Образование Сергей Репин, директор Института педагогики и психологии ЧелГУ: «Мы не стоим на месте»

Сергей Репин, директор Института педагогики и психологии ЧелГУ: «Мы не стоим на месте»

Психологом быть сложно. Выслушивать человека, давать советы, брать на себя чужое горе – все это требует колоссального напряжения душевных сил. Считается, что психологии нельзя научиться, но можно развить в себе способности. В Институте педагогики и психол

" src=

Психологом быть сложно. Выслушивать человека, давать советы, брать на себя чужое горе – все это требует колоссального напряжения душевных сил. Считается, что психологии нельзя научиться, но можно развить в себе способности. В Институте педагогики и психологии ЧелГУ успешно справляются с подобной задачей. О формировании и развитии ИПиП, его научной и общественной работе рассказывает директор Сергей Репин.

– Многие знают, что в ЧелГУ есть Институт педагогики и психологии. Расскажите, пожалуйста, что он собой представляет и чем живет сегодня?

– Институт педагогики и психологии был сформирован в 2002 году в результате объединения двух факультетов – педагогики и психологии: Весьма нецелесообразно разделять два факультета, родственных по своему направлению, профессиональной и научной подготовке. Поскольку в структуре классического университета допускается наличие института, было принято решение ректората и Ученого совета о создании Института педагогики и психологии. Одна из его целей – вести разностороннюю научную работу, усиливать ее, не ограничиваясь размерами факультета.

У нас существует аспирантура по специальностям «Общая педагогика, история педагогики и образования», «Профессиональное образование» и диссертационный совет. Поскольку мы приобрели статус института, встала задача – открыть аспирантуру по психологии. Подготовке таких специалистов нашим государством уделялось, скажем так, эксклюзивное внимание, ее вели только некоторые университеты – московский, ленинградский.

Из образовательных учреждений с сильной психологической школой ближе всего к нам находится Пермский педагогический университет. Когда был создан институт, мы вышли с ним на определенные контакты. Там есть докторский совет по защите диссертаций по психологии, сейчас двое наших преподавателей заочно учатся в аспирантуре Пермского университета. Это означает, что в ближайшее время состав научных работников по специальности «Психология» пополнится за счет них.

Достаточное внимание мы уделяем издательской деятельности, регулярно выпуская научно-информационный журнал «Вестник образования Института педагогики и психологии». Такой же вестник мы выпускаем по студенческим работам. На эти работы ставится определенный гриф, который учитывается при последующей научной деятельности. Также работает институт соискателей по педагогике. За последние три года более десяти работников университета защитили в нашем диссертационном совете кандидатские и докторские диссертации по педагогическим специальностям.

Я думаю, что все это оправдывает объединение факультетов в таком статусе и дает нам широкие перспективы развития. В прошлом году, например, у нас был высокий конкурс для поступления – 8 человек на место. Самыми популярными специальностями стали «Психология» и «Специальная психология».

– То есть, спрос на данную профессию не угасает?

– Наоборот, психологи очень востребованы. У нас есть информация по выпуску прошлых лет. По ней видно, что около 80 % выпускников работают по специальностям.

– А как сами выпускники отзываются о своей деятельности?

– Те, кто работает в системе образования, считают свою заработную плату недостаточно высокой, несоответствующей нагрузке в педагогике и вообще в социальной сфере. Что касается других сфер деятельности, то там зарплата гораздо выше, и я думаю, что многих это удовлетворяет. На наших психологов есть спрос различных государственных и коммерческих предприятий и организаций. Сейчас у нас формируются взаимоотношения с областным пенициарным управлением (управление исполнения наказаний). Идет разработка соглашения о совместной деятельности – прохождению практики и оказанию услуг с обеих сторон.

– Из каких направлений деятельности складывается профессия психолога?

Это, во-первых, психология человека, психология управления, социальная психология, связанная с различными отклонениями в состоянии людей, их поведением и деятельностью.

– Помимо обучения ваш институт живет еще какой-то жизнью?

Да, мы работаем с институтом доступности высшего образования, получили два гранта. Как я уже говорил, сотрудничаем с Пермским государственным педуниверситетом, участвуем в совместных конференциях, наши студенты уже второй год получают соответствующие гранты. Участвуем в региональных и межрегиональных студенческих конференциях, которые проводятся на базе педуниверситета. Естественно, мы стараемся жить полной жизнью, не замыкаться только на учебный процесс. У нас очень интересно организуются различного рода мероприятия. Достаточно сказать, что по итогам конкурса «Весна студенческая» мы заняли первое место в ЧелГУ.

– Как вы решаете проблему трудоустройства выпускников?

Я думаю, что в предыдущие годы мы недостаточно целенаправленно занимались тем, чтобы куда-то определить наших выпускников. Мы берем заявки из системы образования, из социальной сферы, но выпускники не всегда сами идут туда. Значительное количество студентов к моменту выпуска уже работает. Остаются те, которые еще не определились. Они обращаются к нам, и мы стараемся помочь. Наиболее тесные связи у нас в системе социальной сферы, налаживаются определенные отношения с системой УВД и с управлением исполнения наказаний Челябинской области. Те, кто пожелают, будут работать в этих учреждениях. К сожалению, нет системы государственного распределения, но я думаю, что мы должны к ней вернуться хотя бы в отношении тех студентов, которые заканчивают вуз на бюджетной основе.

– На ваш взгляд, в каких сферах деятельности труднее всего работать выпускникам?

– Работа психологом, как и педагогом, сама по себе достаточно сложная. Вопрос – где интереснее? Я думаю, что у настоящего психолога интерес к профессии компенсирует любые проблемы в его деятельности. Любой результат в работе достигается преодолением трудностей.

– Какие чувства вы испытываете, когда заходит речь заходит об Институте?

– Нормальные, мобилизующие на улучшение его деятельности и развитие.

–Какую оценку Вы поставили бы себе как директору?

Себе очень трудно ставить оценки. Меня оценивают мои коллеги и ученики. Но я хочу сказать, что мы сейчас находимся в развитии и достаточно успешно решаем те задачи, которые стоят пред нами. Главное, мы не должны стоять на месте. Если мы двигаемся вперед и у нас есть перспективы, значит, мы живем.

Руслана ЗЛОБОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления