Наш город вошел в тройку лидеров, обогнав Москву, Нижний Новгород, Пермь и Краснодар. Об этом сообщили в пресс-службе онлайн-ритейлера «ВсеИнструменты.ру». Спросу нисколько не мешает ежемесячный рост цен на товары для ремонта и отделки жилья. Разбираемся с экспертами, в чём причины массовой ремонтной лихорадки, что это значит на самом деле и когда закончится ажиотаж.
Всё выше и выше
Лето всегда считалось высоким сезоном для стройки и ремонта жилья. Но, судя по исследованию специалистов сервиса «ВсеИнструменты.ру», нынешний август побил все рекорды.
— В Челябинске спрос на такие материалы вырос на 300 процентов — по сравнению с августом прошлого года. Жители в четыре раза активнее покупали товары для отделочных работ. На увеличение спроса в большей степени мог повлиять рост цен на строительные и отделочные материалы, который отмечен в этом году. Многие предпочли покупать всё необходимое для ремонта и отделки по нынешним ценам, не дожидаясь их дальнейшего подорожания, — прокомментировал руководитель пресс-службы «ВсеИнструменты.ру» Сергей Денисенко.
Такая тенденция характерна для всей страны — спрос на отделочные материалы в среднем по России увеличился на 212 процентов. В список самых покупаемых товаров вошли шпатлевка и штукатурка, жидкие обои, стеклообои, стеклохолст, самоклеящаяся пленка, быстросохнущий гипс и потолочные карнизы, добавили авторы исследования.
«Рост спроса на строительные и ремонтные материалы характерен не только для нашей страны»
Спрос на стройматериалы и практически на весь спектр товаров DIY (сокращение от do it yourself, что в переводе означает «сделай сам». — Прим. ред.) наблюдается по всему миру фактически с момента начала пандемии.
— Вынужденные отпуска, работа в удаленном режиме, возможность делать ремонт самому, не отрываясь от работы, или контролировать такой ремонт, если он делается силами наемных специалистов, стремление сменить квартиру в перенаселенных городах на собственный дом на природе привели к росту спроса на строительные и ремонтные материалы. Причем процесс этот характерен не только для нашей страны, — отметил аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Коренев. — Именно поэтому только за 2020 год стоимость древесины, стали (она активно используется в строительстве, в том числе в виде арматуры — Прим. ред.), цветных металлов выросла в два и более раза. Существенно подорожали строительные смеси, иные отделочные материалы, сантехника и электрика для дома.
О повышенном спросе на строительные и отделочные материалы можно судить через увеличение объемов продаж и выручки у оптовых поставщиков и DIY-ритейлеров.
— Но здесь картину искажает высокая инфляция — на самом деле физический спрос растет не так интенсивно, — рассказал гендиректор компании «УралИнтерьер» Юрий Балуев. — Однако инфляционные ожидания его все-таки подстегивают. Люди и компании опасались, что рост цен на стройматериалы продолжится осенью, и поэтому в августе старались закупать больше, чтобы, например, сдать объект или завершить ремонт до очередного скачка цен.
Удар по «шеринг-экономике»
Катализатором роста спроса на многие товары, в том числе строительные и отделочные материалы, стала пандемия коронавируса.
«Мы сейчас наблюдаем слом тренда. Еще недавно шли по пути «шеринг-экономики». Молодежь не считала нужным покупать квартиры и машины»
— Она хоть и ударила по доходам россиян, но не так существенно, как ожидалось на первом этапе. Люди стали вести себя более рационально, для многих возросла ценность дома. Из всех крупных покупок для нас жилье — статья расходов № 1. Многие вместо заграничного отдыха направили деньги на ремонт квартир и домов. Перекос в сторону городов-миллионников объясняется тем, что именно здесь сосредоточен максимальный платежеспособный спрос. Впрочем, в столицах, а также в Краснодаре спрос и так был большим, поэтому там скачок не столь впечатляющий, как в городах Урала, — объяснил гендиректор INFOLine Иван Федяков. — Но главное, что мы сейчас наблюдаем — это слом тренда. Еще недавно мы шли по пути «шеринг-экономики». Молодежь не считала нужным покупать квартиры и машины, пользуясь шерингом всего, что только можно — от самокатов и машин до квартир и домов. Конечно, при этом никто не собирался заниматься глобальным ремонтом жилья.
«Шеринг-экономика» (от англ. share — делиться) — экономическая модель совместного потребления, при которой происходит осознанный отказ от частной собственности в пользу коллективной. Причина — не в отсутствии денег, а в расширении возможностей. Квартиру можно арендовать, машину брать как каршеринг или такси, самокаты и дорогой инструмент — напрокат, и так далее.
В разных странах существуют разные системы владения недвижимостью. В Скандинавии, например, развит социальный наём, как у нас в советские времена. В СССР частной собственности не было, но гражданам в пожизненное пользование выдавали квартиры.
