Бизнес проблема Не до опытов? Зачем музей занимательной науки в Челябинске выставили на продажу

Не до опытов? Зачем музей занимательной науки в Челябинске выставили на продажу

Что стало с заведением, которое уже 10 лет меняет представление взрослых и детей о физике и химии

Антон и Георгий Семёновы много лет вкладывали душу в развитие научных развлечений для челябинцев
Источник:

Объявление о продаже «Экспериментуса» вызвало массу вопросов у челябинцев. Идет ли речь о закрытии заведения и что станет с его уникальными экспонатами? Да и насколько в нашем городе вообще жизнеспособны подобные проекты? 74.RU поговорил об этом с владельцами бизнеса и экспертами сферы научных развлечений. А заодно посмотрите, что стало с одним из первых в стране региональных частных музеев занимательной науки.

Источник:

Что может магнитное поле, как распространяется электричество, что такое инерция, как сделать настольный вулкан или запустить дома ракету? Вот уже 10 лет музей занимательной науки «Экспериментус» отвечает на эти и множество других вопросов, на простых примерах объясняя детям и взрослым физические и химические явления.

Все экспонаты в этом музее можно трогать и запускать
Источник:

Основатель «Экспериментуса» Антон Семёнов — по образованию инженер-технолог и с детства увлекался наукой. Но просто решать задачи в школе ему было недостаточно. Повзрослев, он решил сделать пространство, где каждый сможет поэкспериментировать с действием тех или иных физических законов. Так и родилась идея музея занимательной науки.

— В школьном кабинете физики ты что делаешь? Решаешь уравнения, и тебя не пускают к тем интересным штуковинам, которые где-то там спрятаны. У нас был хороший кабинет физики, но тем не менее всё равно не хватало этого, — рассказывает Антон Семёнов. — Я думаю: «Ну классно же, если я открою такое пространство, куда пришел, всё это руками покрутил, тебя током — бах, смешал, взорвал… И всем будет интересно». Но самая фишка в том, что я же это делал не для детей, а для таких, как я. Тогда мне было 20 с чем-то лет. Думал: «О, придут люди, будет классно, интересно, все поэкспериментируют!» Щас! Вот просто концепция начинающего предпринимателя сломалась о то, что все думают: «О, это для детей». Мы тогда открыли площадку именно для взрослых в офисном центре на втором этаже, рядом с банком. Толпы детей ходили туда.

Георгий и Антон сделали площадку, интересную и детям, и взрослым
Источник:

Антон подчеркивает, что это был первый такой региональный научный музей в России.

— Когда мы открывались, через месяц я узнал, что в Москве открылся подобный музей. Там банкиры съездили в Европу и скопировали [проект]. А у нас это была собственная идея, которая потом немножко поменялась, — продолжает он. — И с того момента идея популяризовать науку, показать детям и взрослым, что наука — это не скучно и сложно, а реально интересно, и стоит этим заниматься, превратилась в концепцию этого проекта.

Со временем из офисного центра музей переехал в помещение на 600 кв. м в парке Пушкина. Затем открылся второй филиал на третьем этаже торгово-развлекательного центра «Алмаз». Его Антон Семёнов организовал вместе с братом Георгием. А через несколько лет этот отдел «Экспериментуса» стал единственным в Челябинске — из-за дорогой аренды музей в парке Пушкина пришлось закрыть. Часть экспонатов оттуда до сих пор хранится на складе, места на площадке в «Алмазе» им не нашлось.

Большинство экспонатов Антон разработал сам
Источник:

Сложные экспонаты Антон разрабатывал самостоятельно. Над некоторыми механизмами приходилось изрядно попотеть, чтобы заставить их исправно работать. Их копий нет нигде. Вдохновение бизнесмен черпал в том числе в зарубежных музеях — после запуска собственного проекта он побывал в подобных заведениях в Сингапуре, Германии, Чехии.

— В развитых европейских странах это уже не новинка, это нормальная история. Туда ходят каждый год школьники группами целенаправленно, потому что науку там популяризуют на уровне государства. И там гораздо шире возможности, варианты и поддержка таких проектов, — рассуждает Антон Семёнов. — У нас это частный микробизнес местечковый, который несет огромную социальную нагрузку. Там же государство очень вкладывается в такие проекты и субсидирует школьников, чтобы они туда, [в музеи], ходили.

