RU74
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Челябинске

Погода+15°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

0 м/c,

750мм 41%
Подробнее
7 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Бизнес Кризис-2024 подробности Вливание в рынки. Зачем «К&Б» выходит на биржу, почему отложен старт и кому по карману акции компании

Вливание в рынки. Зачем «К&Б» выходит на биржу, почему отложен старт и кому по карману акции компании

Разбираемся с экспертами, как изменится эта сфера торговли после IPO крупнейшего продавца алкоголя

Эксперты предупреждают, что на первых порах с акциями «Красное&Белое» начинающим и бывалым инвесторам надо быть осторожнее

Компания Mercury Retail Group, в которую входит основанная челябинцем Сергеем Студенниковым сеть «К&Б», перенесла на неопределенный срок первичное размещение акций на фондовом рынке. Публичные торги должны были стартовать 10 ноября на Московской бирже. Разбираемся с экспертами, зачем крупнейшему продавцу алкоголя в России IPO, кто может стать совладельцем «Красное&Белое», почему отложен старт и что будет с ценами на продукцию ритейлера.

Зачем «К&Б» идет на биржу


Выход на биржу перенесли на неопределенный срок, но совсем от IPO компания не отказалась

Третий по величине игрок на рынке российского продуктового ритейла — компания Mercury Retail Group — в конце октября официально проанонсировал IPO. А на прошлой неделе назвал параметры первого публичного размещения своих акций на Московской бирже.

«Мы гордимся нашей бизнес-моделью и хотим познакомить с ней международных и российских инвесторов»

— Уверены, что они высоко оценят непревзойденное сочетание нашего мощного роста и высокого уровня прибыльности, огромные возможности рынка и потенциал будущего развития компании при привлекательной дивидендной политике, — объяснил выход на IPO председатель совета директоров Mercury Retail Игорь Кесаев. — Наша компания создала и активно развивает самый прогрессирующий и быстрорастущий в России формат магазинов у дома, предлагая нашим покупателям, помимо удобного расположения в шаговой доступности, лучшую цену на весь ассортимент, а также быстрое и удобное обслуживание.

Глава компании акцентировал внимание на перспективах расширения сети магазинов по единым стандартам и проверенную годами бизнес-модель. Среди преимуществ представители Mercury Retail Group называют лидерство в самом быстрорастущем сегменте рынка, высокую рентабельность, эффективную бизнес-модель и корпоративное управление, говорится в официальном сообщении компании.

За день до начала торгов, 9 ноября, Mercury Retail Holding, владелец сети «Красное&Белое», сообщил о переносе IPO.

— Крупнейший российский оператор магазинов формата ultra-convenience и третий крупнейший продуктовый ритейлер страны объявляет о решении отложить планируемое на Московской бирже IPO в связи со сложившимися рыночными условиями, — говорится в сообщении компании.

После выхода на биржу компания станет публичной и сможет привлекать значительные средства, чтобы продолжить экспансию на рынке, указывают эксперты.

«Выход на IPO позволит компании продолжить экспансию и закрепить лидирующее положение на рынке»

— «Красное&Белое» занимает третье место по доле рынка продуктового ритейла. Вслед за экспансией продуктовых сетей широкого профиля на рынок пришли нишевые игроки, такие как «К&Б», «ВкусВилл» и FixPrice. И, в отличие от магазинов у дома с широким ассортиментом, нишевые игроки еще имеют большое пространство для роста. «К&Б», имея на данный момент 13,5 тысячи торговых точек, видит потенциальный объем магазинов в своей нише в 88 тысяч. Выход на IPO позволит компании продолжить экспансию и закрепить лидирующее положение на рынке, — объяснил исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «УНИВЕР Капитал» Артем Тузов.

Эксперты обращают внимание, что ценные бумаги в ходе IPO продают существующие акционеры.

«Причинами для размещения являются монетизация актива и кристаллизация его стоимости»

После выхода на биржу компания обязана публиковать финансовые отчеты, рассказывать о планах на будущее и внимательно следить за операционной деятельностью. Таким образом она становится более прозрачной для инвесторов.

Mercury Retail Group (Кипр) создана в 2019 году в результате объединения сетей «Красное&Белое» (собственник — Сергей Студенников), «Бристоль» и «Дикси» (собственники — Игорь Кесаев и Сергей Кациев). В итоге основателю «К&Б» Сергею Студенникову и его семье принадлежат 49% акций компании, основателям «Бристоля» Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву — 37,25% и 7,69% соответственно. Владельцы ещё 6,06% не раскрываются. Под управлением Mercury Retail Group — более 14 000 магазинов в 68 из 85 российских регионов. По данным «Контур.Фокуса», выручка компании за первые 6 месяцев 2021-го выросла на 26,5% по сравнению с прошлым годом — до 328,7 миллиарда рублей. Чистая прибыль составила 19 миллиардов.

