О такой вероятности в пятницу, 25 июня, заявил адвокат матери погибшей нашим коллегам из E1.RU. Решение Дмитрий Панов называет слишком мягким. Прокурор запрашивал для подсудимых 63 года лишения свободы на троих. В итоге дали меньше: Федоровичу и Ахметвалиеву по 20 лет, Меньшиковой 17 лет. Помимо этого, Федорович и Ахметвалиев должны выплатить по 2 миллиона рублей семье Ксении, а Меньшикова — 1,5 миллиона рублей.
— Я считаю, что слишком мягкий приговор для всех троих. Разговор шел о пожизненном, потому что был рецидив [у Федоровича]. Вспомним про таксиста, который недавно убил блондинку из Березовского. Он только вышел и сразу опять убил, — напомнил адвокат матери Ксении Каторгиной. — Эти двое [мужчин] отсидят, а внутри-то ничего не поменяется. Для такого контингента только изоляция должна быть. Они там больше пользы принесут. Относительно компенсации морального вреда — это не было первичной целью. Главное, что присудив эту сумму, лишили возможности выйти по УДО.
И хотя однозначно говорить еще рано, приговор, вероятно, будет обжалован.
— Я еще сам приговор не видел. Я его изучу, но предварительно думаю, что да. На мягкость приговора будем указывать, — прокомментировал возможность апелляции Дмитрий Панов. — Смягчающих обстоятельств по факту там нету. Какая там помощь следствию, если они в судебном заседании вину то признавали, то не признавали. Какое тут способствование раскрытию в принципе? А как они разговаривали с судом и участниками процесса... Я считаю, что это исключительный случай, а не рядовое убийство. Даже обычное убийство — это всегда трагедия. А тут спланированные действия, направленные на хищение имущества. Умышленно, разработав план, распределив роли...
«Это не просто какое-то бытовое преступление, когда в порыве эмоций схватился за нож. Тут стольким людям повезло, что они не стали жертвами»
На оглашении приговора не было мамы Ксении.
— Она сразу сказала, что морально не сможет находиться в суде и смотреть в глаза убийцам своей дочери. Она каждый раз очень эмоционально реагирует на эти вещи, — объяснил это адвокат. — Те извинения, которые обвиняемые ей приносили в суде, это звучало насквозь фальшиво. Дескать «а, ну да, мы извиниться хотели, вы уж не обижайтесь там на нас». Никакого раскаяния. Поэтому, на мой взгляд, с морально-этической точки зрения никаких смягчающих обстоятельств у них нет.
Дмитрий Панов уточнил, какой приговор считает справедливым.
— Мужчинам — пожизненное. Меньшиковой его не дадут, конечно, но тоже максимальный срок. Основная цель заключения, направленная на исправление, вряд ли будет здесь достигнута, — заявил адвокат. — Склад ума у них такой, образ жизни.
В версию Марата Ахметвалиева о том, что его заставили участвовать в преступлении, адвокат не верит.
— Потому что это его линия защиты, и судья, разумеется, ему не поверил. Что, он, когда с поддельным удостоверением сотрудника полиции ходил, не понимал, что совершает преступление? Когда мать Меньшиковой похищал? — спросил Дмитрий Панов. — Он прекрасно понимал, что может этого не делать, но тем не менее сделал. Присутствовал при разработке планов убийства. Просто максимально хотел снять с себя ответственность.
Единственная женщина в криминальном трио получила меньший срок, чем остальные.
— Я не знаю, почему так решили. Когда она била ножом Ксению и лишала ее жизни, гендерный признак никак не работал. Она участвовала наравне с другими, — напомнил Дмитрий Панов. — И до убийства, в Челябинской области, ужас что творила — то деда ножом, то мать связанную тазиком по голове...
Федорович и Ахметвалиев первые пять лет проведут в тюрьме, а остальной срок — в колонии. Разница в режимах. В основном отбывают наказание в колониях, а в тюрьмах — реже. Тюрьма строже по своему режиму. То есть меньшее количество передач, денежных средств, свиданий. Меньшикова туда не поедет, потому что женщин в тюрьму не отправляют.
— Защита этих ребят сделала правильный ход, что не стала просить о суде присяжных. Если бы обратились к присяжным, сели бы пожизненно, потому что наверняка установили бы, что все они не заслуживают снисхождения, — прокомментировал приговор для E1.RU адвокат Сергей Колосовский. — На скидку при таком раскладе могла рассчитывать лишь девушка, потому что проходит не как организатор и главный исполнитель убийства, а как тот, кто способствовал преступлению. В любом случае, если родственники не согласны с приговором, у них впереди есть апелляция. Хотя если говорить про материальный ущерб, то он отличается от обычных сумм по таким делам в большую сторону. Обычная практика взысканий в подобных историях — около миллиона. Но нужно понимать, что, учитывая маргинальные личности этих людей, никто платить по счетам не будет, поэтому эти суммы носят номинальный характер. В целом решение довольно ожидаемое, суд вынес среднестатистический приговор.
«Дали максимум по статье. Пожизненное сейчас дают в исключительных случаях. Здесь суд не усмотрел признаков исключительности»
— Логика судей здесь примерно следующая: если за одно убийство назначать пожизненное, то что же делать, когда в деле есть несколько трупов? — резюмировал эксперт.
— Если убийство совершено из корыстных побуждений и группой лиц, то наказание предусматривается до пожизненного. 20 лет — это верхняя планка, — пояснил криминолог Данил Сергеев. — Но пожизненное дается при наличии исключительных обстоятельств, которые суд, видимо, не нашел. Можно сказать, что им дали по максимуму. У Меньшиковой, видимо, нашли какие-то смягчающие обстоятельства. Ее пол здесь не имеет значения, потому что суд учитывает вклад в достижение преступного результата. Видимо, она не лишала человека жизни. Их имущество на воле будет арестовано, а если этого не хватит, они будут платить из тюрьмы. Сумма 5,5 миллиона — это в пределах практики, она нормальна для таких историй.
Убийство Ксении Каторгиной: хроники кошмара
27-летняя Ксения Каторгина пропала 10 октября 2019 года, когда поехала показывать машину Audi Q5 потенциальной покупательнице в Екатеринбурге. Позже иномарку нашли в Челябинске у перекупщиков. Те рассказали, что машину им продали цыгане, у которых были все документы на нее и паспорт автовладелицы, с ними была девушка, похожая на Ксению.
Следователи возбудили уголовное дело по статье «Убийство». Волонтеры прочесывали лес и трассы четыре дня. Тело женщины удалось найти только после задержания первого подозреваемого — челябинского таксиста Марата Ахметвалиева, который и показал, где спрятали труп. Чуть позже задержали и пару молодых цыган, которые, по версии следствия, тоже участвовали в убийстве. Всех троих отправили в СИЗО.
В конце ноября 2020 года стало известно, что расследование дела завершено.
В ходе судебного следствия допрошены несколько свидетелей, а также обвиняемая Екатерина Меньшикова, которая заявила, что из нее выбивали признание.
В начале марта 2021 года процесс возобновился после длительного перерыва. 12 марта допросили младшую сестру подсудимой, и всё закончилось скандалом. 17 марта в суде огласили заключения экспертов о том, как именно погибла Ксения Каторгина. Неделю спустя показания дал свидетель обвинения — продававший машину мужчина заявил, что мог стать жертвой обвиняемых.