В музее есть зона для химических опытов
Источник:

Прививать интерес к науке в Челябинске пока что помогают лишь педагоги-энтузиасты.

— К нам каждый год приходит преподаватель из техникума. Каждый год она берет свою новую группу и приводит сюда. И таких педагогов несколько на город есть, которые понимают, что детям лучше показать и заинтересовать их каким-то тактильным и визуальным опытом, а не просто со слов учителя в шумном классе, — рассказывает управляющий «Экспериментуса» Георгий Семёнов.

Эксперименты проводят под присмотром экскурсоводов
Источник:

Владельцы музея обращались со своими идеями в региональные Министерства образования и культуры, их проект даже получил признание у Минкульта в 2018 году.

— Мы несколько раз пытались получить гранты президентские. Но настолько вытянутые из пальца анкеты нужно заполнять, что уже на стадии их заполнения мне казалось, что мы просто пытаемся освоить бюджетные деньги, — продолжает Георгий Семёнов. — Грантов мы не получали, но сам подход [к этому] какой-то [неправильный]. Государством декларируется, что надо [популяризовать науку], а на уровне реализации это получается сложно. А потом это всё [переходило в] «давайте сделаем через тендер, кто дешевле». Но когда вся политика сводится лишь к цене, а не к результату, это не то, что надо детям.

Многие опыты смотрятся эффектно
Источник:

Тем не менее госконтракты за компанией тоже числятся. По данным сайта госзакупок, с 2014 по 2019 год «Экспериментус» заключил больше двух десятков контрактов с центром соцзащиты «Семья» на посещение выставок. Их общая сумма — всего 187 тысяч рублей.

— У правительства есть желание всё это двигать, они запускают программы. Но когда доходит до реализации, тут много нюансов, которые в мелком масштабе сложно предусмотреть. Наш музей в рамках страны — очень маленькая история, — добавляет Антон Семёнов. — Желание, поддержка есть, но упирается часто в конкретных преподавателей, которым нужно взять класс, привезти его [к нам], показать всё. И когда доходит именно до конкретного учителя, тут часто возникают вопросы. Мы видим, что в школах есть порядка 10–20% классных учителей, которые реально хотят дать знания детям. Они сами ездят к нам. А когда всё это из-под палки, что ты должен в рамках школьного месяца обязательно сводить свой класс куда-то пять раз, не все понимают, зачем [это нужно]. Это не работает.

Разобраться в научных азах здесь помогают даже малышам
Источник:

Половину прошлого года из-за коронавирусных ограничений челябинский музей не работал. Его открыли лишь к концу лета, и за несколько месяцев администраторам удалось вернуть былой спрос. Здесь активно организуют групповые экскурсии гостям из других городов и празднование детских дней рождений. Но в этом году руководство «Экспериментуса» задумалось о его продаже.

— На данный момент музей находится на грани самоокупаемости. Причем не отрицательной, а плюсовой. Он не требует каких-то дополнительных вложений денег, он работает, — говорит о положении дел Георгий Семёнов. — Денег хватает на зарплаты администраторам, экскурсоводам, на поддержание экспонатов в рабочем состоянии, обязательные платежи. И даже остается определенная доля прибыли. Но сейчас в силу моей занятости другим бизнесом я, к сожалению, категорически не успеваю развивать музей. Дело, которым не занимаешься, чахнет и разваливается. Мы видим, что оно востребовано. Но если его не улучшать и не поддерживать, оно в какой-то момент скатится вниз. А так как сюда вложено и эмоций, и сил, и времени очень много, я переживаю, что всё это зачахнет без хорошего управляющего.

Полет у челябинского музея занимательной науки, по словам его руководителей, и спустя 10 лет нормальный
Источник:

Действующий бизнес оценили в 1,1 миллиона рублей. Объявление появилось на одном из сайтов в конце февраля, но провисело недолго. Подходящий кандидат на покупку пока не нашелся. Отдавать дело, в которое вложили всю душу, братья Семёновы абы кому не хотят.

— Сюда нужен человек, который заразится идеей и будет уметь заниматься с детьми, выстраивать контакты со школами и чем-то еще. Или, может быть, это дело будет встроено в другой аналогичный бизнес развивающих центров, — рассуждает Георгий. — Мы не смогли найти человека, которому надо было бы [развитие музея], который бы пришел не просто за какими-то деньгами и зарплатой начальника, а пришел бы еще и что-то сделать и создать. Поэтому у меня возникла мысль это продать. Пускай не за какие-то большие деньги — сумма, за которую мы хотим продать музей, в пять раз меньше вложенных сюда инвестиций. Но чтобы тот, кто это купил, относился бы к этому как к своему, и дело бы не зачахло.

«Хорошее дело, честное, работающее, отстроенное. Жалко, если загнется. А бросить то, что есть, тоже не можем. Поэтому ищем способы [его развития]»

В музее десятки экспонатов — от простых до суперсложных
Источник:

По данным сервиса «Контур.Фокус», выручка челябинского музея занимательной науки в 2019 году снизилась почти вдвое по сравнению с 2018-м и составила около 5,9 миллиона рублей. Тот год «Экспериментус» закончил с небольшим убытком. Отчетность за 2020 год компании пока только предоставляют, но, вероятно, из-за пандемии коронавируса показатели за этот период будут не лучше предыдущих.

Конкуренции на рынке научных развлечений в Челябинске особо нет. Кроме «Экспериментуса» из подобных познавательных заведений в городе работает парк чудес «Галилео». Спрос на их услуги в основном формируется за счет школьников и значительно подскакивает во время учебного года. Впрочем, взрослых и детей младшего возраста тоже не стоит списывать со счетов.

Антон и Георгий не теряют надежды найти последователя, который загорится их идеями
Источник:

Руководитель парка чудес «Галилео» Ольга Бабаева говорит, что несколько лет назад посещаемость у них пошла на спад, но сейчас она растет и стремится к показателям 2017–2018 годов.

— Люди, видимо, соскучились по таким развлечениям. Спрос именно на наш сектор я вижу, как в остальных — мне сложно судить, — оценивает обстановку Ольга Бабаева. — Конечно, нас пандемия сильно подкосила. Мы не работали почти шесть месяцев. Естественно, тяжело, оживать начали только в марте, когда послабления [коронавирусного режима] сделали и школьникам разрешили посещать музеи классом. Мы сейчас загружены на 75%. Но люди очень сильно экономят — без акций никак. По общему прайсу идут немногие, здесь важны скидки. Вообще это интересно именно школьникам, потому что мы не просто развлекательный парк, но и познавательный. У нас проходят обзорные экскурсии, как нужно взаимодействовать с экспонатами.

Превратить музей науки в прибыльное дело можно лишь за счет упорства и энтузиазма его владельцев, уверен аналитик группы компаний «ФИНАМ» Алексей Коренев.

— Было бы слишком упрощенно рассматривать подобные музеи как исключительно коммерческие проекты. Это музей утюгов, музей самоваров или музей колоколов и колокольчиков, расположенные в активно посещаемых туристических центрах, способны приносить своим владельцам ту или иную прибыль, величина которой зависит и от сезона, и от расположения, и от успешности работы, и еще от ряда факторов. А вот всевозможные музеи, ориентированные на популяризацию науки и техники, чаще всего являются следствием весьма бескорыстного увлечения самого владельца историей, наукой, культурой и так далее. И хотя подобные организации способны превратиться в действительно прибыльные музеи, это бывает не так часто, как хотелось бы, — рассуждает Алексей Коренев. — Впрочем, многое зависит и от энтузиазма самого владельца — достаточно посмотреть на весьма популярные в столице частные музеи военной техники, ретроавтомобилей и подобные. Но для этого требуются и немалое время, и весьма существенные инвестиции. Если у самого владельца соответствующих ресурсов не хватает, то самый надежный вариант — заинтересовать своей идеей или местных меценатов, или спонсоров, или власти. В этом случае можно ждать ощутимой материальной помощи, которая позволит достаточно быстро встать на ноги музею, а со временем и выйти на окупаемость.

При правильном подходе владельцы частных научных музеев могут сделать свой бизнес прибыльным
Источник:

Специфических рисков, характерных для Челябинска, в развитии этого бизнеса эксперт не видит.

— Город, конечно, расположен не на трассе Золотого кольца России, но крупный и являющийся центром достаточно населенного региона. Да и наличие приезжих туристов в какой-то степени поможет увеличить посещаемость такого музея. Остается только пожелать удачи и настойчивости энтузиастам своего дела, — заключил аналитик ГК «ФИНАМ».

Есть инсайды о закрытии или открытии интересного бизнеса в Челябинске? Или успешные примеры? Напишите нам.
Звоните8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
95
ТОП 5
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Рекомендуем
Объявления