Объявление о продаже «Экспериментуса» вызвало массу вопросов у челябинцев. Идет ли речь о закрытии заведения и что станет с его уникальными экспонатами? Да и насколько в нашем городе вообще жизнеспособны подобные проекты? 74.RU поговорил об этом с владельцами бизнеса и экспертами сферы научных развлечений. А заодно посмотрите, что стало с одним из первых в стране региональных частных музеев занимательной науки.
Что может магнитное поле, как распространяется электричество, что такое инерция, как сделать настольный вулкан или запустить дома ракету? Вот уже 10 лет музей занимательной науки «Экспериментус» отвечает на эти и множество других вопросов, на простых примерах объясняя детям и взрослым физические и химические явления.
Основатель «Экспериментуса» Антон Семёнов — по образованию инженер-технолог и с детства увлекался наукой. Но просто решать задачи в школе ему было недостаточно. Повзрослев, он решил сделать пространство, где каждый сможет поэкспериментировать с действием тех или иных физических законов. Так и родилась идея музея занимательной науки.
— В школьном кабинете физики ты что делаешь? Решаешь уравнения, и тебя не пускают к тем интересным штуковинам, которые где-то там спрятаны. У нас был хороший кабинет физики, но тем не менее всё равно не хватало этого, — рассказывает Антон Семёнов. — Я думаю: «Ну классно же, если я открою такое пространство, куда пришел, всё это руками покрутил, тебя током — бах, смешал, взорвал… И всем будет интересно». Но самая фишка в том, что я же это делал не для детей, а для таких, как я. Тогда мне было 20 с чем-то лет. Думал: «О, придут люди, будет классно, интересно, все поэкспериментируют!» Щас! Вот просто концепция начинающего предпринимателя сломалась о то, что все думают: «О, это для детей». Мы тогда открыли площадку именно для взрослых в офисном центре на втором этаже, рядом с банком. Толпы детей ходили туда.
Антон подчеркивает, что это был первый такой региональный научный музей в России.
— Когда мы открывались, через месяц я узнал, что в Москве открылся подобный музей. Там банкиры съездили в Европу и скопировали [проект]. А у нас это была собственная идея, которая потом немножко поменялась, — продолжает он. — И с того момента идея популяризовать науку, показать детям и взрослым, что наука — это не скучно и сложно, а реально интересно, и стоит этим заниматься, превратилась в концепцию этого проекта.
Со временем из офисного центра музей переехал в помещение на 600 кв. м в парке Пушкина. Затем открылся второй филиал на третьем этаже торгово-развлекательного центра «Алмаз». Его Антон Семёнов организовал вместе с братом Георгием. А через несколько лет этот отдел «Экспериментуса» стал единственным в Челябинске — из-за дорогой аренды музей в парке Пушкина пришлось закрыть. Часть экспонатов оттуда до сих пор хранится на складе, места на площадке в «Алмазе» им не нашлось.
Сложные экспонаты Антон разрабатывал самостоятельно. Над некоторыми механизмами приходилось изрядно попотеть, чтобы заставить их исправно работать. Их копий нет нигде. Вдохновение бизнесмен черпал в том числе в зарубежных музеях — после запуска собственного проекта он побывал в подобных заведениях в Сингапуре, Германии, Чехии.
— В развитых европейских странах это уже не новинка, это нормальная история. Туда ходят каждый год школьники группами целенаправленно, потому что науку там популяризуют на уровне государства. И там гораздо шире возможности, варианты и поддержка таких проектов, — рассуждает Антон Семёнов. — У нас это частный микробизнес местечковый, который несет огромную социальную нагрузку. Там же государство очень вкладывается в такие проекты и субсидирует школьников, чтобы они туда, [в музеи], ходили.
Прививать интерес к науке в Челябинске пока что помогают лишь педагоги-энтузиасты.
