Челябинский олигарх из списка Forbes Александр Аристов приобрел двухэтажное здание. Оно расположено буквально в нескольких метрах от главного входа в Торговый центр, совладельцем которого является бизнесмен. Ранее здесь долгое время работала популярная пиццерия «Пиццамания». Но уже несколько лет помещение пустует. Зачем Аристову мелкий объект и какова судьба легендарного советского гипермаркета, выяснял 74.RU.
От «Пиццамании» до «Жан-Жана»
Двухэтажное кирпичное здание перешло к известному бизнесмену Александру Аристову с 13 июля этого года, следует из данных в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Общая площадь объекта — 198,5 квадратного метра. Когда здание было построено, история и Росреестр умалчивают. Но явно позже, чем его легендарный сосед.
Челябинский Торговый центр с огромным железобетонным куполом и без несущих стен открыли в 1975 году. В те времена аналогов не было ни в СССР, ни в мире. Первый советский гипермаркет, в котором продавали буквально всё — от продуктов, одежды и обуви до крупногабаритной техники и ковров, произвел фурор среди челябинцев. Торговый центр ежедневно посещало до 150 тысяч покупателей. Ежедневная выручка достигала полумиллиона рублей, а годовой товарооборот оценивался в 100 миллионов рублей — по тем временам бешеные деньги.
«Пиццамания» проработала в двухэтажном здании около Торгового центра более 11 лет — с 2004-го по октябрь 2015 года. Она была стилизована под семейный ресторан. Гостям предлагали большой выбор пиццы — от классической до вегетарианской, а также супы, пасту, ризотто, салаты, гарниры и десерты. Сеть пиццерий — один из старожилов рынка челябинского общепита. Два заведения работали в Челябинске, одно — в Копейске.
— Открылось множество торговых комплексов, произошло перераспределение покупательских особенностей «Торгового центра» как ТК. Можно было поработать над сменой концепции самим, либо привлечь стороннего игрока. Мы решили закрыть этот филиал и отдать площадку, которая является нашим активом, в аренду другому оператору, — объяснял тогда 74.RU совладелец ООО «Пиццамания» Алексей Носков.
Через пару недель на том же месте открылся первый в городе рестошоп «Жан-Жан» (в переводе «душевный человек»). Он специализировался на восточной кухне, что в принципе соответствовало смене контингента на территории, прилегающей к Торговому центру. Договор аренды заключили на три года, но рестошоп проработал лишь до сентября 2016-го. По словам владельца и шеф-повара «Жан-Жана» Тимура Жанайдарова, виной тому стали высокая арендная плата и небольшая проходимость. У ресторатора были планы перенести «Жан-Жан» в центр или на Северо-Запад, но в итоге он занялся другими проектами.
Здание общепита на Каслинской, 64а принадлежало Марине Махровой — предпринимателю из Копейска. Вместе с мужем Александром Махровым они основали кооператив «Сигма», который теперь превратился в крупный холдинг. Он объединяет завод по рафинации и дезодорации масел в Копейске (самый известный бренд — «Корона изобилия»), маслоэкстракционный завод «Чишминский» в Башкирии, элеваторы в нескольких регионах России, оптовую сеть и так далее. В семейный бизнес входит и сеть пиццерий «ПиццаМания» — два заведения в Челябинске и одно в Копейске.
Осенью 2019 года собственниками здания по соседству с Торговым центром стали Василий Беляков и Евгений Лагунов (в равных долях). А с 13 июля 2022 года, по данным Росреестра, объект перешел к новому владельцу — Александру Аристову. Сумму сделки стороны не раскрывают.
А что будет с Торговым центром?
Зачем миллиардеру понадобилось небольшое пустующее здание и ждать ли там открытия гастрономического пространства «Вино&Мясо» (сеть заведений, которую развивает «Ариант»)? С такими вопросами мы обратились к представителям группы компаний «Ариант». Но в холдинге отказались комментировать планы основателя, указав, что это личные дела Александра Аристова.
Также без ответа остался вопрос о судьбе столь грандиозного для Челябинска объекта, как Торговый центр. Сейчас он, конечно, потерял былую популярность. Из-за снижения трафика без посетителей оставались и заведения общепита, которые пытались работать в помещении рядом с главным входом в ТЦ.
В то же время знаменитый старожил местной торговли остается знаковым объектом для Челябинска. Общая площадь земли, на которой находится Торговый центр и другие здания, составляет почти семь гектаров.
Два года назад челябинские бизнесмены Александр Аристов и Юрий Антипов, которые совместно вели дела с 1990-х годов, объявили о разделе бизнес-империи. Предприятия металлургии, в том числе АО «УСМК» и входящий в него крупнейший в России производитель ферросплавов — ЧЭМК, перешли в собственность Юрия Антипова, а компании винно-пищевых отраслей («Ариант», «Кубань-Вино») — к Александру Аристову. В декабре 2020-го миллиардеры оформили сделку официально. Тогда же Александр Аристов передал бизнес дочери и зятю. В декабре 2020 года создан новый холдинг — «Группа Компаний Ариант», владельцами которого в равных долях являются Елена и Александр Кретовы. Позже, в конце 2020 года, бывшие бизнес-партнеры разделили второстепенные активы, входившие в бизнес-империю, — бассейн и дворец спорта.
Однако судьба крупного торгового объекта долгое время оставалась неясной. Участок и собственно знаменитое здание под куполом принадлежит, по данным сервиса «Контур.Фокус», АО «Кузнецкие Ферросплавы». Это предприятие входит в состав АО «Урало-Сибирская Металлургическая Компания» (АО «УСМК»). То есть формально Челябинский торговый центр является филиалом АО «Кузнецкие ферросплавы» и находится на балансе металлургических компаний, принадлежащих Юрию Антипову. В реальности владельцами по-прежнему считаются оба бывших бизнес-партнера. Кроме того, в пристрое к главному зданию ТЦ располагается резиденция Александра Аристова.
«Простоит лет 40»
Приобретением знакового здания интересовались самые разные структуры. Несколько раз возникали слухи то о продаже объекта, то о его перепрофилировании. 74.RU обратился с запросом к официальным собственникам. Представители АО «Урало-Сибирская Металлургическая Компания» обещали прокомментировать вопрос о планах на челябинский Торговый центр позднее.
Известно, что в прошлом году эксперты московского Центра исследований экстремальных ситуаций провели серьезную техническую экспертизу объекта. И пришли к выводу, что построенный в 1975 году Торговый центр простоит еще лет 40 даже без глобальной реконструкции.
— Несмотря на значительный возраст — 48 лет — с момента окончания строительства, Челябинский торговый центр имеет работоспособное техническое состояние, так как изначально в проект закладывались как для уникального сооружения большие коэффициенты запаса прочности, — отметил руководитель Центра исследований экстремальных ситуаций профессор Сергей Сущёв. — Также во время строительства полвека назад применялись новые, еще никем не опробованные методы работ и новейшие материалы для того времени, старались делать качественно и надежно.
Сферический железобетонный купол площадью более 1 гектара по контуру опирается на качающиеся железобетонные колонны. В итоге кажется, что вся конструкция ЧТЦ как будто парит в воздухе. Углы купола, на которых он стоит, могут разъезжаться и съезжаться на специальных катках. Оболочка (бетон толщиной 6 см) «дышит», поднимаясь или опускаясь в зависимости от перепадов температуры.
По словам экспертов, у торгового центра нет несущих конструкций в аварийном состоянии. Часть второстепенных конструкций требует обычного планового ремонта. В первую очередь это кровля купола. При этом мало изношены грунты и фундаменты — в основном благодаря скальному грунту и отсутствию грунтовых вод, добавили в пресс-службе АО «УСМК».
«Непонятно, как обойтись без жилья»
О необходимости что-то делать с Челябинским торговым центром говорят все: собственники, власти и эксперты. Каких только идей не обсуждалось в последние несколько лет — от концертной площадки и развлекательного центра до галереи современного искусства, выставочного комплекса и даже аквапарка.
Для собственников это непрофильный актив. Поэтому им легче его продать, чем вкладывать деньги с негарантированным результатом. Несколько лет назад Торговый центр вместе с землей оценивался, по словам экспертов, в 800–900 миллионов рублей. Деньги покупателю нужно отбивать, а самый эффективный способ это сделать — застроить жильем. Неслучайно слухи о продаже этой площадки и грядущей жилищной застройке возникают регулярно.
Впрочем, и у властей давно есть желание застроить жильем территорию на Заречной стороне — от рынка «Восточный город» до ЧТЦ, указали эксперты.
— На земле «Восточного города» сделать это затруднительно, потому что там идет широкий коридор метрополитена и есть ограничения по высотности и нагрузке. Проще говоря, чтобы все эти сооружения в метро не упали. А там, где Торговый центр, места много — около 7 гектаров, есть набережная, и, на первый взгляд, подобных ограничений не просматривается, — объяснил директор компании Yellowstone development Денис Ни. — Но если ТЦ остается, то задача архитекторов и проектировщиков сильно усложняется. Вероятнее всего, здесь будет жилье. Я бы очень хотел посмотреть на эскиз застройки, на то, как интегрируют такой огромный объект общественного назначения, где останутся парковки для ТЦ, а где — для жилья.
Объемы жилья во многом будут зависеть от плотности застройки. Если речь идет об апартаментах, то коэффициент побольше — ориентировочно получится около 180 тысяч квадратных метров. Если всё-таки будет жилье, то скорее всего пойдут через реконструкцию микрорайона, что позволит возвести 90–100 тысяч квадратных метров, прикинули специалисты по недвижимости.
В Челябинске практически прекратили строить объекты коммерческой недвижимости, в продаже — куча недостроев, причем, их никто не берет, обратил внимание эксперт.
«Не хотят у нас инвестировать в объекты коммерческой недвижимости. Поэтому я не очень верю, что кто-то займется редевелопментом «торгаша»»
— В лучшем случае всё это будет подчинено строительству жилого микрорайона. Не удивлюсь, если после всех пафосных заявлений ЧТЦ превратят в простой районный супермаркет, а его цокольную часть — в подземный паркинг для всего микрорайона. Почему бы и нет? Туда и сейчас есть въезд для автомобилей, — заключил Денис Ни. — И мы забудем про ту эпоху, когда это был важный градостроительный объект.
Одна из проблем связана с тем, что сейчас земля предназначена для эксплуатации торгового объекта. Если менять назначение, нужно разрабатывать градостроительную документацию и проводить публичные слушания.
— Представляю, что там будет! Без попкорна не обойтись, — отметил Денис Ни.
По мнению юристов, сделка по приобретению малозначительного объекта, находящегося на территории Челябинского торгового центра, может быть одним из этапов предпродажной подготовки знаменитого гипермаркета.
Александр Аристов и Юрий Антипов неоднократно входили в ежегодный рейтинг «200 богатейших бизнесменов России» по версии журнала Forbes. Последний раз наши земляки упоминались там в 2020 году.