Арбитражный суд Челябинской области завершил продажу имущества экс-директора скандально известной строительной компании «Гринфлайт» Сергея Мануйлова, а также процедуру личного банкротства. Он освобожден от исполнения обязательств, за исключением долга в 320 миллионов рублей перед «Гринфлайтом». Резолютивная часть определения опубликована в картотеке арбитражных дел в конце декабря.
Что продали
Бывший директор строительной компании «Гринфлайт», экс-заместитель главы Челябинска Сергей Мануйлов, осужденный за злоупотребление полномочиями, в начале этого года подал заявление о собственном банкротстве. На тот момент сумма долгов превысила, по его словам, 349 миллионов рублей. В марте предпринимателя признали банкротом и ввели процедуру реализации имущества.
Среди кредиторов экс-руководителя застройщика значилась компания «Гринфлайт» — долг в 320 миллионов рублей. Эти деньги Мануйлов в 2013 году перечислил со счета «Гринфлайта» как целевое пожертвование застройщика хоккейному клубу «Динамо» (Москва). Кроме того, у Мануйлова оставались долги перед «Россельхозбанком» (осенью 2021 года взыскатель заменен на Н. С. Стаханова) — 21 миллион рублей и межрайонным специализированным отделом судебных приставов по особо важным исполнительным производствам — 8 миллионов рублей.
Сергей Мануйлов в 2010–2013 годах был вице-мэром Челябинска, председателем комитета по управлению имуществом и земельным отношениям. В августе 2013-го назначен гендиректором ООО «Гринфлайт». Осенью 2015 года покинул эту должность, но затем снова вернулся в компанию.
Крупнейший застройщик «Гринфлайт» строил дома микрорайонами. Компанию считали аффилированной с экс-губернатором Михаилом Юревичем (в 2017 году объявлен в международный розыск: его обвинили в миллиардных откатах во время «дорожной революции» и миллионных взятках от экс-главы регионального минздрава).
Учредителями «Гринфлайта» были, по данным «Контур.Фокуса», Александр Москалюк — 40%, «Центр Современных Технологий» (владелец — Максим Тушенцов), «Медиа-Стиль» (владелец — Сергей Мануйлов) и Маргарита Бутакова (теща депутата Госдумы Вадима Белоусова, в августе 2022 года приговоренного к 10 годам заключения и крупному штрафу по делу о взятке на 3 миллиарда) — по 20%. «Гринфлайт» заморозил строительство 28 домов в 2016 году, позже компанию признали банкротом. Сейчас в отношении компании открыто конкурсное производство.
В апреле 2018 года бывшего гендиректора «Гринфлайта» Сергея Мануйлова признали виновным в умышленном совершении невыгодных сделок, из-за которых деньги дольщиков астрономическими суммами выводили из строительной компании. Всего исчезло более 10 миллиардов рублей. В ходе расследования Сергей Мануйлов заключил досудебное соглашение — полностью признал вину, заявил о раскаянии и частично возместил ущерб за счет активов «Гринфлайта» и его дочерних фирм — на 5,7 миллиарда рублей. В итоге экс-гендиректора приговорили к 2,5 года колонии общего режима.
Как следует из материалов дела, финансовый управляющий выявил, что из имущества у должника есть лишь 100-процентная доля в ООО «Медиа-Стиль». По данным оценщика, ее стоимость составила 9890 рублей.
Компания «Медиа-Стиль» зарегистрирована в Челябинске в сентябре 2011 года. Микропредприятие занималось предоставлением финансовых услуг. Директор — Наталья Мануйлова. По данным сервиса «Контур.Фокус», за 2021 год выручка организации составила 200 тысяч, чистая прибыль — 36 тысяч рублей.
Кто купил
Торги проводились дважды (первый раз заявок не было). В итоге победителем признана челябинская компания «Эвок», действующая в качестве агента в интересах принципала (нанимает агента и поручает ему продать или купить товар. — Прим. ред.) А. В. Зарубина. Цена продажи составила 8 тысяч рублей.
Компания «Эвок» зарегистрирована в Челябинске в июне 2015 года. Находится по адресу: ул. III Интернационала, 105 (соседний дом с Первым хлебокомбинатом). По данным сервиса «Контур.Фокус», владельцем «Эвок» с 11 сентября 2017 года является Ольга Ильина, управляющим с 4 декабря 2018 года — индивидуальный предприниматель Станислав Ильин. За 2021 год выручка компании составила 2,7 миллиона, чистый убыток — 2,6 миллиона рублей.