— К нам каждый год приходит преподаватель из техникума. Каждый год она берет свою новую группу и приводит сюда. И таких педагогов несколько на город есть, которые понимают, что детям лучше показать и заинтересовать их каким-то тактильным и визуальным опытом, а не просто со слов учителя в шумном классе, — рассказывает управляющий «Экспериментуса» Георгий Семёнов.
Владельцы музея обращались со своими идеями в региональные Министерства образования и культуры, их проект даже получил признание у Минкульта в 2018 году.
— Мы несколько раз пытались получить гранты президентские. Но настолько вытянутые из пальца анкеты нужно заполнять, что уже на стадии их заполнения мне казалось, что мы просто пытаемся освоить бюджетные деньги, — продолжает Георгий Семёнов. — Грантов мы не получали, но сам подход [к этому] какой-то [неправильный]. Государством декларируется, что надо [популяризовать науку], а на уровне реализации это получается сложно. А потом это всё [переходило в] «давайте сделаем через тендер, кто дешевле». Но когда вся политика сводится лишь к цене, а не к результату, это не то, что надо детям.
Тем не менее госконтракты за компанией тоже числятся. По данным сайта госзакупок, с 2014 по 2019 год «Экспериментус» заключил больше двух десятков контрактов с центром соцзащиты «Семья» на посещение выставок. Их общая сумма — всего 187 тысяч рублей.
— У правительства есть желание всё это двигать, они запускают программы. Но когда доходит до реализации, тут много нюансов, которые в мелком масштабе сложно предусмотреть. Наш музей в рамках страны — очень маленькая история, — добавляет Антон Семёнов. — Желание, поддержка есть, но упирается часто в конкретных преподавателей, которым нужно взять класс, привезти его [к нам], показать всё. И когда доходит именно до конкретного учителя, тут часто возникают вопросы. Мы видим, что в школах есть порядка 10–20% классных учителей, которые реально хотят дать знания детям. Они сами ездят к нам. А когда всё это из-под палки, что ты должен в рамках школьного месяца обязательно сводить свой класс куда-то пять раз, не все понимают, зачем [это нужно]. Это не работает.
Половину прошлого года из-за коронавирусных ограничений челябинский музей не работал. Его открыли лишь к концу лета, и за несколько месяцев администраторам удалось вернуть былой спрос. Здесь активно организуют групповые экскурсии гостям из других городов и празднование детских дней рождений. Но в этом году руководство «Экспериментуса» задумалось о его продаже.
— На данный момент музей находится на грани самоокупаемости. Причем не отрицательной, а плюсовой. Он не требует каких-то дополнительных вложений денег, он работает, — говорит о положении дел Георгий Семёнов. — Денег хватает на зарплаты администраторам, экскурсоводам, на поддержание экспонатов в рабочем состоянии, обязательные платежи. И даже остается определенная доля прибыли. Но сейчас в силу моей занятости другим бизнесом я, к сожалению, категорически не успеваю развивать музей. Дело, которым не занимаешься, чахнет и разваливается. Мы видим, что оно востребовано. Но если его не улучшать и не поддерживать, оно в какой-то момент скатится вниз. А так как сюда вложено и эмоций, и сил, и времени очень много, я переживаю, что всё это зачахнет без хорошего управляющего.
Действующий бизнес оценили в 1,1 миллиона рублей. Объявление появилось на одном из сайтов в конце февраля, но провисело недолго. Подходящий кандидат на покупку пока не нашелся. Отдавать дело, в которое вложили всю душу, братья Семёновы абы кому не хотят.
— Сюда нужен человек, который заразится идеей и будет уметь заниматься с детьми, выстраивать контакты со школами и чем-то еще. Или, может быть, это дело будет встроено в другой аналогичный бизнес развивающих центров, — рассуждает Георгий. — Мы не смогли найти человека, которому надо было бы [развитие музея], который бы пришел не просто за какими-то деньгами и зарплатой начальника, а пришел бы еще и что-то сделать и создать. Поэтому у меня возникла мысль это продать. Пускай не за какие-то большие деньги — сумма, за которую мы хотим продать музей, в пять раз меньше вложенных сюда инвестиций. Но чтобы тот, кто это купил, относился бы к этому как к своему, и дело бы не зачахло.
