Прокуратура Челябинска завершила проверку по жалобе сотрудников стоматологической поликлиники № 1, которые заявили о том, что их незаконно доставили в полицию и удерживали по восемь часов, выбивая «нужные» показания против бывшего главного врача Дмитрия Кучина. Сотрудники надзорного ведомства не нашли нарушений в действиях полицейских и отказали медикам в возбуждении уголовного дела. Стоматологи возмущены формальностью проверки.
Ответы из прокуратуры получили все трое сотрудников стоматологии, заявивших о жёстких задержаниях. Например, юристу поликлиники Марии Низкодуховой, которую, как она утверждает, полицейские силой запихнули в машину, в прокуратуре ответили, что ей лишь вежливо предложили проехать в здание УМВД.
— На указанное предложение вы согласились и добровольно проследовали с сотрудниками полиции. Проверкой установлено, что в здание УМВД вы входили по собственной воле, никто из сотрудников полиции к этому не принуждал, — говорится в ответе прокуратуры. — В ходе опроса вы добровольно сообщили сведения, которые считали нужными и, ознакомившись с содержанием объяснения, поставили соответствующие подписи.
Девушке, которая заявила, что у неё силой вырвали телефон и продержали в отделе восемь часов, пока она не подписала «нужные» показания, в прокуратуре разъяснили, что полицейские с ней общались «вежливо, в деловом тоне».
— Весь период общения с сотрудниками полиции вы имели возможность пользоваться своим телефоном, — добавили в прокуратуре. — Какие-либо незаконные действия должностными лицами ОЭБ и ПК (отдел экономической безопасности и противодействия коррупции. — Прим. ред.) по отношению к вам не установлены, в том числе не установлены склонения к даче каких-либо ложных показаний, повышение голоса, тем более нецензурная брань, а также иного морального давления на вас не оказывалось.
Из ответа прокуратуры следует: заместитель главврача по лечебной работе стоматологии № 1 Сергей Лысяков, который утверждает, что провёл в отделении пять часов и его не отпустили, пока он не подписал показания о сговоре с одним из поставщиков, находился в полиции всего полтора часа.
— В ходе опроса вы добровольно сообщили сведения, которые считали нужными, и, ознакомившись с содержанием объяснения, поставили соответствующие подписи, — говорится в ответе ведомства.
Пожилой старшей медсестре Галине Суржанской, из которой, по её словам, оперативники жёстко выбивали показания о сговоре с главным врачом, матерясь, стуча кулаками по столу и угрожая заключением в камере, пришёл ответ о том, что фактов склонения к даче ложных показаний, повышения голоса, общения нецензурной бранью не установлено.
— Учитывая изложенное, фактов нарушения действующего законодательства при проведении оперативно-разыскных мероприятий, нарушения законных прав граждан должностными лицами ОЭБ и ПК УМВД не установлено. Таким образом, оснований для принятия мер прокурорского реагирования, возбуждения уголовного дела и проведения в отношении должностных лиц ОЭБ и ПК УМВД процессуальной проверки, не имеется, — говорится в заключительной части каждого ответа прокуратуры.
При этом сотрудники поликлиники утверждают, что их даже не опросили во время проверки и ни разу не уточнили деталей происходившего.
— Мне лишь позвонил сотрудник прокуратуры и спросил, подтверждаю ли я свою жалобу. Больше ничего не спросили, на беседу не вызывали, — говорит Мария Низкодухова. — Ответ меня, конечно, поразил. Ведь все восемь часов, которые я провела в полиции, адвокат пытался попасть в отделение, но его не пускали. И муж писал заявление, искал меня. По поводу телефона они замечательно написали, а ведь у меня его сразу забрали и отключили. Но самое главное, меня заставили подписать документы, в которых ничего с моих слов написано не было.
Адвокат стоматологов Николай Классен намерен обжаловать результаты прокурорской проверки, которую считает формальной.
— Просто отписались: добровольно пришли, показания дали, никого не удерживали… ну, до смешного. Я считаю, что есть все основания для привлечения сотрудников к уголовной ответственности, — отметил адвокат. — Будем обращаться в прокуратуру области и добиваться отмены этого решения. Людей напугали, нарушили их права, а сотрудники прокуратуры подошли к проверке слишком поверхностно, просто отписались, не разобравшись в ситуации.
Корреспондент 74.ru попросил в прокуратуре прокомментировать результаты проверки, и в ведомстве объяснили: доказательством вины сотрудников полиции могли бы послужить синяки или следы от наручников, а слова — нет.
— Оперативные уполномоченные действовали в рамках своих должностных обязанностей, они принимали все меры для проверки по заявлению о растрате в поликлинике, — прокомментировал помощник прокурора Челябинска Игорь Иванов. — В заявлении указывается, что сотрудники полиции вели себя нагло, бесцеремонно, ругались, силой доставили, длительное время опрашивали. Но ни один из обратившихся не указывает, что ему были причинены какие-то телесные повреждения, что в чьём-то присутствии их оскорбляли нецензурной бранью, что причинён вред какому-то имуществу. Да, опрашивать кого-то могут дольше, но оснований говорить, что сотрудники действовали неправомерно, у нас нет. Были бы синяки, побои, следы от наручников, тогда да. Речь ведь идёт о медицинских сотрудниках, и они прекрасно знают, что такое медицинское освидетельствование. Если бы были побои, уже давно было бы заявление в Следственный комитет, но такого заявления нет.
При этом помощник прокурора добавил, что материалы о растрате в стоматологии, в рамках которых допрашивали сотрудников, уже переданы в полицию города. А это значит, если результаты проверки о незаконных задержаниях врачей не удастся оспорить, то показания, которые на допросах «добровольно» подписали медики, могут обернуться уголовным делом для бывшего главврача поликлиники Дмитрия Кучина.
С чего начался скандал в стоматологии
В декабре прошлого года главного врача стоматологии № 1 Дмитрия Кучина уволили по части 2 статьи 278 Трудового кодекса (в связи с принятием работодателем решения о прекращении трудового договора. — Прим. авт.). Его место занял зять депутата и руководителя Челябинской областной клинической больницы Евгений Альтман. Кучин, уверенный, что должность освободили под удобного человека, решил оспаривать своё увольнение в суде.
74.ru побеседовал с Дмитрием Кучиным, который рассказал, как пришлось отстаивать одну из немногих бесплатных стоматологий в городе от оптимизации, об открытой войне, объявленной после этого «смутьяну» горздравом, и увольнении по «неубиваемой» статье без права обжалования.
После начала судебного процесса о восстановлении в должности на Дмитрия Кучина посыпалась масса обвинений. О том, как он объяснил подаренную квартиру и не указанные в декларации деньги на счёте, читайте в нашем материале.
31 марта около стоматологии № 1 разместили плакаты с требованием вернуть в поликлинику прежнего руководителя. «Не верну», — прокомментировала их появление глава горздрава Наталья Горлова и добавила, что в настоящее время в поликлинике проводит проверку тот самый отдел экономической безопасности в связи с тем, что при Дмитрии Кучине страдала доступность бесплатной медицинской помощи, поощрялось незаконное взимание денежных средств с пациентов.
Медики очень болезненно восприняли такой комментарий руководителя горздрава, особенно их задела фраза о том, что те, кто ратует за возвращение экс-руководителя, «просто не хотят работать честно». Они обратились к временно исполняющему обязанности губернатора Челябинской области Алексею Текслеру, попросив вмешаться в ситуацию и защитить их репутацию.
После этого 3 апреля в стоматологии побывали депутаты гордумы, они поговорили с новым главврачом, узнали его планы по развитию поликлиники, но с докторами, попавшими под репрессии, общаться не стали. А через несколько дней сотрудники стоматологии заявили, что их начали незаконно доставлять в полицию и удерживать часами, «выбивая нужные объяснения» против Дмитрия Кучина по факту растраты.
12 апреля Советский райсуд отказал Дмитрию Кучину в восстановлении в должности.
Знаете подробности конфликта в этой поликлинике? Присылайте сообщения на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.