Сколько стоит стать совладельцем «КБ»


Владельцы «Красное&Белое» планируют разместить до 200 миллионов глобальных депозитарных расписок (ГДР, удостоверяет право на одну обыкновенную акцию. — Прим. ред.) по цене 6–6,5 доллара за штуку. Окончательная цена предложения будет известна после формирования книги заявок, которое ожидается 9 ноября.

Часть акций будет распределена между инвесторами из книги заявок. Затем, 10 ноября, стартуют торги на бирже.

— Компания выбирает неплохой момент для продажи акций, так как первичные размещения всё еще интересуют инвесторов, — указывает личный брокер «Открытие Брокер» («Открытие Инвестиции») Сергей Трощенков. — Однако спрос уже становится не таким сильным, как в начале 2021 года.

Немаловажный вопрос, по какой стоимости инвесторы оценят компанию.

«Изначально они заявили настолько высокую цену, что это где-то, как мне кажется, на уровне наглости»

— Но, с другой стороны, почему бы и нет? Не зря говорят, наглость — второе счастье, может, это и сработает, — комментирует гендиректор INFOLine Иван Федяков.

С ним согласен независимый финансовый аналитик Виталий Калугин.

— Когда объявили первые цифры, выяснилось, что владельцы хотят получить за акции 20–25 миллиардов долларов. Конечно, это очень дорого. И, видимо, было пробой рынка, эти цифры быстро ушли в историю. Сейчас объявлено, что на рынок выходит от 10 до 15% доли владельцев, по оценке 6–6,5 доллара за расписку. Это соответствует вполне удобоваримым 12–13 миллиардам долларов и считается рыночной ситуацией, — отмечает эксперт.

При всем ажиотаже вокруг выхода на биржу владельца «красно-белой» компании есть нюансы, которые могут охладить пыл начинающих инвесторов. С 1 октября этого года Банк России ограничил доступ неквалифицированным инвесторам к сложным инструментам: иностранным акциям, не входящим в основные мировые индексы, низколиквидным российским акциям и тому подобное.

«Глобальные депозитарные расписки Mercury Retail Group помещены в третий котировальный список. А это значит, что есть ограничения для покупателей»

— Надо понимать, что глобальные депозитарные расписки Mercury Retail Group помещены в так называемый третий котировальный список. А это значит, что есть ограничения для покупателей. Ими могут стать только квалифицированные инвесторы (статус позволяет совершать сделки с финансовыми инструментами, которые недоступны обычным инвесторам. — Прим. ред.). А также те, кто прошел специальный тест, — объясняет независимый финансовый аналитик Виталий Калугин. — По статистике с первого раза его проходит половина желающих. Но сдавать тест можно сколько угодно раз, так что особых препон не вижу. Кто захочет купить заинтересовавшие его акции, тот купит.

Как эксперты оценивают выгоды и риски

Аналитики отмечают, что размещение акций пройдет по существенно более высоким мультипликаторам в сравнении с акциями компаний X5 Retail Group и «Магнит». Это объясняется более высокими темпами роста бизнеса Mercury Retail Group.

— Насколько это оправдано, покажет время. Если компания сможет достигнуть своих стратегических целей по развитию сетей, обеспечить высокую маржинальность бизнеса, выплачивать дивиденды на уровне среднего значения по индексу ММВБ, то акции смогут торговаться на уровне рынка, — рассуждает Сергей Трощенков. — Но большого потенциала роста в этой истории, на наш взгляд, ждать не стоит.

Эксперт добавляет, что IPO Mercury Retail по параметрам похоже на размещение компании Fix Price весной этого года. Для потенциальных инвесторов это не слишком приятное сравнение. Дело в том, что после IPO акции компании Fix Price оцениваются рынком ниже цены размещения на 15–18%.

Эксперты спорят, насколько справедлива цена за выставленные на продажу акции

Сетевой ритейл постепенно консолидирует рынок. Эксперты прогнозируют, что вслед за частными «магазинами у дома» постепенно исчезнут и частные магазины «в доме».

— Покупать ли акции эмитента на IPO, зависит от инвестиционной стратегии. Акции могут подойти для инвесторов в растущие компании. В оценку акций на IPO заложен положительный сценарий развития бизнеса эмитента, — говорит Артем Тузов. — Но инвестиция будет удачной, только если темпы роста бизнеса, на которые рассчитывает эмитент, реализуются. Возможно, мода на здоровый образ жизни будет отрицательно влиять на лидера отрасли по продаже алкоголя и табака.

Часть экспертов указывает на нейтральность по отношению к громкому IPO.

— Если смотреть на мультипликаторы ритейлеров с похожими темпами роста, то диапазон размещения выглядит справедливо. Наша оценка по мультипликаторам предполагает целевую цену в 6,09 доллара за ГДР. Основным преимуществом Mercury Retail являются высокие текущие и ожидаемые темпы роста (25–30% в контексте выручки), — отмечает Сергей Кауфман.

Риском является тот факт, что оценка Mercury Retail требовательна к будущим темпам роста. Если они не оправдают ожидания, стоимость акций может снизиться, предупреждает эксперт.

Что будет с ценами и магазинами


Формально в деятельности компании ничего не меняется, кроме структуры акционерного капитала. Но событие в любом случае важное, а значит, можно ожидать изменений в будущем.

«Компания в своем взрослении выходит на новый уровень. Как человек в жизни проходит некие этапы: детсад, школа, институт...»

— Если раньше это была исключительно частная компания, акции которой распределены между физическими и юридическими лицами, то после выхода на биржу появятся независимые акционеры. При этом контроль над Mercury Retail Group, по крайней мере, на этом этапе остается у действующих акционеров. Компания в своем взрослении выходит на новый уровень. Как человек в жизни проходит некие этапы — детсад, школа, институт, так развивается и компания. Выход на биржу — это новый путь, который позволит растить акционерный капитал, привлекать средства, инвестировать в развитие по другому принципу. Причем инвестиции будет оценивать рынок, — рассуждает гендиректор INFOLine Иван Федяков. — IPO — это в том числе некий способ монетизации компании, инвестиций акционеров. Акционеры, получив деньги за проданные акции, могут направить их на открытие новых магазинов или распорядиться деньгами по своему усмотрению. Никаких обязательств нет.

Компания объявила о планах открывать по две–три тысячи магазинов в год

Для рядовых потребителей возможны более доступные цены, потому что крупная компания может получить более выгодные закупочные условия, добавляет эксперт. Другой вопрос, что рано или поздно консолидация приведет к монополизации рынка, и крупные игроки могут отыграть ситуацию обратно.

Виталий Калугин считает, что владельцы «К&Б» успели заскочить в то окно, когда на рынке много горячих денег, а за акции готовы платить и даже переплачивать.

— Магазины «Красное&Белое» работают в формате ultra-convenience. Это торговые точки, в которые можно спуститься в халате и тапочках. Формат на взлете. Он выгоден, особенно в условиях локдауна, — объясняет эксперт.

В официальном проспекте к размещению расписок говорится о планах увеличить количество магазинов на 2000 в этом году, на 2500 — в следующем, а также открывать по 3000 магазинов, начиная с 2023 года. По словам экспертов, это обычные темпы развития указанного ритейлера.

Формат «К&Б» всё еще на взлете. Но главные риски, по словам экспертов, исходят от государства

Но нельзя обойти стороной риски в реализации этих планов.

— В целом у компании очень сильные позиции. Она успешно заняла нишу небольших магазинов, вписалась в действующее законодательство по регулированию оборота алкогольной продукции. У компании есть интернет-магазин. Но закон не нарушают, потому что работают по принципу «закажи и забери». То есть достаточно успешно реализует омниканальную стратегию, когда потребитель может купить товар любым удобным для него способом: в магазине, через интернет, кол-центр, мобильное приложение и так далее, — объясняет Иван Федяков. — Однако законодательство может измениться — как смягчиться, так и ужесточиться. С одной стороны, все давно ждут послаблений в плане торговли алкогольной продукцией через интернет. А это неминуемо повлияет на рынок. С другой стороны, в ряде стран, например в Финляндии, торговля алкоголем — чисто государственный бизнес. Если завтра какой-нибудь оголтелый депутат предложит сделать производство и торговлю алкоголем государственной функцией, всем придется просто закрыться. На одних продуктах питания тот же «К&Б» далеко не уедет.

Это самая жесткая схема, и эксперты надеются, что до нее не дойдет. Но исключать такой вариант тоже нельзя, заключают аналитики.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления