RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +7

0 м/c,

733мм 34%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,31
EUR 98,47
Образование Виктор Бархатов, один из претендентов на пост ректора ЮУрГУ: «Мы просим Германа Платоновича гарантировать честные выборы»

Виктор Бархатов, один из претендентов на пост ректора ЮУрГУ: «Мы просим Германа Платоновича гарантировать честные выборы»

Южно-Уральский государственный университет переживает непростой период: в июне ему предстоят выборы ректора. И с этим, как обычно, связано много интриг и слухов. Кто-то считает, что смена руководящего состава...

" src=

Южно-Уральский государственный университет переживает непростой период: в июне ему предстоят выборы ректора. И с этим, как обычно, связано много интриг и слухов. Кто-то считает, что смена руководящего состава одного из самых крупных университетов Уральского региона негативно скажется как на деятельности вуза, так и на развитии всей Челябинской области. Есть мнение, что выборы – всего лишь формальность и существенно ничего не изменится. Студенты и работники ЮУрГУ считают, что настала пора менять стратегию развития университета: повышать качество учебного процесса, сохранять преподавательский состав и привлекать сильных педагогов из других вузов и даже городов, чтобы вернуть университету имя одного из лучших заведений высшей школы России.

Именно эти умозаключения и легли в предвыборную программу одного из возможных претендентов на пост ректора Южно-Уральского государственного университета, доктора экономических наук, профессора, декана факультета экономики и управления, заведующего кафедрой экономической теории и мировой экономики Виктора Бархатова.

– Виктор Иванович, это первые выборы для ЮУрГУ?

– В течение 20 лет ректором нашего университета был Герман Платонович Вяткин. Мы ему благодарны за то, что было сделано за эти годы: построены новые аудитории, открыты новые факультеты и специальности, отремонтирован первый корпус. И, естественно, за огромный вклад Германа Платоновича в развитие фундаментальной, педагогической, методической и других видов деятельности. Но нашему ректору исполнилось 70 лет, поэтому вуз стал перед проблемой выборов.

Герман Платонович, когда говорил о том, что покидает университет, заявил о проведении демократических выборов ректора. На сегодняшний день эта проблема очень сложная. Вполне понятно, что такой фигуры, какой являлся в течение двадцати лет Вяткин, по своей соразмерности и масштабу, вполне возможно, в ЮУрГУ и нет. И, тем не менее, вуз должен найти человека, который удержит университет на лидирующих позициях, а для этого необходимы новые программы, методы и системы управления.

Сегодня проблема заключается в том, что Министерство образования в рамках реформирования предполагает создавать так называемые национальные университеты, государственные вузы, которые будут определенным образом поддерживаться государством. Таких заведений будет немного. Называются разные цифры, что-то около 20 национальных университетов как национальных достояний, сто университетов, имеющих государственное финансирование. И вполне понятно, что наш вуз обладает нужным потенциалом и может претендовать на достойное место среди этих учебных заведений.

Есть такое мнение, что уровень Южно-Уральского университета постепенно снижается.

– ЮУрГУ до сегодняшнего момента представлял систему, которая управлялась одним человеком. В нашем университете была принижена роль ученого совета, который принимал решения, разработанные ректоратом. Мы сегодня не имеем жесткой стратегии, отражающей новые веяния, то есть последние годы мы собрали конгломерат различного рода разнонаправленных факультетов: у нас учатся и гуманитарии, и экономисты, и инженеры. Но вопрос заключается в том, что нам нужна новая модель, причем модель стратегическая, которая позволит использовать наш богатый потенциал и перевести его на новый качественный уровень.

Наши факультеты представляют собой разные направления с позиций организационной, финансовой и научной структур. Есть факультеты экономические, которые на рынке образовательных услуг зарабатывают деньги и на основе самоокупаемости решают те проблемы, которые перед ними возникают. У нас есть сегодня фундаментальные факультеты, например, физический, математический, которые на сегодняшний день могут работать только в области научных исследований. Эта работа только начинается, мы к ней только приступаем, поэтому каких-то особых вложений или нет, или нет результатов от них. Мы ратуем за то, что, войдя в сотню лучших, элитарных вузов России, мы могли бы получить различного рода гранты на развитие фундаментальных исследований.

В нашем вузе недооценивается и другая проблема. При наличии фундаментальных факультетов мы забываем о факультетах прикладных исследований. Дело в том, что и в экономике, и юриспруденции, и в гуманитарной сфере сама научная деятельность протекает на двух уровнях: фундаментальном и прикладном. Поэтому задача заключается в создании конечного продукта, который мог бы быть востребован рыночными структурами. Сегодня существует проблема, связанная с отношениями между властью, обществом и высшим образованием. Ведь зачастую происходит так, что, создавая какой-то образовательный продукт, вуз не всегда отслеживает, востребован ли он обществом. Из-за этого возникает коллизия: кажется, что общество не заинтересовано в образовании, оно не готово платить за него деньги. Но государство, создав рыночную модель, для себя отслеживает то, что приносит ему какую-то прибыль, что ему выгодно. Вуз в этом плане является тяжелым, ведь он с позиции маркетинговых исследований не нашел взаимоотношений с властью, он не предложил те продукты, которые будут востребованы на образовательном рынке. Подводя небольшой итог, можно сказать, что ЮУрГУ в последние 10–15 лет развивался количественно. Сегодня нам необходим качественный прорыв по всем направлениям.

