Городские власти объявили аукционы по открытию кредитных линий на 200 миллионов рублей каждая. В общей сложности администрация планирует взять взаймы два миллиарда рублей. Эти деньги требуются для частичного покрытия дефицита городского бюджета и погашения долговых обязательств Челябинска, говорится в конкурсной документации.
Всего планируется открыть 10 кредитных линий с лимитом задолженности 200 миллионов рублей. Это значит, что чиновники могут взять в долг как сразу всю обозначенную сумму, так и по частям. Заявки принимаются до 6 октября, аукционы назначены на 8 октября.
— Кредитор предоставляет кредит не позднее второго рабочего дня после письменного распоряжения от заемщика, — указано в условиях контракта.
Начальная цена контракта по одним лотам составляет 39 миллионов 720 тысяч рублей, по другим — 25 миллионов 660 тысяч рублей. По пяти лотам выбирать кредитную сумму можно будет в течение трёх лет, по другой пятёрке аукционов — за два года. Но вернуть каждую порцию взятых в долг денег городская администрация обязана через год.
Комиссий за открытие и ведение счета, предоставление выписок и справок с такого клиента как мэрия брать не будут. Но пени за просрочку и штрафы в контракте предусмотрены.
74.RU направил запрос в администрацию Челябинска с просьбой рассказать, на что конкретно планируется брать кредиты, с чем это связано и какой дефицит городского бюджета прогнозируется по итогам года. В пресс-службе челябинской мэрии обещали прокомментировать «денежные» торги позднее.
Весной челябинские власти прогнозировали, что из-за COVID-19 городской бюджет может потерять от 700 миллионов до 2 миллиардов рублей. Это связано с сокращением налогооблагаемой базы и отсрочками по налогам.
Городская администрация и раньше брала кредиты на покрытие дефицита бюджета или накопившихся долгов. В конце прошлого года мэрия провела торги на открытие кредитных линий — в общей сложности на 576 миллионов рублей. Несколько лет назад администрация Челябинска оформляла в банках многомиллионные займы, чтобы заплатить по долгам «Челябгортранса» и мостостроителей.
А самым неожиданным оказался заем на 350 миллионов рублей, взятый чиновниками летом 2006 года. И дело было не в сумме. Работавший в то время мэром Михаил Юревич отдал под залог пятиэтажное здание на Площади Революции, 2, в котором размещалась городская администрация. В итоге Промстройбанк выдал мэрии кредит под 10% годовых. Деньги потратили на ремонт дорог. А в январе 2007 года администрация рассчиталась по долгам и вернула здание из залога.
Долговая нагрузка на регионы за последнее время действительно выросла, отмечают эксперты.
— Это связано как с непосредственным влиянием пандемии коронавируса, так и со снижением стоимости ресурсов, падением курса национальной валюты, проблемами на рынке труда и, естественно, с ухудшением собираемости налогов, — объяснил аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев. — По итогам первого полугодия практически все регионы столкнулись со снижением доходов бюджетов, составившим в совокупности минус 9,1%. В случае новой волны коронавируса это может привести к резкому увеличению дефицитности бюджетов и росту долговой нагрузки выше 25% по итогам всего 2020 года. Сейчас у многих региональных правительств не остается иного выхода, как рассчитывать на коммерческое кредитование, так как бюджетные (и очень, кстати, дешевые) кредиты получить весьма непросто. Конечно, увеличение долговой нагрузки на бюджетную систему — это негативная тенденция, но в складывающихся обстоятельствах, пожалуй, единственный быстрый и доступный способ пополнить бюджет средствами, необходимыми для решения острейших проблем, вызванных кризисными явлениями и пандемией.
По словам эксперта, способность справиться с заметно выросшей кредитной нагрузкой будет зависеть от множества факторов, начиная от глубины и продолжительности второй волны коронавируса, возможной необходимости вводить какие-либо карантинные меры и заканчивая эффективностью использования полученных средств.
— В целом объем займов не выглядит критически высоким. Дефицит бюджета и без коронавируса должен был уйти в минус, — добавил Алексей Коренев.
Банковское кредитование — наиболее распространенная форма муниципального кредита в нашей стране, добавляют эксперты.
— Значительная часть муниципального долга образована именно задолженностью по кредитам. Независимо от того, в какой форме муниципалитет выплачивает кредит, с учетом фиксированной суммы или процентов, выдавшая его финансовая организация ориентируется на среднерыночные процентные ставки и кредитоспособность города. То есть фиксированная сумма определяется на основе этих параметров. Практика применения плавающих процентных ставок в банковском кредитовании в России не распространена, — указал аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк.
Обновлено 1 октября. Как сообщили 74.RU в комитете финансов города Челябинска, программой муниципальных внутренних заимствований города Челябинска на 2020 год запланировано привлечение кредитов коммерческих банков на 3,6 миллиарда рублей.
В июле региональное Министерство финансов объявило аукционы на открытие невозобновляемых кредитных линий на общую сумму свыше 10 миллиардов.
— Мы, как и другие регионы страны, фиксируем выпадение доходов в связи с пандемией. Плюс текущий бюджет уже сверстан с дефицитом, поэтому готовимся в нужный момент прибегнуть к займам, — объяснил тогда министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын.
После того, как Центробанк снизил ключевую ставку, торги отменили.
Следующие торги на открытие кредитных линий не состоялись из-за отсутствия желающих. Потом региональный Минфин вновь объявил аукционы, увеличив общую сумму займов в два раза — до 21,6 миллиарда рублей.
Есть информация о сомнительных расходах бюджета региона? Присылайте фото и видео на 74@rugion.ru. Телефон службы новостей: 700–00–74, все мессенджеры доступны по номеру: +7 932 300–00–74.