Владелец автозавода «Урал» в Миассе Дмитрий Стрежнев продал активы. Новым собственником стала компания, связанная с менеджментом предприятия, сообщил со ссылкой на источник «Интерфакс». Сумма и дата сделки не раскрывается. В пресс-службе автозавода «Урал» отказались подтвердить 74.RU факт сделки.
По данным источника агентства «Интерфакс», бизнесмен из списка Forbes Дмитрий Стрежнев, контролирующий российский промышленный холдинг «Объединенная машиностроительная группа», продолжит заниматься стратегическим развитием бизнесов в сегментах строительно-дорожной, сельскохозяйственной техники и компонентов. При этом сосредоточится «на новых международных проектах в Казахстане и Узбекистане, не связанных с машиностроением».
Автозавод «Урал» — ведущий производитель полноприводных большегрузных автомобилей в России. Создан в ноябре 1941-го в Миассе, куда эвакуировали автомоторное и литейное производства Московского автозавода имени Сталина (ЗИС). С марта 2019-го предприятие входило в «Объединенную машиностроительную группу» Дмитрия Стрежнева. В открытом доступе сведений об учредителях АО «АЗ «Урал» нет. Держателем реестра акционеров является ОАО «Межрегиональный регистраторский центр». По данным сервиса «Контур.Фокус» за 2020-й (позже сведения не раскрывались), выручка составила 27,3 млрд, чистая прибыль — 1,5 млрд рублей.
С 2018-го стороны вели переговоры о продаже «Урала», как и других активов в сфере производства грузовой, дорожно-строительной и спецтехники. Факт сделки официально ни одна из сторон не подтверждала. Юридически смена собственников произошла, по одним данным, в апреле 2019 года, по другим — весной 2020-го. В состав холдинга Стрежнева вошло также ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» (Челябинский завод дорожных машин имени Колющенко).
Дмитрий Стрежнев несколько раз приезжал на Южный Урал. В апреле прошлого года он обсуждал с губернатором Алексеем Текслером развитие машиностроительных производств. Бизнесмен пообещал тогда сохранить численность работников АЗ «Урал» и завода имени Колющенко, а также сообщил, что в группу предприятий автомобильного завода «Урал» вошла еще одна компания — по выпуску пожарных машин.
— Мы планируем сохранить или увеличить выпуск техники. Мы знаем, как решить проблемы, связанные с ограничением поставок со стороны ряда стран. Активно работаем над замещением или альтернативами, как в России, так и в странах, которые поставки не прекратили, — рассказал тогда Дмитрий Стрежнев.
С марта 2019 года Павел Яковлев стал руководителем бизнеса «Грузовые автомобили» в «Объединенной машиностроительной группе», с апреля 2020 года — гендиректором автозавода «Урал». В мае этого года Павел Яковлев стал председателем Челябинского регионального отделения Союза машиностроителей России. По данным сервиса «Контур.Фокус», сын Павла Яковлева, Дмитрий, является совладельцем горнолыжного центра «Солнечная долина» — 35%. Остальные 65% — у президента Национального парка спорта, туризма и активного отдыха «Тургояк» Олега Сиротина.
Осенью прошлого года представители АЗ «Урал» заявляли о планах в 2024 году запустить серийное производство автобусов и автопоездов, рассчитанных на работу в условиях Крайнего Севера при температуре до минус 60 °C.
В декабре прошлого года автозавод «Урал» попал под антироссийские санкции ЕС. Также предприятие входит в санкционные списки следующих стран Швейцарии и Канады.