«Хорошее дело, честное, работающее, отстроенное. Жалко, если загнется. А бросить то, что есть, тоже не можем. Поэтому ищем способы [его развития]»
По данным сервиса «Контур.Фокус», выручка челябинского музея занимательной науки в 2019 году снизилась почти вдвое по сравнению с 2018-м и составила около 5,9 миллиона рублей. Тот год «Экспериментус» закончил с небольшим убытком. Отчетность за 2020 год компании пока только предоставляют, но, вероятно, из-за пандемии коронавируса показатели за этот период будут не лучше предыдущих.
Конкуренции на рынке научных развлечений в Челябинске особо нет. Кроме «Экспериментуса» из подобных познавательных заведений в городе работает парк чудес «Галилео». Спрос на их услуги в основном формируется за счет школьников и значительно подскакивает во время учебного года. Впрочем, взрослых и детей младшего возраста тоже не стоит списывать со счетов.
Руководитель парка чудес «Галилео» Ольга Бабаева говорит, что несколько лет назад посещаемость у них пошла на спад, но сейчас она растет и стремится к показателям 2017–2018 годов.
— Люди, видимо, соскучились по таким развлечениям. Спрос именно на наш сектор я вижу, как в остальных — мне сложно судить, — оценивает обстановку Ольга Бабаева. — Конечно, нас пандемия сильно подкосила. Мы не работали почти шесть месяцев. Естественно, тяжело, оживать начали только в марте, когда послабления [коронавирусного режима] сделали и школьникам разрешили посещать музеи классом. Мы сейчас загружены на 75%. Но люди очень сильно экономят — без акций никак. По общему прайсу идут немногие, здесь важны скидки. Вообще это интересно именно школьникам, потому что мы не просто развлекательный парк, но и познавательный. У нас проходят обзорные экскурсии, как нужно взаимодействовать с экспонатами.
Превратить музей науки в прибыльное дело можно лишь за счет упорства и энтузиазма его владельцев, уверен аналитик группы компаний «ФИНАМ» Алексей Коренев.
— Было бы слишком упрощенно рассматривать подобные музеи как исключительно коммерческие проекты. Это музей утюгов, музей самоваров или музей колоколов и колокольчиков, расположенные в активно посещаемых туристических центрах, способны приносить своим владельцам ту или иную прибыль, величина которой зависит и от сезона, и от расположения, и от успешности работы, и еще от ряда факторов. А вот всевозможные музеи, ориентированные на популяризацию науки и техники, чаще всего являются следствием весьма бескорыстного увлечения самого владельца историей, наукой, культурой и так далее. И хотя подобные организации способны превратиться в действительно прибыльные музеи, это бывает не так часто, как хотелось бы, — рассуждает Алексей Коренев. — Впрочем, многое зависит и от энтузиазма самого владельца — достаточно посмотреть на весьма популярные в столице частные музеи военной техники, ретроавтомобилей и подобные. Но для этого требуются и немалое время, и весьма существенные инвестиции. Если у самого владельца соответствующих ресурсов не хватает, то самый надежный вариант — заинтересовать своей идеей или местных меценатов, или спонсоров, или власти. В этом случае можно ждать ощутимой материальной помощи, которая позволит достаточно быстро встать на ноги музею, а со временем и выйти на окупаемость.
Специфических рисков, характерных для Челябинска, в развитии этого бизнеса эксперт не видит.
— Город, конечно, расположен не на трассе Золотого кольца России, но крупный и являющийся центром достаточно населенного региона. Да и наличие приезжих туристов в какой-то степени поможет увеличить посещаемость такого музея. Остается только пожелать удачи и настойчивости энтузиастам своего дела, — заключил аналитик ГК «ФИНАМ».