Система патентов для трудовых мигрантов себя изжила, ее необходимо заменить организованным набором рабочей силы с привязкой к конкретному работодателю. Об этом в четверг, 7 ноября, на Русском экономическом форуме в Челябинске заявил руководитель направления «Миграция» центра имени Петра Столыпина Высшей школы государственного управления РАНХиГС при президенте РФ Михаил Бурда.
Тема трудовых мигрантов и управления завозом рабочей силы в России волнует многих россиян, отметили участники дискуссии «Управление миграцией: как получить плюсы без минусов». По данным МВД России, в стране официально зарегистрировано 6,2 миллиона иностранцев. При этом 80% граждан приезжают из трех стран — Узбекистан, Таджикистан и Киргизия.
— Два процента трудовых мигрантов вообще не имеют образования, у 60% — только среднее образование, то есть они не закончили ни техникума, ни ПТУ. К сожалению, к нам не приезжают технологи и конструкторы. Большая часть трудовых мигрантов — низкоквалифицированная рабочая сила. Привозят рабочих на стройку, а они через пару месяцев переходят в такси или доставку. При этом только в России им позволяют привозить свои семьи, — отметил Михаил Бурда.
По словам эксперта, нужно более рационально смотреть на миграцию и научиться эффективно управлять потоками рабочей силы. Сейчас приезжие работники получают патенты. Но, по словам Михаила Бурды, изначально эта система предназначалась для трудоустройства иностранцев у частных лиц, а не у предприятий.
— Изначально была совсем другая цель. В итоге «обелили» патентами всех, кто въезжает в безвизовом порядке. За первое полугодие выдано 1,1 миллиона патентов. При этом надо учесть, что только 35–40% въезжающих получают официальные документы. Параллельно развивается теневая занятость — подпольные игровые залы, молельные дома, непонятная кулинария. Всё это приводит к дисбалансу рынка труда, — указал Михаил Бурда.
Руководитель направления «Миграция» центра имени Петра Столыпина предложил ориентироваться на опыт ОАЭ, Саудовской Аравии и Катара. Там действует система так называемого оргнабора — подбор и завоз мигрантов делается по заявкам конкретных работодателей.
— Очень важно обеспечить адресность. К нам должны приезжать только те, кто нужны. Главное — привязать кадры к конкретному работодателю. Это поможет и самим предприятиям, которые тратят время и деньги на подбор кадров, а потом они уходят к другому, — объяснил Михаил Бурда. — Если иностранный работник приехал по заявке одного работодателя, а потом решил уволиться, то он должен выехать из страны и оформляться по-новому.
Таким образом будет обеспечен срочный, адресный и возвратный характер трудовой миграции, подчеркнул специалист по миграции.
Русский экономический форум проходит в Челябинске с 7 по 9 ноября. По данным организаторов, приглашены 300 спикеров. На форум зарегистрировалось более трех тысяч человек. Организаторы — правительство Челябинской области, комиссия Государственного совета, Общественная палата РФ и Всемирный русский народный собор. Темы дискуссий — от технологической трансформации отечественного бизнеса до приоритетных направлений социального развития и жизни современного общества, экономическая миграция, развитие конкуренции, суверенность индустриализации, цифровизация, пространственное развитие городов и регионов, трансформация рынка труда, дефицит кадров, демографическая ситуация, экономическое развитие Донбасса и Новороссии. Хедлайнером культурной программы второго Русского экономического форума в Челябинске будет Олег Газманов.
В Челябинской области летом расширили запрет на привлечение иностранцев к работе на основании патентов. В список запрещенных сфер деятельности, например, попали оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей.
Конфликты с мигрантами в Челябинской области происходят регулярно. Самая громкие истории — перенос Каширинского рынка в Кременкуль и убийство таджиками 11-классника. После теракта в «Крокусе» стали чаще говорить об ужесточении миграционной политики, а губернатор Алексей Текслер анонсировал сокращение программы «Соотечественники». Вот материал о том, как отъезд гастарбайтеров скажется на рынке труда России.