Из-за коронавируса челябинские торгово-развлекательные комплексы были закрыты три с половиной месяца. К полноценной работе они начали возвращаться только сейчас. Мы поговорили с руководством ТРК и узнали, чем им аукнулся простой не по своей вине.
Режим ограничений действует в Челябинской области с 28 марта — тогда закрыли ТРК, кинотеатры, развлекательные заведения и общепит. Продолжать работу могли лишь аптеки, магазины с товарами первой необходимости и с дистанционным способом доставки (при соблюдении определённых условий). По распоряжению губернатора поначалу ТРК закрылись на неделю. Но потом режим ограничений продлевался снова и снова. По словам представителей ритейла, каждое такое распоряжение вбивало очередной гвоздь в крышку гроба розничной торговли. Поэтому июльское снятие ограничений челябинские предприниматели восприняли с обреченной радостью и одновременно болью в голосе.
— Часть арендаторов «Родника» и «Алмаза» начали работать уже в субботу, 11 июля, — кто был готов. Разрешение подписали вечером 10-го, нужно было мобилизовать продавцов. Четыре месяца торговые комплексы были закрыты, каждые две недели продлевали ограничения. Конечно, мы каждый раз надеялись на открытие, — рассказала директор ТРК «Родник» и «Алмаз» Элина Шумакова. — Крупные ритейлеры постарались открыться в субботу, в понедельник заработала основная масса отделов. Приступаем к полномасштабной работе.
Руководитель крупнейших торгово-развлекательных комплексов Челябинска оценивает ущерб бизнесу за время простоя как очень сильный.
— Сейчас подсчитаем — поймём масштабы бедствия. Но уже сейчас можно сказать, что это очень серьёзно. И мы понесли потери, и арендаторы наши очень сильно пострадали. Поступали сообщения о том, что некоторые предприниматели не выйдут после карантина, но это очень маленькая часть арендаторов. Даже можно сказать, что нет, единицы какие-то, — сказала Элина Шумакова. — Сейчас ещё погода такая на Южном Урале — аномальная жара вторую неделю стоит. Конечно, это нанесёт определённый отпечаток на посещаемость крупных комплексов. В то же время во всех ТРК царит прохлада — и это тоже стимул пройтись по магазинам.
Часть отделов, вынужденных закрыть двери в конце марта, заработала с 11 июля в торговом комплексе «Фокус».
— Магазины начинают потихоньку приходить к обычному режиму — заработали те, кому положено. Многие начали открываться сразу после объявления Текслера о снятии ограничений. Это «Л’Этуаль», книжный магазин «Библио-Глобус», магазин товаров для рукоделия «Иголочка», детская одежда. С каждым днём присоединяются новые отделы. Часть магазинов работала в режиме выдачи интернет-заказов — у кого как был настроен бизнес, теперь они перешли на полноценный режим, — сообщил управляющий ТРК «Фокус» Павел Смолин. — Конечно, столь длительный период простоя негативно скажется на работе всех торговых комплексов. Большая финансовая нагрузка легла как на нас, так и на наших арендаторов. Это всё очень тяжело всем далось и ещё будет долго сказываться. Смотрим, сколько средств на расчётный счет упало — это даже не на один порядок меньше, а значительно ниже, чем то, что было ранее. Надеемся, что теперь, когда магазины заработали в полном формате, будет полегче.
Некоторые арендаторы не выдержали коронакризисную остановку и расторгли договоры аренды, подтвердили в ТРК «Фокус».
— Но немного их было — в основном продавцы одежды, кафе. На самом деле и мы, и арендаторы заинтересованы в том, чтобы остаться и продолжать совместную работу. Мы снижали платежи в нерабочие дни, и этот процесс идёт до сих пор. Практически каждый день этим занимаемся — обсуждаем условия с нашими партнёрами, — объяснил Павел Смолин. — Вакантные места всегда есть, но в небольшом количестве. Главная проблема в том, что неработающие арендаторы не могли платить аренду, соответственно, и мы не могли полностью выполнять свои обязательства.
В конце июня на специализированных сайтах недвижимости появились объявления о продаже челябинского ТРК «Фокус» за 3,5 миллиарда рублей. Руководство ТРК эту тему не комментировало. Одни эксперты назвали решение собственника Владимира Ланде эмоциональным, другие вспомнили, что объявления о продаже «Фокуса» появлялись и ранее — как способ прощупать рынок.
После появления в СМИ распоряжения правительства Челябинской области о снятии ограничений с предприятий розничной торговли все телефоны комплекса буквально разрывались от шквала звонков арендаторов, рассказали в ТРК «Горки».
— Опираясь на опыт регионов, в которых были сняты ограничения, мы заранее направили арендаторам уведомления, содержащие требования Роспотребнадзора. Это позволило им подготовиться. Сейчас открыто большинство магазинов, некоторым арендаторам необходимо дополнительное время. Мы закупили маски, перчатки, дезинфицирующие средства, бесконтактные термометры, нанесли разметку для социального дистанцирования. Всё делается для того, чтобы каждый посетитель понимал, что у нас комфортно и безопасно, и с удовольствием возвращался в ТРК «Горки» вновь и вновь, — рассказала генеральный директор ТРК «Горки» Светлана Смородина. — Оттока арендаторов нет, единичные случаи изменения их состава происходят в пределах обычной ротации и не связаны с пандемией.
Из-за коронавируса работа ТРК остановилась в один день: трафик снизился, открыты были только продуктовый гипермаркет и аптека.
— Доход предприятия упал до минимума, а между тем у нас есть обязательства перед банками, сотрудниками и контрагентами, в том числе ресурсоснабжающими организациями. Торгово-развлекательные комплексы, к сожалению, не вошли в список пострадавших из-за пандемии бизнесов, поэтому мы не получили никаких льгот. Несмотря на трудности, мы смогли сохранить сотрудников, провели переговоры с подрядчиками о максимально возможной отсрочке платежей, а главное — нам удалось договориться с партнёрами-арендаторами о взаимоприемлемых условиях по арендной плате. Это очень важно, ведь мы находимся в одной лодке, сейчас всем нужна поддержка, чтобы не утонуть в море проблем, — добавила Светлана Смородина.
В пятницу вечером, узнав о радостной новости — разрешении открыть магазины, часть арендаторов ТРК «КУБа» приступила к подготовке.
— В выходные заработала часть отделов, в понедельник открылись остальные магазины и ждут покупателей. Конечно, тяжело прожили этот период — три с половиной месяца. Убытки исчисляются миллионами рублей ежемесячно — это и недополученная прибыль, и расходы на содержание объекта при отсутствии денежных поступлений, — рассказал директор ТРК «КУБа» Александр Ильин.
За это время несколько арендаторов покинули торговый комплекс — расторгли договор по собственной инициативе.
Начиная с выходных, стартовало открытие магазинов в ТРК «Кольцо» и «Космос». Одни арендаторы были, что называется, на низком старте, другие, напротив, уже и не надеялись, что ограничения снимут к середине июля.
— Такое длительное закрытие торговых центров было впервые в нашей стране. Три с лишним месяца комплексы не работали. Мы не получали аренду, а все налоговые отчисления с нас никто не убирал, все обязательные платежи мы должны были делать. А в перечень пострадавших отраслей нас так и не включили. Хотя обращались и к губернатору, и в Министерство экономического развития, — отметил директор ТРК «Космос» и «Кольцо» Андрей Алексеев. — У нас были арендаторы, которые не дождались снятия ограничений. Это и торговля одеждой, и товары для дома. Не исключаем, что ещё будут. Мы тоже это понимаем.
При этом народ в магазины, несмотря на летний зной, каникулы и отпуска, пошел.
— Людям одеться надо, мебель купить, ещё много потребностей, жизнь же не остановишь. Спрос отложенный, безусловно, есть. Сейчас будет определённый всплеск, а потом трафик упадёт ещё меньше, — уточнил Андрей Алексеев.
Возобновил работу в полном режиме торговый комплекс «Фиеста». Как сообщили представители ТК, здесь открыты все магазины.
— Вы даже представить не можете, как мы скучали по Вам! — радуются представители «Фиесты» в соцсетях и напоминают. — Посещение центра только со всеми рекомендациями Роспотребнадзора: надевайте маску, чаще мойте руки, пользуйтесь дезинфицирующими средствами, соблюдайте дистанцию 1,5 м.
В то же время предприниматели с осторожностью прогнозируют, когда ТРК выйдут на докоронакризисные показатели работы. Тем более что до сих пор не работают заведения общепита и развлечения. Под запретом остаются культурные, развлекательные и массовые мероприятия в торгово-развлекательных центрах.
— Прежде всего нужно дождаться следующего этапа снятия ограничений — открытия кафе, ресторанов, кино, развлечений. Думаю, что потребуется не меньше года на восстановление, может быть, больше. И это при самом оптимистичном прогнозе, — добавил управляющий ТРК «Фокус» Павел Смолин.
— Не берусь сейчас сказать, когда отрасль сможет вернуться к прежним параметрам. Посмотрим ещё, как все мы будем выходить из коронакризисных ограничений и набирать обороты, — отметил директор ТРК «КУБа» Александр Ильин.
По словам руководителя ТРК «Космос» и «Кольцо» Андрея Алексеева, многое предстоит переосмыслить, прежде чем прогнозировать, что будет впереди.
— Как бы вторая волна коронавируса не пришла. Как в Казахстане — сначала открыли, сейчас опять всё закрывают. Поэтому прогнозы пока неутешительные. Говорить о том, когда мы выйдем на докризисные цифры, говорить ещё рано, — заключил Андрей Алексеев.
В период ограничений ТРК «Горки» вынужден был отложить несколько крупных проектов: реновацию фасада, фудкорта и галерей, проведение акций для гостей и крупное мероприятие Urban Fest, которое из года в год проводится на площадке ТРК. Но известие о снятии ограничений по работе торговых центров в Челябинской области перевесило все минусы.
— Предполагаем, что активность в нашем торговом центре и в нашей сфере в целом восстановится очень быстро, — надеется гендиректор ТРК «Горки» Светлана Смородина.
В первую неделю июля, когда еще сохранялись ограничения в работе торговых центров, трафик в ТК Челябинска, по данным ИТ-компании «Эвотор», составил 61% от средних недельных значений до пандемии. Это, кстати, неплохой показатель — выше Новосибирска — 54%, Воронежа — 45%, Нижнего Новгорода — 42%, Екатеринбурга — 36% и Казани — 28%. Но ни в одном из крупных городов России к доковидным показателям торговые центры ещё не вернулись. Даже в Москве трафик вырос только до 70%.
— Среди основных причин снижения посещаемости торговых комплексов — ужесточение мер безопасности в ТЦ и снижение покупательской способности. В некоторых регионах часть объектов в торговых центрах из-за ограничительных мер не работает, например, развлекательные зоны, фитнес-центры, салоны красоты и фудкорты, — отметил директор по развитию ИТ-компании «Эвотор» Игорь Оганесян. — При этом дополнительным фактором роста количества посетителей в торговых центрах стал выходной посреди недели (1 июля. — Прим. ред.). В некоторых регионах на этот день пришёлся пик активности посетителей, что нетипично для среды. Обычно в торговых центрах пик посещаемости наблюдается в четверг или пятницу, а на той неделе выходной перетянул трафик на среду и даже вторник.
А вы собираетесь пойти в ТРК после открытия?
Режим повышенной готовности в Челябинской области продлен до 26 июля.
О том, что ТРК снова могут работать, губернатор Алексей Текслер объявил 10 июля. Но любые массовые мероприятия в магазинах пока запрещены.
Как выглядели торговые комплексы во время коронавирусных ограничений, вы можете посмотреть в нашем фоторепортаже — там они напоминают декорации к фильмам про апокалипсис.
В апреле челябинские предприниматели запутались в распоряжениях властей и пожаловались на федеральных коллег — строительный гипермаркет «Леруа Мерлен» и обувные салоны Kari. Они продолжали работать, несмотря на карантинные ограничения.
Все о коронавирусе и его последствиях — в материалах 74.RU.
А вы уже посетили ТРК и заметили какие-то изменения? Присылайте нам сообщения и фотографии на почту 74@rugion.ru, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.