Всероссийскую известность ЧПИ приобрел именно как технический вуз. Не кажется ли вам, что сейчас роль инженерных факультетов принижена?

– Особо хотелось сказать и об инженерных факультетах. Дело в том, что ЮУрГУ всегда был инженерным вузом и представлен, в первую очередь, именно такими факультетами. Сегодня многие специальности либо не востребованы, либо переживают определенный кризис, потому что модель инженерных специальностей создавалась под потребности того времени, когда начинали свою деятельность кафедры нашего университета. А создавались они в послевоенные годы, когда вся страна была ориентирована на военно-промышленный комплекс. Сегодня, на мой взгляд, нужно иметь специальные комплексы поддержки инженерных специальностей, и опять же, с точки зрения оборонного и военно-промышленного комплекса, развивать те направления, те научные продукты, которые позволят так или иначе решить проблемы прорыва на технологическом фронте и удовлетворить потребности государства. Для него сейчас самой важной проблемой является утечка мозгов. Надо создать такие условия, чтобы наши специалисты и ученые работали здесь и получали за свой труд достойную зарплату.

– В чем этот прорыв заключается?

– Во-первых, в подготовке инженеров, юристов, экономистов, гуманитариев не в классическом понимании, а многопрофильных специалистов, которые бы работали на стыке наук, соответственно потребностям рынка. Во-вторых, в практическом развитии фундаментальных направлений науки и доведение этого продукта до конечного результата. Это создание своего рода технопарков, технополисов, сервисных центров обслуживания. Вуз должен сегодня превратиться не в учебное заведение в классическом понимании, а в систему подготовки кадров, исследований и доведения конкретного образца качества до серийного выпуска. Такие задачи сегодня перед высшей школой ставит время .

Выборы, как и любой процесс, связанный с переменами, внесет некоторую сумятицу в деятельность вуза. Как это может отразится на его имидже?

– Этот вопрос очень серьезный. Мы надеемся на понимание всех, на ком может сказаться работа нашего университета. Этот период, в принципе, мы переживем достойно и имидж вуза мы постараемся удержать на том высоком уровне, на котором он сейчас находится. Речь ведь не столько о выборах идет. Выборы – это всего лишь закономерный акт. Речь идет о тех профессорах, научных школах, достижениях, что имеет университет. Вуз – это многогранная система, работа которой зависит от множества факторов. Конечно, где-то имидж может снизиться, но в другом вопросе – увеличиться.

Дело в том, что любая система не может развиваться в рамках одной тактики и стратегии. Глаз замыливается, и кажется, что все хорошо и отлаженно. Но на каком-то этапе, чтобы сделать качественный рывок, любая система должна переоценить свои возможности, выяснить, что у нее хорошо, а что плохо. И учитывая наши плюсы и минусы, мы намечаем дальнейшее стратегическое развитие ЮУрГУ. Это безусловно поднимет имидж.

– При такой смене курса или стратегии возможны кадровые потери, а человеческий ресурс один из самых важных для образовательного учреждения.

– Я считаю, что главное для университета – это люди. Необходимо уделить большое внимание сохранению кадрового состава, профессоров, преподавателей, отдавших нашему вузу свои знания и опыт. Насколько я понимаю, сегодня все определяют люди, а не красивые здания, не материально-техническая база, не новые программы. Во-первых, красивые аудитории и техническое оснащение – это все наживаемое. Во-вторых, это в какой-то степени инструмент. А для вуза самое главное – это кадры, превращающие свой интеллект в новые продукты, новые знания при помощи различных инструментов. Сегодня России необходим технологический прорыв, мы должны уйти от однобокой политики страны, живущей за счет газа и нефти. Мы должны жить еще и за счет своего интеллекта, который, надо заметить, всегда в России существовал и будет существовать. Только надо его развивать в новых формах, потому что старые формы дают уже минимальных эффект.

– Что вы подразумеваете под новыми формами?

– Организацию научной деятельности, учебного процесса. У нас есть эти идеи, мы их выскажем, объясним общественности, расскажем, как мы будем работать над новыми технологиями, чтобы людям было комфортно, чтобы они могли самодостаточно развиваться.

– Вы знакомы со своими соперниками по предвыборной борьбе?

– Насколько мне известно, сейчас уже подали заявление проректор по научной деятельности Александр Леонидович Шестаков, директор филиала нашего университета в Миассе Игорь Вячеславович Войнов. И меня выдвигает мой факультет. Интересно, что в нашем вузе очень развита преемственность. Я отдал ЮУрГУ 40 лет. Окончил металлургический факультет ЧПИ, занимался экономической наукой, защитил кандидатскую диссертацию в Российской экономической академии и с тех пор работал в родном вузе. За это время я открыл 17 специальностей, подготовил 33 кандидата экономических наук и сейчас готовятся к защите докторских диссертаций семь соискателей. Наш факультет является одним из самых крупных и самодостаточных по обороту денег за счет оказания услуг в сфере образования.

– Как вы оцениваете шансы кандидатов на пост ректора?

– Мне сложно оценивать шансы кандидатов, потому что это зависит от того, как будут организованы выборы. Будут ли использованы грязные технологии, административный ресурс. Если такое случится, то понятно, что пройдет тот, который будет использовать данные ресурсы. Мы идем на выборы с открытым забралом, ратуем за их демократичность и просим нашего арбитра – Германа Платоновича – гарантировать честные выборы, не оказывать поддержку ни одному кандидату. Мы все так или иначе питомцы ЮУрГУ, во всех нас ректор вложил свою душу и знания, и когда он начинает поддерживать какого-то кандидата, то выглядит это как пиар-технология или использование административного ресурса. Выборы руководителя такого крупного вуза должны быть максимально открытыми для общественности. В частности, на них должны обязательно присутствовать сторонние наблюдатели от учредителя – Министерства образования, – от властных структур региона и так далее.

– На какое число назначены выборы?

– На 27 июня. Сейчас подаются заявления кандидатов на пост ректора, с 26 мая начнет предвыборная борьба. А 27 июня ЮУрГУ путем тайного голосования обретет или не обретет нового ректора.

– Почему может не обрести?

– Если один кандидат наберет абсолютное большинство голосов, то вопрос решится сразу. А если двое наберут примерно равное количество голосов, то возможен второй тур. Нужно понять, что для Южно-Уральского государственного университета это очень сложная ситуация. Люди привыкли к определенной системе правления, был один человек, с которым многое было и остается завязано. Поэтому выбор нового руководителя является судьбоносным.

– Как вы будете распространять свои программы?

– Мы разработали программу, которая будет озвучена в органах массовой печати, размещена на стендах в университете, в газетах, книгах. Мы донесем ее до каждого преподавателя и студента, чтобы они знали, с чем мы идем на выборы. Наша программа является тем демократическим инструментом, который позволит людям не просто решать за кого они сегодня, но и выбрать того кандидата, который имеет ясное представление о стратегическом развитии университета.

– Средства массовой информации собираетесь привлекать?

– Конечно! Мы ведь хотим сделать выборы гласными. Сегодня существует жесткая связь между нашим вузом и центром власти, потому что мы не просто какое учреждение, мы сегодня готовим кадры для Уральского региона, уделяем серьезное внимание формированию так называемой элиты. Кого мы сегодня подготовим, с какой идеологией, какими знаниями – от этого будет зависеть развитие не только нашего университета, но и целого региона. Мы себя не отрываем от города и области, и поэтому город и область должны знать, что происходит в наших стенах. Тем более мы готовим тот продукт, который заказывают коммерческие структуры, чиновники, даже родители! Они заинтересованы в том, чтобы повышалось качество знаний, чтобы реализовывалось конституционное право на образование, а это во многом зависит от того, какой человек придет к власти в ЮУрГУ.

– В своей программе вы делаете упор в большей степени на преподавателей или студентов?

– Речь идет о том, что есть и платная, и бесплатная система образования. Хотя термин «бесплатное образование» неправомочен. Любое образование небесплатное, потому что есть люди, которые могут сами оплатить обучение, а есть государственный заказ на обучение определенных специалистов. Именно поэтому существует конкурс на основе ЕГЭ, и абитуриенты, набравшие больше других баллов, могут учиться за счет государственных субсидий. Моя задача – создать технологические условия, обеспечивающие повышение качества образования. Я хочу, чтобы наш выпускник оказался конкурентоспособным на рынке труда. С этой целью, в частности, у нас на кафедре экономической теории и мировой экономики, развивается идея доведения наших специалистов до качественно высокого уровня. То есть мы придаем им необходимые технологические навыки работы в банках, коммерческих структурах и так далее.

– Что это такое?

– Это комплекс технологических процессов, когда наши студенты могут реально на практике войти в ту среду, что их ожидает в банках или других корпорациях. Ведь сейчас фирмы заинтересованы в компетентных специалистах, при этом они считают, что студент, получивший диплом и пришедший к ним на работу, сразу вольется в рабочий ритм и будет приносить фирме доход. Это происходит не всегда так гладко, поэтому мы и создаем специальные системы для наших студентов – определенные технологические новшества. Сегодня у нас есть идея создания реальной товарно-фондовой биржи, страховой компании, сервисного центра. Через эти структуры мы пропускаем студентов, которые учатся работать в своей сфере, приобретают реальные навыки, опыт и знания. Это существенно повышает конкурентоспособность наших выпускников. Именно поэтому вуз должен превратиться в систему сервисных центров и сообщество профессоров-инноваторов.

– То есть вы делаете ставку на инновации?

– И на инновации, и на инноваторов, потому что сегодня это то, в чем Россия остро нуждается. Мы имеем достаточное количество преподавателей, мы можем трансформировать информацию определенным образом. Но речь сегодня идет не столько о трансформации, сколько о создании нового продукта, который должен стать достоянием не только одного профессора-инноватора, но и всего вуза и общества. Тогда мы получим университет 21 века.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления