Обещанная перезагрузка морально устаревшего торгового комплекса на перекрестке улиц Братьев Кашириных и Кирова поставлена на паузу. Еще зимой рынок «Восточный город» собирались превратить в модное торгово-развлекательное пространство — с фуд-кортом, сценой и медиафасадом на набережной. На площадку завезли первые морские контейнеры, из них собирались соорудить разноуровневый лабиринт — по типу лондонского Box Park. Среди преимуществ ярмарки из контейнеров назывались низкая по сравнению с капитальным строительством цена, мобильность и короткие сроки окупаемости. В общей сложности предполагалось установить 260–280 контейнеров, переоборудованных в торговые модули.
Однако первые три контейнера до сих пор стоят закрытыми, а освобождавшееся под новомодный рынок пространство занято автопарковкой. На другой части «Восточного города» полным ходом идет уличная торговля одеждой, обувью и прочим ширпотребом, как в старые добрые 90-е. Один из самых дорогих земельных участков Челябинска не только наносит урон архитектурному облику миллионника, но и попросту нерационально используется.
Концепцию редевелопмента устаревшего рынка разработала компания Yellowstone development. Авторы проекта предлагали под существующей крышей разместить современную ярмарку, фуд-корт и сцену для концертов. Еще одной изюминкой проекта, вызвавшей бурное обсуждение два года назад, стала канатная дорога через реку Миасс. Она должна была соединить набережную со стороны рынка с пешеходной Кировкой. Заказчиком реконцепции выступил холдинг «Аксель», которому принадлежит рынок «Восточный город». Инвестиции в реализацию проекта с рабочим названием «НЕРЫНОК» оценивались в 300 миллионов рублей.
Рынок «Восточный город» в центре города заработал в 1998 году. К нему относится территория, ограниченная улицами 8 Марта, Братьев Кашириных и 1 Мая. Исторически здесь всегда была торговля: ярмарки до революции, базар в советские времена, барахолка и китайский рынок — в постсоветские годы. Общая площадь рынка — более 11 тысяч квадратных метров. Арендаторам предлагают выставочные, торговые, складские и офисные помещения.
— Такого результата нашей работы над редевелопментом рынка я, конечно, ждать не мог — автопарковка... Слева от въезда ютятся три первых переработанных контейнера, выставленные на продажу. Мне искренне жаль, что все мои усилия по взращиванию надежды на изменение этого места пошли прахом, — печалится директор компании Yellowstone development Денис Ни. — А в это время в Уфе на территории пространства «Арт Квадрат» вовсю кипят работы по прокладке коммуникаций под бокс-парк. Без набережной, на второй линии, без крыши от осадков, но работы идут.
По словам автора реконцепции «Восточного города», весной должны были заработать первенцы бокс-парка с видом на набережную — кофейня Doza Сoffee, стритфуд «СупКультура» и проект «Вкрутую». В листе ожидания значилось еще два десятка заведений. Но из-за пандемии коронавируса многие заведения общепита были закрыты, тут уже не до новых точек приложения сил.
По данным сервиса «Контур.Фокус», владельцы рынка «Восточный город» — один из первых челябинских предпринимателей Сергей Бескровный (56%) с сыном Валентином (1%), сын его давнего партнера Виталий Субачев (38%), топ-менеджеры Леонид Станковский и Игорь Шунайлов (по 2,5%). Сергей Бескровный и Виталий Субачев входят в топ-100 самых богатых челябинцев по версии 74.RU 2016 года.
Какова дальнейшая судьба проекта, автор концепции не знает.
— Мы разработали концепцию, посчитали показатели коммерческой эффективности и финансовой состоятельности, разработали проектно-конструкторскую документацию на переоборудование контейнеров и изготовили первые три модуля. Подобрали 24 арендатора будущего гастромаркета, написали задание на проектирование, сделали брендинг — НЕРЫНОК, — рассказал Денис Ни. — Осталось — взять, спроектировать инженерные сети, контейнерные модули и запустить первую очередь.
В холдинге «Аксель», куда входит управляющая рынком компания «Планета Восток», сообщили 74.RU, что не отказались от нашумевшего проекта.
— Мы над ним работаем, просто замедлили шаг. Условия работы в развлекательной сфере, как вы понимаете, поменялись. Нужно действовать осторожно, — объяснила представитель службы по связям с общественностью компании «Аксель» Елена Рихельгоф. — Действительно рассматриваем вариант продажи переоборудованных контейнеров, но необязательно. Совсем от концепции контейнеров не отказываемся.
Это не первая концепция, сделанная для холдинга «Аксель», напомнили специалисты в сфере консалтинга. Начиная с 2000-х годов владельцы рынка неоднократно разрабатывали проекты развития территории. Но до реализации дело так и не доходило. Некоторые эксперты уже на полном серьезе заявляют, что это пространство в первую очередь надо освятить — снять с него порчу.
Почему в Челябинске провалилась очередная идея редевелопмента и отсутствуют крупные реализованные проекты, достойные города-миллионника? Чего нам не хватает — денег, амбиций, настойчивости?
— Действительно, место золотое, но находится в частной собственности. Чтобы от имени города вести диалог с владельцем, властям нужно иметь как минимум проработанный план, идею центра города и понимание, каким мы видим Челябинск. Сейчас, слава богу, начали работу по благоустройству общественных пространств, но общего концепта пока не видно, — комментирует эксперт в сфере коммерческой недвижимости Денис Стукалов. — Масштабные проекты у нас до сих пор буксуют. Все ждали саммитов ШОС и надеялись на кардинальные перемены. Не случилось. Это значит, что инвесторы не доверяют региону — не уверены в возврате инвестиций. Собственникам нужно понимать, как и зачем они потратят деньги и что в итоге получат. Их тоже можно понять. Прошли времена, когда можно было взять и просто бахнуть деньги, не раздумывая. Партнерство с государством тоже не всегда удачно складывается — примеров тому много.
За последние годы в Челябинске обсуждали и принимали много стратегий и проектов генплана города. Но ответа, когда хоть что-то из этого будет реализовано, ни у кого нет, добавил эксперт.
— Возможно, вслед за облагораживанием малых общественных пространств будет следующий виток, когда задумаются о масштабных проектах. Сейчас никто не знает, что делать с этой землей. Вроде бы счастье есть, а что с ним делать, непонятно. Что может повлиять на изменение ситуации? Только внятная градостроительная политика, четкое видение развития города, — указал Денис Стукалов. — Со времен СССР Челябинск был городом рабочих, мы гордились, что делаем танки, что у нас есть хоккейная команда, гордились баскетболистами, гандболистами, лыжниками и конькобежцами. А что теперь? Новой идеи нет. Наследие использовали, а ничего нового не создали. Санкт-Петербург — это исторический город, Екатеринбург — мегаполис, который динамично развивается в разных сферах. А что представляет собой Челябинск? Прошло несколько крупных спортивных мероприятий, отремонтировали парк театров — здорово. А что дальше — где развитие? Делаются точечные проекты, комплексного развития нет.
На самом деле мы не знаем, какой он, Челябинск, для чего, чем привлекает к себе инвесторов и жителей, как должен выглядеть центр города, акцентировал Денис Стукалов. Никто не ответил на эти вопросы, поэтому каждый раз и возникает ступор, резюмировал эксперт.