Основной вид деятельности «Эвок» — аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом. Компания засветилась в четырех судебных делах. Трижды выступала в качестве третьего лица в делах о банкротстве и один раз — в споре с налоговиками Башкортостана. По данным на 1 января 2022 года, ни одного сотрудника в штате «Эвока» нет.
Что дальше
Арбитражный суд вынес решение освободить Сергея Мануйлова от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реализации имущества гражданина.
Но есть одно исключение — правило об освобождении от обязательств не будет применяться к требованиям ООО «Гринфлайт» в размере 320 миллионов рублей. То есть этот долг Сергей Мануйлов обязан выплачивать своему бывшему работодателю.
Кроме того, в связи с завершением процедуры банкротства прекращены полномочия финансового управляющего Константина Быкова. Ему перечислят вознаграждение за работу — 25 тысяч рублей.
В 2020 году, когда суд рассматривал ходатайство Сергея Мануйлова об условно-досрочном освобождении, в суде зачитали характеристику из СИЗО-1. В ней говорилось, что экс-руководитель строительной компании «Гринфлайт» работал пекарем, вел себя хорошо и даже погасил небольшую сумму из назначенного ему взыскания — 55,6 тысячи из 115,4 миллиона рублей.
Мы спросили юристов, что означает такое решение суда и как должник будет выплачивать миллионы, если всё его имущество продано за смешные тысячи рублей.
В законе «О несостоятельности (банкротстве)» перечислены виды требований, от которых должник не освобождается, независимо от наличия иных обстоятельств, напомнили юристы.
Среди них:
требования кредиторов по текущим платежам;
о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;
о выплате заработной платы и выходного пособия;
о возмещении морального вреда;
о взыскании алиментов;
иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора;
о привлечении гражданина как контролирующего лица к субсидиарной ответственности;
о возмещении гражданином убытков, причиненных им юрлицу, участником которого был или членом коллегиальных органов являлся гражданин (ст. 53 и 53.1 Гражданского кодекса), умышленно или по грубой неосторожности;
о возмещении гражданином убытков, которые причинены умышленно или по грубой неосторожности в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им как арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
о возмещении вреда имуществу, причиненного гражданином умышленно или по грубой неосторожности;
о применении последствий недействительности сделки, признанной недействительной на основании ст. 61.2 или 61.3 закона «О несостоятельности (банкротстве)».
— В данном случае речь о 320 миллионах рублей убытков, которые в рамках банкротства компании «Гринфлайт» были взысканы с Сергея Мануйлова за перечисление денег в поддержку хоккейного клуба «Динамо». От этих убытков он по итогам процедуры банкротства не освобожден, — уточнил партнер юридической компании «Генезис» Василий Сосновский.
Приставы должны взыскивать убытки, списывая финансы со счета должника. Деньги могут списываться с пенсии, зарплаты, то есть с любых официальных доходов. Но при этом должен учитываться прожиточный минимум должника и зависимых от него членов семьи (например, несовершеннолетних детей), добавил юрист.
Как судили экс-директора «Гринфлайта»
В апреле 2018 года за исчезновение 10 миллиардов рублей дольщиков «Академ Riverside» Сергея Мануйлова приговорили к двум с половиной годам колонии общего режима. Его признали виновным в умышленном совершении невыгодных сделок, при помощи которых деньги покупателей квартир астрономическими суммами выводили из строительной компании. Приговор бывшему гендиректору «Гринфлайта» за злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия, вступил в силу в сентябре 2018 года.
В июле 2019-го, посчитав наказание слишком суровым, Мануйлов просил сократить срок заключения, но Челябинский облсуд отказал в удовлетворении ходатайства.
В сентябре 2019 года экс-глава «Гринфлайта» просил о замене оставшегося срока заключения на принудительные работы.
В феврале 2020-го Калининский районный суд Челябинска отказал Мануйлову в условно-досрочном освобождении.
В декабре 2020 года тот же суд удовлетворил ходатайство Мануйлова об УДО, и экс-директора «Гринфлайта» досрочно выпустили на свободу.