждой и всевозможными средствами защиты. Здесь важно не только заполнить склад необходимой продукцией, но и проследить за её качеством, бесперебойным пополнением.
Наш собеседник показывает образцы курток, обуви, касок, масок, очков, прочих других средств защиты и экипировки. Всё это завод закупает для обеспечения промышленной безопасности на предприятии.
Также Александр Степанович делится планами на будущее.
— Планируем этот кабинет переоборудовать для проведения обучения, — говорит Седов. — По телевизору будем показывать лучшие практики и достижения. Здесь же поставим компьютеры, будем проводить аттестацию и инструктажи.
«Мотособака» сугробов не боится
Александр Седов — рыбак с полувековым стажем. В детстве жил на Каме, где каждый мужчина умеет обращаться с удочкой.
— Начал рыбачить, когда мне ещё и пяти лет не было, — вспоминает Александр Степанович. — Шибко мне это нравилось. Готов был сидеть с удочкой в любое время года, зима или лето — неважно. Знаете, как говорят: не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда.
Совсем недавно, как выяснилось, Седов рыбачил при минус 30 градусах. В минувшие новогодние праздники ездил к двоюродному брату за 300 километров от Нижневартовска.
— Поймал 19 окуней общим весом почти 10 килограммов, — делится впечатлениями наш герой. — Выходит, в среднем каждая рыбка вытянула на полкило.
Александру Степановичу не страшны ни морозы, ни ветер, особое удовольствие он получает от подлёдной рыбалки. Но, как и любой заядлый рыбак, сталкивался с одной и той же проблемой: как доставить себя, снасти и оборудование к месту с хорошим клёвом. Седов изучил, что предлагают на эту тему в интернете. Обратил внимание на «мотособаку» — буксировщик, который преодолеет практически любую преграду по льду и глубокому снегу. В народе такое название дали за сходство с собачьими упряжками — только вместо животных здесь двигатель на гусеницах, а к нему крепятся сани. Топлива «мотособаки» расходуют немного, могут работать при сильном ветре и морозах, перевозят достаточно много груза.
— Едет «мотособака» по любым сугробам и буеракам. Рулить проще простого — стоишь в санях и поворачиваешь, — рассказывает Александр Седов. — В общем, интересная штука. Есть даже модели, которые разбираются и в сложенном виде занимают не больше места, чем коробка от телевизора.
Сначала он просто хотел купить один из буксировщиков. Но имеющиеся варианты не устроили.
— Где-то характеристики не самые лучшие: металл тонкий или двигатель слабый, — вспоминает Александр Седов. — Да и цена в 100 тысяч рублей кусается. А дешёвые буксировщики вообще брать смысла нет, проще на лыжах пробежать.
В итоге Александр Степанович решил сам соорудить «мотособаку». Посмотрел, какие двигатель, трансмиссия и амортизаторы используются, как крепятся болты. И взялся за работу.
— Купил гусеницы и двигатель мощностью 13 лошадиных сил. Металл для рамы взял покрепче — «пятёрку». Пригодился амортизатор от скутера. А для защиты от брызг коврик резиновый у жены забрал, — показывает Александр Седов. — Корпус покрыт шестью слоями стеклоткани, всё отполировано, отшлифовано. Немного усовершенствовал привычную конструкцию «мотособаки». Например, поставил возвратную пружину. Теперь, когда отпускаю ручки буксировщика, они не падают в снег. Наоборот — поднимаются вверх.
По его словам, старался сделать машину прочной, мощной и надёжной. Каждое колесо буксировщика выдерживает нагрузку до 800 килограммов. «Мотособака» весит 70 кг и летит по сугробам со скоростью до 45 км/ч, добавляет её «вожак».
Первый экземпляр «мотособаки» челябинец собрал летом 2016 года. Назвал «Акбаш» — есть такая порода мощных и выносливых собак. На практике машину испытал прошлой зимой, продолжает ездить и сейчас. К буксировщику можно прицепить четверо саней плюс ледобуры, палатки, столики раскладные, бутыли с водой и прочий груз. На рыбалку они с друзьями ездят втроём, и все сюда помещаются.
— Но до упора я скорость не развивал, потому что страшно становится, — признаётся Седов. — Быстро едет, а под снегом и бревно может оказаться, и камень. Так что предельных параметров буксировщика не могу обозначить. Но машина, как видите, крепкая.
Наш герой собирал спецмашину постепенно, прикупая детали и различные приспособления по мере необходимости. Только на крышку кузова ушло два месяца работы и семь тысяч рублей плюс полторы тысячи на металл. Всего же он трудился над «мотособакой» полгода. Поэтому назвать точную стоимость своего «пса» не смог. Шутит, что всё познается в тот момент, когда жена предъявляет счёт. По приблизительным прикидкам, любимая игрушка внуков и помощник по хозяйству для взрослых обошлась в 60–65 тысяч рублей.
Тяжёлая щука и встреча с медведем
Александр Седов рыбачил по всей области — Аргази, Сугояк, Долгобродское водохранилище. Он знает множество заветных рыбных местечек. Ради рыбалки лёгок на подъём, готов ехать и в другие регионы, и далеко-далеко на север. Татарстан проездил вдоль и поперёк.
Рассказывает, что там в прошлом году «мотособака» очень пригодилась. От места рыбалки до берега реки там было километров семь.
— Когда идёшь по глубокому снегу, ноги проваливаются по колено — очень тяжело передвигаться, — продолжает Александр Седов. — Тут и выручает «мотособака». Расход топлива у неё невелик: заправки хватает на четыре-пять часов, плюс всегда с собой запасная бутылочка — ещё на полчаса, или 15 километров, хватит.
В Челябинской области, по словам Александра Степановича, рыба весом больше трёх-четырёх килограммов редко попадается.
— Правда, лет десять назад на озере Сугояк поймал щуку — она вытянула на 9,8 килограмма. Вот это был подарок жене на 8 Марта! — вспоминает он. — А мелочь стараюсь особо не ловить, разве что кошку порадовать.
Ну и как же не спросить рыбака про самый большой улов? По словам Александра Степановича, это была щука весом 14 килограммов.
— Конечно, дело не в килограммах. Меня интересует любая рыбалка, — улыбается Седов. — Прелесть такого досуга, думаю, понятна и близка многим. На Севере отличная рыбалка, но такая мошкара! В жизни никогда столько насекомых не видел, как в тайге, когда палатка облеплена сантиметровым слоем мошки.
Впрочем, насекомые — ещё не самое страшное испытание, с которым рискуют столкнуться рыбаки. В прошлом году, когда Александр Седов с братом рыбачили, на них вышел медведь.
— Брат в лодке отплыл, а я у берега стоял, спиннинговал. Слышу — ветка хрустнула. Поворачиваюсь: метрах в 30 мишка стоит. Здоровый такой, килограммов на 250, — рассказывает Александр Степанович. — Причём ружье было у меня, а патроны — у брата. Я ему кричу: «Вези патроны, отстреливаться будем». Брат тоже орёт. Медведь оцепенел, смотрит то на меня, то на брата. Потом шарахнулся от нас и пошёл в стороне протоку переплывать.
Оказалось, что медведь шёл за лосем. Хотел его по берегу обойти, но наткнулся на людей. Седов рассказывает, что кинулся снимать на камеру, как медведь протоку переплывает. Только от волнения два раза кнопку нажал, и вместо видео лишь стоп-кадр остался. Позже местные успокоили: хорошо, что медведь попался не голодный и не раненый, такой никогда не нападёт на человека.
Сейчас Александр Седов начал собирать вторую «мотособаку». Говорит, что придумал, как ещё усовершенствовать конструкцию. А ещё колдует над тентом и суперчувствительной удочкой. В общем, с таким дедушкой внукам точно не скучно ни зимой, ни летом.
Алла Скрипова