Даже крупные банки, декларирующие максимальную сохранность денег на карточных счетах, не всегда могут гарантировать полную безопасность своим клиентам. Так, известное российское кредитно-финансовое учреждение – «Альфа-банк» – на днях стало фигурантом скандала: банк отправил пароль и логин для входа в интернет-банк одного из клиентов на мобильный телефон постороннего человека. Сохранить средства на счете держателя карты удалось лишь благодаря добропорядочности молодого мужчины, случайно втянутого в инцидент.
Клиентом «Альфа-банка» челябинец Александр Сергеев является около трех лет. Герой рассказывает, что зарплатную карту этой кредитной организации получил у предыдущего работодателя и успешно ей пользовался на протяжении всего времени. Однако инцидент, произошедший на прошлой неделе, заставил его задуматься о надежности банковских карт. В один из дней Александру Сергееву позвонил неизвестный мужчина и сообщил, что получил SMS-сообщение от банка с логином и паролем для входа в «Альфа-клик» (интернет-банк), привязанный к карте Александра Сергеева. Мужчина, используя полученные данные, получил доступ к чужим счетам. Осознав, что данные пришли на мобильный телефон по ошибке, он начал искать владельца счета через социальные сети.
Александр Сергеев, который неоднократно отказывался от предложения сотрудников банка подключить интернет-банк, после случившегося тут же попытался воспользоваться «Альфа-кликом» для немедленной блокировки средств. «Однако каждая моя попытка зайти в «Альфа-клик» заканчивалась тем, что одноразовый пароль банк отправлял на мобильный мужчины, который позвонил мне», – вспоминает Александр Сергеев, обращая внимание на примечательный факт: номер его мобильного телефона и номер мобильного телефона незнакомца отличался только последней цифрой. Предположив, что именно это стало причиной произошедшего, возмущенный действиями кредитной организации Александр Сергеев поехал в офис банка.
«Сотрудники банка толком ничего не объяснили, признав, что произошла какая-то ошибка. Привязанный к карте номер, числившийся на тот момент за мужчиной, переписали на мой и тут же отключили услугу «Альфа-клик», согласие на подключение которой я и раньше не давал», – рассказывает собеседник сайта, вспоминая, что в разговоре с ним специалист банка случайно оговорилась, что в следующий раз при массовом подключении данной услуги клиентам подобного с ним больше не произойдет. Мужчина уверен, лишь честность незнакомца позволила сохранить крупную сумму средств на счете, а виновником конфликта Александр Сергеев считает сотрудника «Альфа-банка», который при ручном вводе данных допустил ошибку.
Как объяснили корреспонденту сайта в пресс-службе «Альфа-банка», по результатам служебной проверки выяснилось, что номер мобильного телефона, который якобы принадлежит незнакомцу, изначально был предоставлен в банк работодателем Александра Сергеева, и, возможно, ошибочно. «Все контактные данные предоставляются работодателем, если речь идет о зарплатном клиенте. А Александр Сергеев – зарплатный клиент. Поэтому уточните у него, как такое могло произойти», – добавили в пресс-службе банка.
Отметим, что за мобильным номером Александра Сергеева числится и мобильный банк, которым он успешно пользовался с момента оформления карты. Однако в пресс-службе банка эту информацию опровергли, заверив, что данная услуга клиенту не предоставляется.
По мнению заместителя председателя ЧРО «Финпотребсоюз» Вячеслава Курилина, ситуации, при которых кредитная организация ошибочно отправляет данные интернет-банка третьим лицам, в последнее время существенно участились. Эксперт уверен, что связано это с тем, что банки пытаются сократить собственные расходы и уменьшают количество ответственного за выполнение конкретных задач персонала.
«То есть если раньше был исполнитель, то его проверял уполномоченный на это сотрудник, и, как правило, имелось подразделение, выборочно или в полном объеме проверяющее выполненную задачу. Сейчас же ситуация несколько иная: часто внесением данных в программу, которая, к примеру, занимается рассылкой SMS-сообщений с персональными данными, занимается один человек. Работа простая, и ее могут доверить неопытным сотрудникам. Возможен вариант, когда и опытный работник, вводя данные 100 клиентов, допускает ошибку, но проверить его некому, а компьютерная программа не занимается проверкой, так как она выполняет задачу», – говорит эксперт, полагая, что в случае с Александром Сергеевым произошло именно так.
Эксперты считают, что в этой ситуации представители «Альфа-Банка» пытаются снять с себя ответственность, так как не признают, что проверять актуальность предоставленных данных обязаны сотрудники кредитной организации. «Экономия в сфере финансов приводит к вот таким глупым ошибкам. Проблема наглядно показала, что доступ к счетам и персональным данным не защищен от такой элементарной ошибки», – комментирует бывший сотрудник банка.
Адвокат коллегии адвокатов «Партнер» Андрей Темников не исключает и той версии, что доля вины в произошедшем лежит как на банке, так и на отделе персонала, где герой получал зарплатную карту. Первые должным образом не проверили актуальность данных, вторые халатно подошли к делу и подали в кредитную организацию документы с ошибкой, которая могла стоить герою пропажи средств. Эксперт считает, что если бы незнакомец, в распоряжении которого оказались данные для входа в интернет-банк, воспользовался средствами в личных целях, то впоследствии признать вину банка и возместить похищенные деньги было бы крайне трудно.
Вячеслав Курилин уверен, что если бы мужчина воспользовался денежными средствами Александра Сергеева, то ответственность полностью понес бы «Альфа-Банк». «Пострадавший вправе потребовать выплаты незаконно списанных денежных средств, процентов на данную сумму и компенсации морального вреда. Для этого необходимо обратиться в банк с претензией, если претензия осталась без удовлетворения в течение десяти дней, смело обращаться в суд, закон на вашей стороне», – советует он.