«В пирамиде Маслоу мы опустились на базовые ценности — еды, безопасности, здоровья. А всё это во многом ассоциируется с жилищем»
— В Швеции больше половины жилья — в соцнайме. Поэтому вы не увидите в их квартире хрустальной люстры из венецианского стекла или антикварной мебели. Отсюда и корни IKEA — дешево и сердито, мебель, которую при переезде проще выкинуть и купить новую. В Южной Европе — Италия, Испания, Португалия — больше частной собственности и, соответственно, другой интерьер. Мы в России зависли где-то между двумя полюсами, — продолжил Иван Федяков. — В последние годы в России был тренд на шеринг, что связано с легкостью, быстротой, возможностью не привязываться к месту. Но коронавирусная история заставила многие молодые семьи задуматься о покупке жилья и загородных участков. Раньше они рассуждали: «Зачем покупать землю и строить дом, если можно улететь на другой конец света или снять дачу на месяц?» Сейчас люди серьезно изменили отношение к жизненному укладу. И произошло это не от хорошей жизни, а как следствие пережитого в прошлом году шока. В какой-то степени в пирамиде Маслоу мы опустились на базовые ценности — еды, безопасности, здоровья. А всё это во многом ассоциируется с жилищем. Поэтому тренд на строительство и ремонт жилья достаточно устойчив, и в ближайшие три-пять лет мы не увидим существенной коррекции.
Пирамида Маслоу — модель потребностей человека, описанная американским психологом Абрахамом Маслоу. В основании пирамиды — физиология (утоление голода, жажды и т. д.). Ступенью выше идет потребность в безопасности, затем — в привязанности и любви, потребность в уважении и одобрении, познавательные потребности, потребность в эстетике. И высшая ступень пирамиды — стремление к раскрытию внутреннего потенциала, самоактуализация. Человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах, гласит одна из самых популярных концепций мотивации.
Дефицит материалов и рабочей силы
По мнению экспертов, у роста цен на стройматериалы есть фундаментальные причины. В этом году жилья в стране строится в три раза больше, чем в прошлом году. И активность строительного сектора сказалась на дефиците материалов.
— Поставщики стройматериалов за минувший год подняли цены на десятки процентов, в отдельных случаях кратно. Это продиктовано и удорожанием импорта. Рекордный рост показывают цены на древесину и пиломатериалы, они могут продолжить расти на фоне высокого спроса и нехватки рабочих мест. Некоторые строительные компании осторожно относятся к наращиванию масштабов строительства и ждут, пока цены на стройматериалы стабилизируются. Но этого может не произойти, — рассказал аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. — Из-за коронавирусных ограничений образовался дефицит рабочей силы, так как значительная часть — трудовые мигранты. Распространение дельта-штамма сокращает их приток в Россию. К тому же привлекательность нашего рынка труда зависит от курса рубля.
Эксперты разошлись во мнениях, как долго продлится скачок спроса и ценовая лихорадка на товары для ремонта и отделки жилья. Одни говорят, что спрос на таком высоком уровне постоянно поддерживаться не сможет в силу ограниченности ресурсов у потенциальных потребителей.
— И платежеспособность, и способность качественно обслуживать потребительские займы у населения имеет естественные пределы. А следующая волна платежеспособного спроса сформируется еще не скоро, и только в случае роста реальных располагаемых доходов населения, — объяснил Алексей Коренев. — Но пока еще и имеющиеся ресурсы исчерпаны не до конца. Так что в ближайшее время оснований ждать падения спроса и снижения цен на стройматериалы пока немного.
Рост цен в долгосрочной перспективе может стать серьезным ограничителем спроса, отметили аналитики, и это запустит обратный процесс.
— В строительной отрасли спрос неминуемо снизится, в том числе из-за ужесточения денежно-кредитных условий. Охлаждение строительного рынка стабилизирует цены на стройматериалы, — ожидает Евгений Миронюк.
Ремонт невозможно закончить
Ажиотаж вызывает сохраняющийся дефицит целого ряда товарных позиций, указали строители.
— С высоким спросом не справляются производители — одни испытывают нехватку сырья, у других недостаточно производственных мощностей. Это общий тренд для страны, но особенно он заметен именно в крупных мегаполисах вроде Челябинска и Екатеринбурга, где вводятся большие объемы жилья, в том числе индивидуального, — добавил Юрий Балуев. — Однако проблему наращивания производства заводы сейчас активно решают, и стоит ожидать, что уже в следующем году дефицит на рынке стройматериалов будет преодолен. Это поспособствует снижению цен. Более того, мы уже сейчас видим, что производители очень постепенно, но начали снижать темпы повышения цен на свою продукцию. Спрос ослабнет примерно к концу октября (сентябрь-октябрь — это в принципе период сезонного роста спроса, так как строители завершают свои объекты), и мы еще до конца года вступим в период ценовой коррекции.
Такой фантастической динамики спроса, как сейчас, в следующем году мы не увидим, считают другие эксперты. Хотя совсем его не остановить.
— Помните же, что ремонт невозможно закончить, его можно только остановить? Когда процесс запущен, некуда «деваться с подводной лодки». Даже если выросли цены, — добавил Иван Федяков. — Нас самих шокировал «Индекс ремонта INFOLINE» с учетом средневзвешенных цен. Второй квартал — рост 20% по сравнению с прошлым годом. Это не просто заметно, это болезненно для многих. Особенно, если учесть, что реальные доходы населения в лучшем случае не изменились, а зачастую снизились. Но многие россияне — почти 70% по опросам — делают ремонт своими руками. И это тоже один из российских трендов. Потребители начинают активно маневрировать по товарным предложениям. Подорожала плитка — возьмут пластик, подскочил в цене паркет — перейдут на ламинат, обои заменят краской и так далее. Есть, конечно, безальтернативная продукция, но ее гораздо меньше.
На ближайшие два-три года производителям стройматериалов и торговым сетям DIY гарантирована неплохая подпитка со стороны покупателей, резюмировал Иван Федяков.
О том, что в Челябинске резко выросли цены на стройматериалы, мы писали в июле, и вот что тогда спрогнозировали эксперты.
Всё о кризисе 2020/2021 — в сюжете 74.RU.