Здание Челябинского академического театра драмы имени Наума Орлова реконструируют впервые за его 35-летнюю историю. На это потребуется около 1 миллиарда 100 миллионов рублей. Объект в буквальном смысле слова разберут и соберут заново. Работа тонкая, потому затраты на нее могут быть выше, чем потребовалось бы на строительство нового здания. Почему мы говорим именно о реконструкции, а не о ремонте, сколько потребуется времени на реализацию проекта, будут ли работать в этот период актёры и какой перед зрителями предстанет обновлённая драма — об этом в интервью 74.ru рассказала директор театра Елена Петрова.
— Елена Анатольевна, миллиард на реконструкцию — колоссальная сумма. Правда ли, что строительство нового театра было бы дешевле?
— Я не профессиональный строитель, и однозначно сказать, так это или нет, не могу. Реконструкция подразумевает под собой приведение здания театра к современным нормам законодательства — нормам пожарной и антитеррористической безопасности, необходимому обеспечению доступа маломобильным группам населения и так далее. Могу только предположить, что затраты будут примерно равнозначны затратам при строительстве нового здания. К примеру, имеющаяся у нас проектно-сметная документация 2013 года на капремонт составляет меньшую сумму.
Но федеральные средства выделяются исключительно на реконструкцию, при которой выдвигаются такие же требования как при новом строительстве. Мы строились по проекту 1972 года, запустились в 1982-м. Капитальный ремонт разрешает оставить в здании всё так, как было. Реконструкция же позволит сохранить историческое здание и при этом сделать его современным как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения творческого процесса.
Говорить сегодня о каких-либо цифрах преждевременно, так как окончательную сумму мы будем знать только после получения положительного заключения на проектно-сметную документацию по реконструкции от ФАУ «Главгосэкспертиза России». Деньги федеральные, потому проверяются с особой тщательностью.
— Здание театра уже не один год огорожено из-за угрозы обрушения плит. Говорят об этой проблеме давно, но только сейчас стали затрагивать тему выделения средств, почему?
— Проблемы с фасадом здание театра испытывает практически с самого начала эксплуатации, потому что плиты были смонтированы не по технологии, плюс свою лепту вносила протекающая кровля. Да, действительно, в 2011 году была проверка прокуратуры, потом суд. Театр обязали привести фасад в соответствие с нормами безопасности.
В аварийном состоянии находится не только плитка, но и оконные витражи. Периодически мы вызываем промышленных альпинистов, чтобы закрепить рамы. В ходе реконструкции они тоже будут заменены.
После решения суда министерство культуры Челябинской области выделило деньги на техническое обследование здания, которое в итоге показало, что коммуникации изношены на 100%. Это касалось всего: электрических сетей, систем водоснабжения и водоотведения, тепловых сетей, вентиляции, сценического оборудования и прочего.
После полного технического обследования здания в 2016 году театру были выделены первые средства — на капитальный ремонт кровли.
В том же 2016-м губернатор рассказал о нашей проблеме премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву во время его визита в Челябинск. В итоге Медведев поручил министру культуры РФ Владимиру Мединскому рассмотреть возможность включения реконструкции здания театра в федеральную целевую программу.
Но деньги театр получит только после того, как документы пройдут экспертизу. Мы надеемся получить положительное заключение до конца года.
— С чего начнётся реконструкция?
— Приведение в порядок фасада будет первым в списке работ. Наш театр является объектом культурного наследия. Потому одна из главных задач — сохранить внешний вид здания в первозданном виде. В первую очередь предметом охраны являются коелгинский мрамор и каслинское литьё. Необходимо будет восстановить украденные и подверженные актам вандализма скульптуры и другие элементы декора. Театр драмы — это без преувеличения символ Челябинской области. Нет больше такого места, где бы наша область была показана во всей красе, это наша гордость.
В 2008 году около театра провели благоустройство, но работы с нами не согласовали, в результате чего была нарушена гидроизоляция вокруг театра. Площадка вокруг нашего здания — это рабочая кровля, под ней находятся подвальные помещения, в том числе буфет. И сейчас, когда идёт дождь, вода попадает в эти помещения. А где влага, там грибок, разрушение фундамента. Мы с этим непрерывно боремся.
— Судя по всему, работы предстоят такого масштаба, что театр не сможет обойтись без закрытия. Будете распускать коллектив или удастся его сохранить?
— Реконструкция театра будет проводиться в несколько этапов, чтобы не прекращать деятельность. Театр — это сложносочинённое учреждение. У нас работают творческие люди и работники редких специальностей. И если мы их распустим, то потом собрать всех будет сложно.
Разработчики по нашим просьбам сделали проект реконструкции поэтапным. Часть работ, которая не касается зрителей, будет производиться при работающем театре. Кроме того, мы можем сократить театральный сезон — закрываться в мае, а открываться в ноябре. Во время работ, при которых мы не должны тут присутствовать, будем ездить на гастроли, в том числе по Челябинской области. Опыт у нас такой есть.
— Думаю, вы часто слышите жалобы на состояние кресел в зале, на холод и очереди в туалетные комнаты.
— Да, у нас бывает порой дискомфорт, особенно когда на улице холодно. На момент открытия здания театра пытались использовать самые новые по тем временам технологии. Например, в этом здании впервые применили технологию тёплого пола. Правда, как мне рассказывали старожилы, через год это всё сломалось, и пришлось выводить батареи. Но раз это проектом не было предусмотрено, бывает, что зритель мёрзнет. Реконструкция и эту проблему решит. Мы надеемся, что в зрительном зале будет тепло, когда на улице морозы, и будет хорошее кондиционирование в жару.
Кроме этого, у нас в подвале есть помещение, которое называется «камера эха». Оно задумывалось как аналог звукового оборудования. Хотя рассказывают, что им так ни разу и не воспользовались. Из помещений, которые сейчас простаивают, мы планируем сделать дополнительные туалетные комнаты и гардероб.
Наши зрители знают, что на креслах в зале не очень комфортно сидеть. Их тоже заменят.
— Интерьеры изменятся?
— Интерьеры фойе будут максимально сохранены, потому что они тоже являются предметом охраны культурного наследия. Они отделаны мрамором со всего мира. Если пройти по театру, можно заметить, что на каждом этаже мрамор разный: разного качества, с разными цветами и переливами. Его можно просто ходить разглядывать, как в картинной галерее. В народе театр называют музеем мрамора. Конечно, весь мрамор будет сохранён. Его аккуратно снимут, реставрируют и уложат на новые стены.
— Раз в театре многие вещи так откровенно устарели, не было такого, что столичные гости подсмеивались или же вообще отказывались приезжать к нам на гастроли?
— У нас сцена хорошая, классическая. Есть круг, есть кольцо. По большому счёту, к ней нет нареканий, просто всё изношено. В замене нуждаются сценические технологии — механическое оборудование, звуковое оснащение, постановочное освещение и т. п. На данный момент у нас архаичное сценическое оборудование. Подсмеиваются часто над режиссёрским пультом. На него как на экскурсию приходят посмотреть. Наши помощники режиссёров просто асы-профессионалы, потому что не все умеют таким оборудованием пользоваться. Но чтобы театры отказывались к нам из-за этого приезжать, такого не было.
Если спектакль технически сложный, то привозится дополнительное оборудование. Технологии ушли далеко вперёд, и театр сегодня должен предлагать не только хорошее актёрское мастерство, драматургию и режиссуру. Современный зритель искушён, особенно молодой. Он уже столько всего посмотрел со спецэффектами, поэтому нам хочется соответствовать ожиданиям. Само собой, и звуковое, и световое оборудование, и режиссёрский пульт заменят. На сценическое переоснащение уйдёт, скорее всего, 50% затрат.
— Когда стартует реконструкция, и сколько времени на неё потребуется?
— Проведение реконструкции запланировано на 2019-2020 годы. Но подготовительный этап, возможно, начнётся раньше – в 2018 году. Думаем, реконструкция продлится не менее двух лет.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Фото: Ярослав Наумков