— Антон Вадимович, новый год — новые планы. Какие они для вашей компании?
— Курс «Макфы» в наступившем году нацелен на продолжение инвестиционной программы технического перевооружения и модернизации производственных мощностей. Планируем начать второй этап. Первый, напомню, обошелся компании в 4,6 млрд рублей. Также в планах завершение важного проекта по «брикетизации» — переводим упаковку продукции в пачки-брикеты, развитие собственной торговой марки и расширение экспортного потенциала. Задачи компании — улучшить экономические показатели, сохранить высокое качество продукции и удерживать долю рынка, постепенно ее наращивая.
— Давайте по порядку. Какие объекты планируете ввести в эксплуатацию на втором этапе инвестиционной программы?
— На повестке дня — максимальная автоматизация и роботизация компании. Это важно для повышения производительности труда и решения кадровой проблемы, которая продолжает сохраняться. В частности, планируем автоматизацию фасовочных линий макаронного цеха № 2, крупнейшего в Восточной Европе, расположенного на основной нашей производственной площадке в поселке Рощино Челябинской области. В планах начать строительство новой мельницы по производству муки высшего сорта на промплощадке в городе Георгиевске Ставропольского края. В дальнейшем будем обновлять и модернизировать все мельничные комплексы. Еще один проект — модернизация элеватора в селе Троицкое Алтайского края, который нуждается в расширении мощностей по запасам хранения круп.
«Проекты масштабные, технически сложные, и мы справимся…»
— Проекты масштабные, технически сложные, и мы справимся. Особенно после того, как в ситуации пандемии коронавирусной инфекции и условиях последних лет построили и ввели в эксплуатацию макаронные линии, мельницу и логистический комплекс. Завершение строительства логокомплекса — флагманского проекта — стало для компании одним из самых важных, по-настоящему знаковых событий 2023 года.
— Вы упомянули интересный термин «брикетизация» в связи с упаковкой продукции. Что это за проект, в чем его смысл?
— Год назад мы начали внедрение технологии упаковки продукции Makfa в пачки-брикеты. Проект имеет важное экономическое и экологическое значение: новый эргономичный вид упаковки и способ ее укладки в гофроящики и на палеты позволил на 33% улучшить эффективность логистики, на столько же снизить углеродный след на кг нашей продукции и уменьшить нагрузку на окружающую среду. Рынок положительно отреагировал на новшество, поэтому в планах — продолжить курс на «брикетизацию». Приобретено оборудование, чтобы в ближайшее время завершить процесс по упаковке продукции в пачки-брикеты на Челябинской и Рощинской производственных площадках «Макфы».
«Рынок положительно отреагировал на новшество, поэтому в планах — продолжить курс на «брикетизацию»»
— С удовольствием семьей едим на завтрак новинку Makfa — моментальную кашу с фиником, апельсином и инжиром. Произведена в Рязани. Чем интересна практика размещения заказов у партнеров под своей торговой маркой? Что это дает?
— Мы придаем серьезное значение выпуску новой продукции. Команда, которая занимается разработкой, производством и продвижением новинок, активно работает, наполняя ассортимент новыми позициями. При этом «Макфа» в последние годы привлекает к производству новой продукции небольшие российские предприятия, давая им возможность развиваться, зарабатывать, государству — получать дополнительные налоги.
«Это экономически выгодная рыночная практика, когда компания размещает заказ у партнеров под своей торговой маркой»
— Это экономически выгодная рыночная практика, когда компания размещает заказ у партнеров под своей торговой маркой. При этом сохраняя контроль над качеством продукции на всех этапах производства. Такими новинками Makfa, выпущенными на других российских предприятиях в прошлом году, стали овощные чипсы и гранола Livingood, крупы кускус и киноа, появились новые виды каш моментального приготовления.
— «Макфа» со своей стороны в полном объеме закрывает потребности российского рынка в качественной продукции. Как развивается работа в экспортном направлении?
— Экспортный рынок сложный, имеет много особенностей и подводных камней. Тем не менее работа за рубежом продвигается. Начали сотрудничество с Ираном и Королевством Саудовская Аравия. Идет работа на рынке ОАЭ — наша продукция представлена на полках основных супермаркетов страны. Продолжаем осваивать китайский рынок. Ежегодно отгружаем в Поднебесную продукции на 200 миллионов рублей и в ближайшие годы намерены увеличить объем в пять раз. В прошлом году компанию посетил генеральный консул КНР в Екатеринбурге господин Цуй Шаочунь, познакомился с предприятием и подтвердил, что продукция «Макфы» пользуется в Китае неизменным спросом.
«Серьезным подспорьем для работы на международном рынке являются инструменты государственной поддержки экспорта»
— Серьезным подспорьем для работы на международном рынке являются инструменты государственной поддержки экспорта. К примеру, «Российский экспортный центр» помогает производителям компенсировать затраты по логистике до портов и таможенных переходов. Для компаний, находящихся в центре России, в том числе для «Макфы» — с недешевой логистикой, это существенная помощь. Кроме того, благодаря мерам господдержки продвигать качественные бренды стало проще: государство компенсирует до половины и более затрат на участие в международных выставках. Сейчас, например, при поддержке РЭЦ мы участвуем в первом фестивале-ярмарке «Сделано в России» в китайской провинции Ляонин, направленном на продвижение качественных российских товаров, традиций культуры, искусства и спорта посредством взаимодействия ярмарочных, культурных и спортивных мероприятий.
— Компания проводит яркие маркетинговые и рекламные акции. Один из самых запоминающихся проектов Makfa — «Открывайте красоту России» по стимулированию внутреннего российского туризма. Он будет продолжен?
— Проект решает несколько задач: стимулирует и формирует интерес россиян к внутреннему туризму — они могут познакомиться с заповедными уголками страны — Куршской косой, Эльбрусом, плато Путорана, Камчаткой и другими, используя QR-код, и привлекает внимание покупателей к продукции Makfa. Когда акция стартовала, мы наносили фотографии географических локаций на пачки с макаронными изделиями, в 2023-м прибавились крупы.
Конечно же, акцию продолжим. Она вызвала большой интерес у покупателей. Несколько российских семей исполнили мечту — побывали в заветных местах. Есть отклик и из регионов России: нам задают вопросы, что надо сделать, чтобы разместить на упаковку продукции «Макфа» знаковые локации?
— Текущей работы много, планов еще больше. Как складывается ситуация с кадрами, ведь именно люди двигают проекты, от них зависит будущее компании?
— «Макфа» входит в рейтинг лучших работодателей России по версии отечественной платформы онлайн-рекрутинга hh.ru. Однако, несмотря на внимательное и бережное отношение к людям, кадровая проблема последнего времени не обошла нас стороной. Поэтому стараемся делать как можно больше для сохранения и привлечения сотрудников, в первую очередь молодежи, развиваем социальные программы. В прошлом году на «Макфе» стартовал проект «Открытая практика» по привлечению в компанию молодых кадров. Его суть в том, что любой студент может прийти к нам на практику.
«В прошлом году на «Макфе» стартовал проект «Открытая практика» по привлечению в компанию молодых кадров»
— Попробовать силы в качестве стажера и, узнав преимущества работы в крупной компании, устроиться на постоянную работу. Первые результаты есть — одиннадцать молодых специалистов уже трудятся в нашей команде. «Открытая практика» — пилотный проект, планируем программу совершенствовать и масштабировать.
— Мы прекрасно понимаем, что нельзя почивать на лаврах, необходимо постоянно находиться в поиске, двигаться вперед, и это возможно только со слаженным профессиональным трудовым коллективом. И благодарны всем сотрудникам, талантам и ответственности которых «Макфа» обязана лидерством на рынке.
АО «Макфа». www.makfa.ru.