RU74
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Челябинске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +6

1 м/c,

ю-в.

750мм 71%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Экономика инструкция «Бросайте трубку»: после звонков лжеработников банков с карт россиян пропало 1,4 миллиарда рублей

«Бросайте трубку»: после звонков лжеработников банков с карт россиян пропало 1,4 миллиарда рублей

Специалисты челябинского Центробанка — о том, как обезопасить свои деньги от телефонных мошенников

Чем больше смартфонов сегодня — тем выше риск потерять свои деньги из-за телефонных мошенников

Челябинка Ольга считает себя не самым доверчивым человеком, но недавно чуть было не лишилась полугодовой зарплаты. Причём сама сообщила незнакомцу трёхзначный защитный код карты. Ведь ей позвонили из банка и якобы пытались спасти от незаконного списания средств. Позже выяснилось, что никто из кредитного учреждения ей не набирал — это был аферист. За последний год Центробанк зафиксировал всплеск телефонных мошенничеств, в результате которых у россиян под разными предлогами выманивают данные их банковских карт и крадут деньги со счетов. Как защититься от телефонных обманщиков, 74.ru рассказали в региональном Банке России.

«Слышала про мошенников, но бес попутал»


Ранним утром Ольга собиралась на работу. Металась из комнаты на кухню, голова была занята предстоящими дневными хлопотами. Нужно было успеть отвести дочку в садик, забежать в магазин и при этом не опоздать. Поэтому, когда зазвонил телефон, она прижала плечом смартфон к уху и продолжила одевать ребенка. Приятный, хорошо поставленный мужской голос в трубке и жонглирование финансовыми терминами поначалу не вызвали никаких сомнений. Человек представился представителем банка, в котором у Ольги открыт счёт, назвал её по имени и уточнил кодовое слово.

— Он сказал, что дело не терпит отлагательств. Якобы служба безопасности банка обнаружила подозрительные операции, проходящие по моей карте. Спросил, делала ли я сейчас какие-либо списания, — вспоминает Ольга. — Конечно, я встревожилась. Нет-нет-нет, говорю, в онлайн-банк я не заходила и никаких операций не делала. Мужчина начал меня торопить: мол, ещё можно всё отменить, давайте сверим номер карты, фамилию и цифры на обороте. Ну и я с перепугу ему всё продиктовала…

В этот момент под ногами женщины крутилась нетерпеливая дочка. Тянула маму за руку и пыталась засунуть ей в сумку пятую по счёту игрушку. Ольга отмахнулась и нечаянно нажала на клавишу выключения телефона. Пока смартфон вновь загружался, до неё дошло, что она, похоже, только что наговорила лишнего. На всякий случай Ольга решила позвонить по телефону горячей линии, который нашла на карте.

— Тут выяснилось, что никто из сотрудников настоящего банка со мной утром не общался. При этом в системе уже есть поручение о переводе больше 100 тысяч рублей со счёта. У меня там зарплата больше чем за полгода лежит, — вспоминает Ольга. — Сотрудник сказал, что до списания оставалась буквально пара минут. Конечно, заблокировала карту, а операцию по счёту притормозили. А потом сижу и думаю: «Ведь знаю, что нельзя эти цифры никому сообщать. Про мошенников кучу передач по телевидению видела, в интернете читала. Ну как я могла все выболтать?!».

Случай с нашей землячкой вполне типичный, соглашаются в региональном Центробанке. Только Ольге повезло, что успели вовремя остановить хищение денег. В отличие от других наших земляков и соотечественников, которые потеряли более 1,38 миллиарда рублей в прошлом году. В такую сумму, по данным ЦБ РФ, оцениваются незаконные списания с платёжных карт клиентов российских банков. Это на 44% больше, чем в 2017-м. Специалисты местного Центробанка затрудняются выделить потери только челябинцев. Дело в том, что сейчас все операции происходят в интернете. И даже названные цифры не показательны — далеко не каждый человек обращается к регулятору, в банки или правоохранительные органы, особенно если потери незначительные.

Как нас обманывают


Телефонные мошенники со звонками якобы из коммерческих банков, а также из Банка России с просьбами продиктовать реквизиты платёжных карт продолжают атаковать жителей Южного Урала.

— Наиболее распространены — более 97% — случаи, когда аферисты под тем или иным предлогом выманивают у владельцев банковских карт персональные данные и информацию о платёжных картах. Как это происходит? Человеку поступает звонок, нередко с номера, который идентичен номеру телефона банка. К сожалению, сейчас «благодаря» IP-телефонии мошенники научились подделывать даже официальные номера горячих линий, — рассказывает заместитель управляющего отделением Челябинск Уральского главного управления Банка России Наталья Кузьмина. — Звонящий представляется сотрудником банка, говорит, что происходят несанкционированные действия по карте клиента — пытаются списать денежные средства. И якобы с целью блокировки карты её владельца просят сообщить имя и фамилию, срок действия и секретный код, расположенный на обратной стороне карты. Иногда просят ПИН-код или переслать СМС с кодом подтверждения. Обычно это происходит ранним утром или поздним вечером, когда человек ещё не сконцентрирован, занят другими мыслями. Звонящий говорит доброжелательным голосом, но в то же время нагнетает обстановку, не оставляет времени подумать. Мол, если вы сейчас не сообщите нужную информацию, деньги будут списаны. Под таким психологическим давлением люди зачастую раскрывают все данные, в итоге у них пропадают деньги со счетов.

Если речь идёт о рассылках, специалисты также советуют ни в коем случае не переходить по ссылкам в этих сообщениях — электронных письмах или СМС. Мессенджеры и соцсети тоже небезопасны. Даже если это родной сотовый оператор, привычный банк и так далее — лучше перестраховаться, зайти на сайт указанной организации и перепроверить.

К подозрительным сообщениям надо относиться с большой осторожностью 

По словам специалистов регионального Центробанка, челябинцы слишком доверяют тем, кто представляется якобы банкирами, чиновниками министерств, ведомств и прочих органов власти. А в таких случаях главное — не спешить.

— Первым делом уточните наименование организации, фамилию, имя и отчество звонящего, его должность, а потом прервите звонок. Под любым предлогом или даже без него. Даже если вас просят не бросать трубку, не продолжайте разговор, — советует Наталья Кузьмина. — Не бойтесь и не стесняйтесь! В спокойной обстановке найдите номер телефона банка, если звонящий представился сотрудником кредитного учреждения. Он нанесён на обратной стороне платёжной карты. Если под рукой нет карты, уточните номер на официальном сайте банка в интернете. Затем позвоните в банк, но — это очень важно! — наберите номер вручную. Мы категорически не рекомендуем делать обратный звонок, потому что с большой долей вероятности вы попадёте на номер мошенников. Сообщите банку о поступившем вам звонке и уточните, действительно ли это был банковский служащий. Если представитель банка действительно проверяет законность операции, в крайнем случае он может спросить кодовое слово. Но даже в этом случае мы советуем самостоятельно перезванивать в банк по горячей линии и только тогда сообщать кодовое слово. Не нужно смущаться. Пусть вы покажетесь кому-то слишком мнительными, зато не потеряете свои деньги.

Даже если в этот момент действительно происходит несанкционированное списание денег со счёта либо проводится другая подозрительная операция, у банка есть право приостановить её на 48 часов. За это время у клиента выяснят, действительно ли операция осуществлялась с его согласия.

Звонки или СМС поступают не только от якобы сотрудников банка. Мошенники могут представиться сотрудниками Центрального Банка России. Они якобы уточняют сведения для выплат и компенсаций, предлагают заплатить налоги или комиссию для получения этих денежных средств. Известны случаи, когда людям присылали СМС о блокировке карт с подписью «ЦБ РФ», «Служба безопасности ЦБ», Centrobank или «Сбербанк». Также отправителем может значиться якобы короткий номер Сбербанка 900 или номера бесплатных линий 8800. На самом деле мошенники так маскируют свои номера. Например, при внимательном рассмотрении выяснится, что это не 900, а цифра 9 и буквы ОО. Вот почему так важен набор номера вручную.

— Центральный банк России не занимается обслуживанием физических лиц, не производит какие-либо выплаты или компенсации за товары, услуги, пропавшие вклады и так далее. Звонки от сотрудника ЦБ РФ могут поступить только в случае, если вы сами обращались в интернет-приёмную, для уточнения или ответа вам, — предостерегает заместитель управляющего региональным Центробанком Наталья Кузьмина. — Никаких данных банковской карты ЦБ не запрашивает. Это же касается других государственных организаций. Сотрудники банка, какого-либо министерства и ведомства ни в коем случае не будут интересоваться персональными данными и данными вашей карты. Такие данные никому нельзя раскрывать. Если идет выплата компенсации, то у соответствующих организаций эти данные уже есть.

Одним из популярных способов обмана является схема «ошибочного» перевода денег. Что делать, если вас просят вернуть якобы перечисленную вам сумму? По словам Натальи Кузьминой, опять же не торопиться. Если установлено СМС-информирование или есть возможность зайти в онлайн-банк, надо проверить, действительно ли было такое поступление от неизвестного отправителя. В любом случае списания лучше делать после уточнения всей информации в своем банке.

Аферисты изобретают все новые и новые случаи обмана. Но до биометрии, которую сейчас активно осваивают банки, пока не добрались. Механизмы, которые разрабатывает Центробанк совместно с банковским сообществом, максимально оградят граждан от такого мошенничества, уверены в региональном ЦБ.

Когда вернут деньги


Ну и напоследок ответим на один из самых волнующих вопросов: можно ли вернуть деньги, списанные мошенниками? Здесь алгоритм такой. По закону на внутреннее расследование банку дается 30 дней. Если кредитное учреждение установит, что человек сам сообщил кому-либо данные карты и зачисление на счет мошенника уже произошло, то вернуть финансы, к сожалению, не удастся.

Если же деньги сняли без ведома клиента, нужно незамедлительно позвонить в банк и заблокировать карту, предотвратив дальнейшие списания. Затем прийти в банк, написать заявление о несогласии с проведенной операцией, поставить на нем печать/оттиск банка. После этого со всеми документами пострадавший должен идти в полицию и писать заявление о том, что произошло хищение денежных средств. А вот поиск мошенников и взыскивание с них ущерба — это уже другая история.

Если вы столкнулись с проблемами в банковском обслуживании или мошенничеством в Челябинске, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «Вконтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления