В Минске может появиться совместное российско-белорусское кондитерское предприятие. На этой неделе во время визита южноуральской делегации в Республику Беларусь состоялись переговоры между ООО «Хлебпром» и КУП «Минскхлебпром». Челябинское предприятие планирует использовать белорусские производственные мощности для снижения дефицита собственной продукции и увеличения доли продаж в европейской части России. Минскхлебпром, в свою очередь, интересуют технологические тонкости производства больших партий тортов, которыми могут похвастаться южноуральские кондитеры. Среди положительных моментов экспансии в Белоруссию эксперты Chel.ru отмечают низкую себестоимость произведенной там продукции. Отрицательной стороной, по их мнению, может стать какой-нибудь внезапный запрет на ввоз импортной продукции в Россию.
Во время визита делегации Южного Урала в Минск с 14 по 16 мая прошли переговоры о создании совместного предприятия между ООО «Хлебпром» (Челябинск) и КУП «Минскхлебпром». Как сообщил Chel.ru президент ООО «Хлебпром» Илья Мительман, поиском потенциального партнера в Белоруссии компания занялась еще в прошлом году, а перед новогодними каникулами начались переговоры с КУП «Минскхлебпром».
«Мы заказали белорусскому предприятию пробную партию бисквитно-кремовой продукции по нашим рецептам, – рассказал г-н Мительман. – После длительного процесса согласования, создания упаковки и этикетки под белорусскую компанию на прилавки Москвы и Московской области поступила первая продукция наших марок «Фантэль», «Кулинария №1» и «Климашевский» производства завода №3 КУП «Минскхлебпром». Качество нас вполне устроило, и мы повторили заказ».
«Такие южноуральские фирмы, как «Хлебпром», имеют колоссальный опыт по развитию своего бизнеса и новые технологии. Все это и заинтересовало белорусских кондитеров, – пояснил начальник управления перерабатывающей промышленности минсельхоза Челябинской области Анатолий Малишевский. – То есть совместное предприятие белорусской стороне нужно для того, чтобы перенять опыт челябинского производителя. Во время переговоров генеральный директор КУП «Минскхлебпром» Владимир Талайко сообщил, что для стабильной долгосрочной работы и увеличения объемов производства бисквитно-кремовой продукции до необходимого уровня готов предоставить «Хлебпрому» мощности завода №4».
Говоря о создании совместного с «Минскхлебпромом» предприятия, Илья Мительман заметил, что в работе в Минске видит немало преимуществ: это дешевое, качественное и натуральное сырье и дешевая рабочая сила, географическое положение Минска относительно Москвы и европейской части России, отсутствие таможенных барьеров и хорошее техническое оснащение предприятия.
«При этом выпуск больших партий нашей продукции на имеющихся в КУП «Минскхлебпром» мощностях требует серьезной технологической поддержки, – заметил он. – Предприятие пока не способно производить большие партии продукции, есть сложности с рецептурой, существуют проблемы с маркетингом. А практика показывает, что специфика государственных предприятий при внедрении любых новшеств влечет большие трудности и временные задержки. Поэтому сейчас мы прорабатываем вопрос о совместном производстве со всех сторон».
Договор заключен, и если эти проблемы удастся преодолеть, то, по словам президента «Хлебпрома», торты минского предприятия под брендами «Фантэль», «Кулинария №1» и «Климашевский» будут продаваться наряду с продукцией производства самого челябинского предприятия на территории европейской части России. В ином случае южноуральская компания займется поиском нового партнера.
«Так или иначе, но мы намерены за два года выйти на ежемесячный объем продаж в европейской части России в 300 тонн кондитерских изделий, – уточнил Илья Мительман. – И поскольку на нашем предприятии уже сейчас ежемесячно дефицит продукции составляет 100-120 тонн, партнер для осуществления запланированного нам необходим».
Эксперты Chel.ru считают, что сейчас производить что-либо в Белоруссии весьма выгодно.
«Создание собственного или совместного производства на территории Белоруссии, на мой взгляд, шаг оправданный, – комментирует директор по коммерции и развитию ОАО «Макфа» Дмитрий Мешков. – В последнее время в республике прошел ряд девальваций, импортные товары серьезно подорожали, а потому возникли предпосылки для развития собственной промышленности, в том числе и пищевой. Себестоимость произведенной продукции там действительно значительно отличается от затрат на выпуск аналогичного товара в России. То есть доставку из Белоруссии в Москву, Московскую область и другие близлежащие города компания окупит».
«В бизнесе целесообразна любая интеграция вне узких рамок региона, – уверен владелец RB-group (развивает проект «Войди в сказку») Павел Рабин. – Тем более если учесть, что Белоруссия расположена на постсоветской территории – одном из немногих сохранившихся оазисов натуральности и дешевизны сырья. Это, безусловно, положительно повлияет на себестоимость продукции. Спрос на торты «Хлебпрома», по крайней мере на Южном Урале, не закрыт. Компания работает в привлекательной ценовой категории, рассчитанной на очень широкий круг потребителей. Значит, есть задел для развития».
Однако респонденты сайта предположили, что «Хлебпром» может столкнуться и с некоторыми проблемами, например при ввозе продукции в Россию.
«Не стоит забывать, что в нашей стране время от времени возникают какие-либо запреты по линии санэпиднадзора на импорт товаров, – высказывается Дмитрий Мешков. – Что будет делать «Хлебпром», если однажды главный санитарный врач России Геннадий Онищенко наложит вето на импортные торты?»
«Сложности при работе в Республике Беларусь не исключены, – продолжает Павел Рабин. – Они могут возникнуть и из-за нестабильной политической ситуации между странами, регулярных изменений таможенного законодательства или чего-то еще. Но бизнес по сути,и есть постоянное решение всевозможных проблем, не важно, на территории какой страны он работает».