В понедельник, 19 сентября, в Калининском районном суде начали рассматривать дело о превышении должностных полномочий экс-заместителем министра экологии Челябинской области Виталием Безруковым. Бывший госслужащий настаивает на том, что его уголовное преследование незаконно. Подробности — в нашем репортаже.
«Угроза жизни и здоровью населению Челябинска»
Речь в обвинительном заключении идет о событиях 3–5 августа 2020 года, когда в Челябинске зафиксировали превышение концентраций фенола в воздухе в 16 раз, а спустя два дня был организован визит журналистов и общественников на ЧЭМК. По версии следствия, это была внеплановая проверка, но занимавший на тот момент пост заместителя министра экологии Виталий Безруков предупредил о ней руководство комбината, чтобы у предприятия была возможность снизить выбросы во время замеров. Как полагает следствие, в ходе поездки госслужащий продемонстрировал непричастность ЧЭМК к выбросам, а для большей реалистичности договорился с охраной, чтобы его не пустили на проходной.
— Виталий Безруков создал видимость соблюдения на ЧЭМК мероприятий по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу в период НМУ, владея сведениями об обратном, — зачитал материалы дела представитель прокуратуры. — Это привело к причинению тяжких последствий, обусловленных сохранением на неопределенный срок угрозы жизни и здоровью населению Челябинска, а также вреда окружающей среде. Это привело также к дискредитации и подрыву авторитета органов госвласти, в том числе Министерства экологии Челябинской области.
По пункту «в» части 3 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий) грозит от 3 до 10 лет заключения с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Кроме того, прокурор привел тот факт, что на счет экологического фонда «Моя планета» (им в 2014–2018 годах руководил Виталий Безруков) поступило 2 миллиона рублей от организаций «Ариант-Безопасность» и «Центра пищевой индустрии — Ариант» (компании на тот момент были аффилированы с АО ЧЭМК).
Пострадавшей стороной по этому делу признано Министерство экологии Челябинской области, но представитель Минэко не явился на заседание суда. От комментариев в ведомстве воздержались.
— Министерство предоставит комментарий только после решения суда, — сообщили на запрос 74.RU в Минэко.
«Это нужно одному определенному промышленнику»
В разговоре с журналистами после заседания суда Виталий Безруков настаивал, что состава преступления нет, все обвинения — не больше, чем умозаключения следователя.
— Есть соглашение с предприятием ЧЭМК, оно заключено между предприятием и Минэкологии. По нему мы выезжаем для оценки мероприятий, которые там проводят. Мы не проводили проверку: плановую или внеплановую. Мы выезжали с их согласия. Просто смотрели: вот есть такая печка — она выключена или не выключена, — объяснил Виталий Безруков. — По соглашению между ЧЭМК и Минэкологии мы не то что можем, мы обязаны предупреждать руководство предприятия о нашем визите. Притом у нас даже не было с собой никакого оборудования, то есть мы в принципе не могли произвести никакие замеры на промплощадке. А средства от «Арианта» фонду «Моя планета» поступили еще в 2018 году, то есть они не могут быть связаны с выездом на предприятие в 2020 году.
Экс-заместитель министра также отметил, что предприятие, которое осуществило выброс фенола 3 августа 2020 года, до сих пор не установлено.
Ранее жена Виталия Безрукова заявляла о давлении на их семью. Подсудимый сообщил, что угрозы продолжаются.
— Это нужно одному определенному промышленнику. Я неоднократно критиковал этого человека. Но ему проще, наверное, убрать человека, чем поставить очистку за пару миллиардов. Проще заплатить 10, 20, 30 миллионов (я знаю конкретную сумму, но называть не буду), и вопрос решится, — сказал подсудимый. — На моих родителей в Орске периодически пытаются давить, наезжают на их бизнес. То же самое — с родителями моей супруги. Озвучивают, как правило, такое: «Давай ты во всем признаешься, и всё будет хорошо, от тебя отстанут».
Напомним, летом прошлого года на тот момент еще замминистра экологии в разговоре с 74.RU опроверг получение миллионных сумм от промышленников за покровительство при выбросах. Вместе с подозрениями в спланированных проверках промпредприятий вопросы вызывал дорогой коттедж, построенный в Чебаркульском районе на кромке озера. Он принадлежит родителям жены Виталия Безрукова, которые продали жилье в Уфе.
Центральный районный суд Челябинска 7 июня запретил Безрукову «общаться с определенными людьми и посещать определенные мероприятия» (на данный момент этот запрет снят). Его жена после заседания заявила, что бывшего заместителя министра пытались отравить с помощью ртути.