Жители Челябинска начали получать уведомления операторов об изменении условий тарифов и подписок. По словам читателей сайта, в декабре выросли цены у «МегаФона», в январе — у T2. Мы поговорили с операторами и экспертами о том, почему исчезают архивные тарифы и дорожает сотовая связь, а также как это сказывается на потреблении привычных услуг.
«Остались вопросы»
Очередная волна повышения цен на тарифы, пакеты и подписки операторов связи в России началась, судя по сообщениям читателей, в декабре. Одни компании закрывали архивные тарифы, другие увеличивали плату за услуги на 72–100 рублей.
— Я платил по тарифу «Персональный» 728 рублей в месяц. 10 декабря получил СМС про какую-то посуточную оплату — 26 рублей в день, а со второго месяца — 800 рублей. По факту увеличение началось уже в декабре, — рассказал челябинец Александр, который пользуется связью «МегаФона». — В целом не критично, но остались вопросы по гигабайтам. В поддержке уверяют, что остался безлимит, а в СМС значится «теперь у вас 50 ГБ». Как на самом деле, пока не понял.
У многих абонентов Т2 тарифы были заморожены до конца 2024 года. Поэтому в конце декабря посыпались СМС и пуш-уведомления о пересмотре цен в новом году.
— Специально брала самый дешевый тариф — меньше 400 рублей, потому что это второй номер — на всякий случай, для связи. Там всего 10 гигов, а 200 минут никогда не выговариваю. С января тариф подняли на 75 рублей, теперь придется платить ежемесячно по 450 рублей. Уже задумалась, не отказаться ли от него совсем, — поделилась сомнениями Надежда.
Еще одна читательница сообщила про повышение сразу на 95 рублей.
— Смотрю, пришла напоминалка про пополнение баланса. Крупно написано про изменение стоимости тарифов и услуг Т2 — в общем, пополните на соточку. Я, конечно, понимаю, что вроде бы не огромная сумма. Но тут на 95, здесь на 100. Если учесть, что у нас вся семья на этом тарифе — и муж, и дети — получилось за месяц сразу плюс 400 рэ. Это уже чувствительно, — призналась Елена.
Как это объяснили операторы
Представители компаний сотовой связи не отрицают пересмотр отдельных тарифов. При этом указывают на объективные причины и необходимость поддерживать качество связи на высоком уровне.
— На размер тарифов влияет множество факторов, таких как стоимость оборудования, затраты на эксплуатацию сети, расходы на электроэнергию и другие ресурсы, — отметили в пресс-службе «МегаФона».
Компания стремится сохранить высокое качество услуг, но не может не учитывать объективные факторы, подчеркнули в Т2.
— Изменения обусловлены объективными экономическими и регуляторными факторами. Растут расходы на содержание сетей — цены на электроэнергию, присоединение к энергосетям, оборудование, аренду. Повышение ключевой ставки и стоимости обслуживания долга негативно влияют на объемы инвестиционных программ. Это происходит на фоне санкционного давления, сложностей с поставками оборудования, удорожания закупок и растущих затрат на привлечение высококвалифицированного технического персонала. Вместе с тем увеличивается регуляторная нагрузка на отрасль: значительно выросла плата за радиочастотный спектр, требуются дополнительное оснащение салонов из-за нового порядка подключения иностранных граждан и ресурсы на выполнение программ по импортозамещению, — объяснили в отделе по связям с общественностью макрорегиона «Урал» T2.
При этом оператор вынужден постоянно инвестировать в развитие технической инфраструктуры на фоне высоких требований абонентов к качеству и ежегодного роста трафика на 19–20%, добавили в Т2. Представители компании заверили, что во избежание деградации качества услуг делают всё возможное для поддержания стабильной работы сетей и поиска новых технических решений.
— Любое изменение цен в билайне происходит в четком соответствии с тарифной политикой компании и в рамках экономически обоснованных параметров. Информация о планируемых изменениях при необходимости предоставляется в Минцифры России и ФАС России, — указали в пресс-службе билайн. — Мы всегда заранее предупреждаем клиентов о грядущих изменениях и даем возможность выбора дополнительных бонусов либо смены тарифного плана.
В МТС оставили запрос редакции без ответа.
«Тарифы — что, какая-то священная корова?»
Корректировка тарифов — обычная рыночная практика, никакой особой тенденции нет, отметили эксперты.
— Повышение цен — это, к сожалению, сейчас неотъемлемая часть [жизни]. Хотим мы или нет, всё дорожает — услуги, товары. И сотовая связь не может оставаться в стороне. Думаю, что повышение составляет менее 10%, что входит в инфляцию и не должно вызвать нарекания ФАС, — оценил глава агентства TelecomDaily Денис Кусков. — Среди причин, прежде всего, необходимость приобретения дорогостоящего оборудования за рубежом, сама инфляция, ну и затраты на повышение зарплаты, поддержание рабочего состояния всей техники.
Денис Кусков напомнил, что TelecomDaily ежегодно проводит опросы руководителей операторов связи. Последний проводился в конце октября — начале ноября 2024 года. Более 80 процентов руководителей телекоммуникационных компаний сказали, в 2025-м цены в среднем увеличатся на 10–12%.
— Повышение тарифов неизбежно, у нас оно идет на уровень инфляции — это распоряжение ФАС и Минцифры. Соответственно, мобильная связь не может дорожать выше уровня официальной инфляции раз в год для абонентов. На этот уровень она и меняется. Исключением являются архивные тарифы — то есть очень старые, до 300 рублей. Там повышение может быть чуть выше, — указал главный аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
При этом эксперт не разделяет постоянные стенания абонентов о подорожании связи.
У нас недофинансирование телекома, связь крайне дешевая за счет госрегулирования цен. Поэтому в конечном итоге, если не хотим лишиться связи, мы как страна должны повышать цены.
— Да, это неприятно, людям это не нравится. Тем не менее другого выхода де-факто у нас нет и не может быть, — подчеркнул Эльдар Муртазин.
С ним солидарен руководитель агентства Content Review Сергей Половников.
— Идет обычная корректировка тарифов услуг связи. Некоторым может показаться, что она больше инфляции. Но повышается на какие-то копейки: 40–50 рублей, 100 рублей. Это ни о чем в абсолютном значении. А наши любители возмущаться ростом тарифов начинают переводить это всё в проценты. Конечно, на спичках проценты большие будут, то есть это эффект малой базы, — объяснил Сергей Половников. — Мне сегодня пришло уведомление, что у нас МРОТ вырос. Если минимальный размер оплаты труда растет, почему не должны расти тарифы на связь? Они что, какая-то священная корова, что ли? С 1 января всё растет. Тарифы на ЖКХ, цены на проезд, на всё. А на связь не должно расти. Согласитесь, это какой-то бред. Самое главное — это то, что оператор же не повышает все тарифы на какой-то процент. Обычно повышение касается архивных тарифов, которые были в совершенно другой макроэкономической, геополитической ситуации.
Не может сегодня связь стоить 200 рублей! Конечно, те, кто платит такие деньги, очень рады и будут до последнего отстаивать, чтобы им ничего не повышали. Но это просто экономический бред!
По словам эксперта, экономически оправданный тариф на связь сегодня составляет 700–800 рублей в месяц.
— Если вы платите меньше, ждите повышения. Если платите больше, можете спокойно продолжать пользоваться услугами, никто у вас ничего повышать не будет. Я всегда рекомендую раз в год проверять, какой у вас тариф, и смотреть, что нового предлагают операторы. Поскольку лучше перейти самому на более актуальный тариф, чем в определенный момент внезапно столкнуться с тем, что вам начинают повышать тарифы на связь, — дал совет Сергей Половников.
А у вас за последний месяц изменился тариф на сотовую связь?
Последствия спецоперации на Украине осложнили работу компаний сотовой связи — из-за санкций и валютных ограничений у них возникли проблемы с обновлением импортного оборудования. Еще в 2022 году Федеральная антимонопольная служба России и Минцифры разработали «Методические рекомендации поэтапной индексации тарифов операторов связи с учетом текущего уровня инфляции». Проще говоря, операторам связи разрешили без уведомлений и проверок повышать тарифы на величину накопленной с начала года инфляции.
Осенью прошлого года провайдеры в Челябинске начали поднимать цены на интернет и телевидение. Например, «Дом.ру» объявил об увеличении стоимости услуг в два этапа — с 1 октября и с 1 ноября.
Ранее мы разбирались, почему мобильные операторы отменили безлимитный интернет и как это сказалось на расходах россиян.