Все новости
Все новости

Сокращения толкнули южноуральцев на дело

Поделиться

Сокращения и растущая безработица заставили южноуральцев задуматься об открытии своего дела. Число горожан, желающих открыть свой бизнес, увеличилось на 10% за последние несколько месяцев. Такими наблюдениями поделились в Фонде содействия кредитованию малого предпринимательства, анализируя звонки интересующихся. Однако даже самые вдохновленные сталкиваются с тем, что банки не хотят финансировать их ноу-хау.

Для новичков денег нет!

Кредитование решивших начать бизнес с нуля клиентов – дело рискованное. Поэтому многие банки изначально предпочитают работать с опытными бизнесменами. Тем не менее еще пару лет назад крупные кредитные организации активно предлагали финансовую помощь именно стартапам. С началом кризиса эти программы были потихоньку свернуты. Не стали исключением и микрофинансовые организации. «Если и ранее получить заем на старт своего бизнеса было довольно сложно, поскольку банки и МФО крайне скрупулезно подходят к оценке рисков таких заемщиков, то сейчас для микробизнеса наступили еще более сложные времена, – рассказал генеральный директор MoneyMan Борис Батин. – Как правило, в МФО получают займы не на старт собственного дела, а на поддержание бизнеса, например срочные нужды, поддержание оборота во избежание кассового разрыва. Средняя ставка по итогам 2014 составила 2% в день. В сервисах онлайн-кредитования самозанятый заемщик получает деньги на таких же условиях, как и обычные клиенты – физические лица».

В банках чаще всего ссылаются на то, что люди, загоревшиеся идеей предпринимательства, плохо просчитывают риски. Как подчеркнула начальник управления малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка Ольга Шаловей, будущие бизнесмены переоценивают свои силы в 95% случаях. «Стартапер никогда не жил в бизнесе, он не понимает, какие там есть риски. Обычно это оптимистично настроенные молодые люди, которые начитались блогов», – добавила она.

И в этом плане с банками соглашаются даже те, кто оказывает помощь бизнесу. «Если анализировать поступающие звонки интересующихся, я сталкиваюсь с такими запросами: «Я бы хотел начать свой бизнес, но в банках нет программ по стартапам». Я слушаю предпринимателя, который планирует окупить своей проект чуть ли не за месяц, и понимаю тот банк, который его «завернул», – рассказала консультант Фонда содействия кредитованию малого предпринимательства Челябинской области Екатерина Гришко.

Максимум, на что могут пойти банки сегодня, – это кредитование нового проекта предпринимателя, продержавшегося на рыке больше года. «Например, у бизнесмена есть две кофейные точки, и он хочет открыть «Шоколадницу» по франшизе. Мы можем дать венчур на основании нового проекта. Отличие венчура от стартапа в том, что мы опираемся на уже имеющийся предпринимательский опыт. Отличие от кредита в том, что мы даем деньги не на основании действующего бизнеса, а на основании будущего дела», – рассказала Ольга Шаловей.

В региональном Минэкономразвития и ряде муниципалитетов есть разные формы поддержки в виде субсидий, но и они не рассчитаны на новичков. «Чтобы их получить, человек должен открыть бизнес и платить налоги. Затем необходимо написать бизнес-план, расписать, куда он вложит эти деньги или на что он уже потратил. Например, показать план по увеличению числа работающих и, соответственно, по увеличению отчисления налогов – это нужно для того, чтобы бюджет мог эти деньги вернуть», – рассказал председатель президиума регионального отделения по Челябинской области общероссийской общественной организации «Ассоциация молодых предпринимателей России» Антон Ковалев.

Таким образом, начинающему предпринимателю не остается ничего, кроме как изыскивать другие пути получения стартового капитала, будь то собирание денег «с миру по нитке» или, если повезет, поиск инвестора. Последний тоже не хочет раздавать деньги налево и направо, поэтому его необходимо чем-то удивить.

В бизнесмены я б пошел – пусть меня научат!

Тем временем привлечение свободных рук в малый бизнес может существенно помочь экономике региона в трудные времена. Поэтому власти и коммерческие организации должны посодействовать молодым. Такую мысль на недавней пресс-конференции высказал депутат Заксобрания Челябинской области Константин Захаров. «Во-первых, мы планируем организовать систему координации между центрами обучения, чтобы люди имели возможность не только переучиваться на другие профессии, но и получать навыки предпринимательской деятельности. Второй момент – подготовка неких типовых проектов, которые могли бы осуществлять новоявленные предприниматели», – рассказал Константин Захаров. По его мнению, за счет этих моментов можно снизить риски для банковской системы, которая снова повернется лицом к новым предпринимателям.

Сегодня в Челябинской области при поддержке регионального правительства и управления молодежной политики уже реализуется федеральная программа «Ты – предприниматель», принять участие в которой могут южноуральцы в возрасте до 35 лет. Для этого на сайте Откройдело.рф необходимо заполнить анкету, кратко описав в ней свою бизнес-идею, и пройти специальный тест. «На уровне региона ежегодно выделяется 1,5 млн плюс 6 млн из федерального бюджета. На эти деньги проходит подготовка ребят по базовым основам предпринимательской деятельности. Они учатся создавать бизнес-план, считать свои перспективные доходы и затраты, понимать, как вести переговоры, как нанимать и увольнять людей, какие есть первоначальные ошибки», – рассказал Антон Ковалев.

Как раскрутить свое дело?

По мнению предпринимателей со стажем, сегодня для бизнеса открывается не просто окно возможностей, а целый горизонт. Многие фирмы закрываются из-за потери клиентов и высокой закредитованности, а коммерческая недвижимость продолжает дешеветь. Кроме того, региональными властями сегодня поставлена большая задача по импортозамещению.

Представитель регионального отделения «Опоры России» Денис Константинов советует будущим предпринимателями изучить, насколько востребованы товары или услуги, которые они хотят предложить. Даже если на первый взгляд в этой области нет конкурентов, стоит подумать, понадобится ли людям ваше ноу-хау: купят ли устройство для лепки снежков и будут ли пользоваться платной скамейкой в лесу?

«Всегда надо провести полевые испытания, маркетинговые изучения. Необходима тонкая настройка на покупателя, нужно просчитать его потребности на сто шагов вперед. Например, все кондитерские делают пирожные с кремом, а один предприниматель, предположив, что не всем можно сладкое, решил предложить еще и диетическое питание», – поделился Денис Константинов.

Еще одна составляющая успешного бизнеса, по мнению собеседника, – продвижение товара: «Первые три года – «долина смерти», когда рост опережает возможности и предприятие может захлебнуться. Самое главное – не забывать, что ты должен что-то есть, а значит, нужно продавать. Не залезать в кредиты, а работать с покупателями».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter