Образование Татьяна Мазина, преподаватель московского института практической психологии и педагогики: «Я могу запомнить 10 000 цифр»

Татьяна Мазина, преподаватель московского института практической психологии и педагогики: «Я могу запомнить 10 000 цифр»

" src=

Эта женщина легко может за 10 минут выучить 150 японских иероглифов или воспроизвести дословно 200 страниц текста. Невероятно? Ничего подобного! Татьяна Мазина утверждает, что такое под силу любому человеку. Главное – знать, как правильно работать со своей памятью: уметь переводить информацию, которая дается в виде символов, в живые, знакомые нам образы. Этому занятию она посвятила 20 лет жизни. А теперь делится навыками с другими. Опытный психолог, автор нескольких методик развития зрительной памяти, соавтор многих книг по развитию памяти… Ей доводилось работать с военными, космонавтами, политиками, бизнесменами, учеными, врачами, психологами и многими другими. «Занималась с людьми в возрасте от 6 до 70 лет», – признается Татьяна Николаевна. Так же обширна и география ее передвижений – проводила семинары в Польше, Голландии, Израиле, Литве, на Украине, объездила всю Россию. А в последние годы обязательно раз в два месяца приезжает в Челябинск. В один из таких визитов корреспонденту Cheldiplom.ru удалось встретиться c ней.

Не фокусы, а знания

– Татьяна Николаевна, расскажите, как вы решили заняться методикой по развитию памяти?

– Занимаюсь методикой 21-ый год. А начала совершенно случайно. Мой друг и его жена изучали резервы человеческой психики и открыли ряд интересных закономерностей. А так как в то время все стремились открывать что-то свое, они решили создать школу, где будут тренировать людей по этой методике. Собрали друзей и знакомых, кто бы хотел в этом поучаствовать. Предложили и мне. Я, будучи старшим инженером в крупной организации, имея высшее математическое образование (строительство ядерных и спецсооружений) и получая хорошую зарплату, решила рискнуть. С того момента мы работаем вместе. Постепенно коллектив увеличился до 20 человек. Мы совместно создали целую методику, которая все время развивалась, в зависимости от запросов времени. Поначалу, 20 лет назад, мы использовали три-четыре метода тренировки памяти, и уже с их помощью люди достигали очень высокого уровня. Могли, к примеру, запоминать 10 тысяч цифр числа Пи или 200 страниц текста. Причем, запоминали не просто по содержанию, это было точное повторение – со всеми знаками препинания. Нужно выучить 150 японских иероглифов за 10 минут – пожалуйста. 2 000 слов, не связанных между собой по смыслу – тоже. Могли просмотреть 200 открыток со скоростью пара в секунду, а потом разложить в таком же порядке. Мы начинали с этого, потом были задачи сложнее.

– Это кажется нереальным…

– Только кажется. Когда человек позанимается, все получается. Появляются знания, как работать с информацией, дается система, которая помогает правильно хранить в голове данные, использовать законы памяти.

– Сколько надо заниматься, чтобы достичь таких результатов?

– Каждый достигает это по-своему. Но для того, чтобы получить знания, достаточно 40 часов. Дальше человек нарабатывает объем и скорость. Выйдя с занятий, ученик стопроцентно может с двух прочтений запомнить стихотворение, с одного – план самого длинного текста. Мы на занятиях пробуем тезисы, состоящие из 60-80 пунктов. А если в голове есть план и понимание, человек может воспроизвести любой текст. Ученики запоминают 50 иностранных слов с одного-двух прочтений. Дословно сложные, философские тексты можно воспроизвести с двух прочтений. В первый раз мы читаем, чтобы понять смысл, во второй – запоминаем. Также запоминаем большие числа: даты, географические величины, население стран мира, расстояние от Земли до Луны и многие другие.

– Неужели такая задача под силу любому человеку?

– Конечно. Это ведь не фокусы, а знания, основанные на законах работы мозга. Мы же запоминаем что? Во-первых, то, что нам очень интересно. Во-вторых, все необычное, яркое. И, в третьих, то, что напоминает нам нечто знакомое. Даже изучая английский язык, мы запоминаем легче те слова, которые напоминают русские. Например, чашка – «кап», как капля воды. На семинарах мы нарабатываем умения, как сделать, чтобы любой символ (неважно, что это – цифра, знак или что-то еще) напомнили знакомое.

– Существует взаимосвязь между родом деятельности человека и его склонностью к запоминанию?

– Я для себя установила другую закономерность: чем выше интеллектуально развит человек, тем проще ему осваивать методику. Если ассоциативное мышление работает, его проще развивать дальше. Хотя это не значит, что ученик не очень высокого интеллектуального уровня не может сделать высоких шагов. А бывают вообще совершенно непредсказуемые варианты – человек всю жизнь «спал», и вдруг начинает показывать удивительные результаты.

Память влияет на здоровье

– Но для чего нужно столько всего помнить?

– Это важно не для того, чтобы человек ориентировался в информации. Память, активное мышление нужно человеку для здоровья. Учеными установлено и доказано давно, что активное развитие творческого мышления и памяти напрямую связано с биологическим здоровьем. Процессы активизации мозга замедляют биологическое старение. Поэтому практически все известные люди, которые постоянно мыслят и творят, сохранили его. Вспомните ученого Дмитрия Лихачева – человека, который до глубокой старости был мудр и активен. Возьмите руководителя танцевального ансамбля Моисеева – человеку 90 лет, а он все время в творчестве, в работе. Мы почему-то думаем, что человек 80 лет – старик. Это неправда. Если его мыслительные процессы активны, и болезней меньше.

– Ну, а вам как еще помогает эта методика?

– Ушло очень много комплексов, неуверенности. Мы же, приходя на встречу, чего боимся? Вдруг я забуду, как кого-то зовут, или неправильно скажу что-то. Иногда видишь знакомые лица, а как людей зовут, когда и по какому поводу с ними встречались – неизвестно. Хорошая память помогает при работе с документами. Или если надо выступать перед аудиторией. Появляется стабильная уверенность в себе. Я знаю: если потратила на что-то время, не забуду это.

– Мне сейчас вспомнился роман Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Помните, когда он сказал, что голову нельзя забивать всем подряд, иначе для нужной информации может не хватить места. Существует ли предел памяти?

– Если говорить о том виде памяти, который мы используем в жизни, то тут Конан Дойл прав. Но следует учесть: все, что человек когда-то видел, слышал, наблюдал, все равно остается в голове человека. Можно просто создавать более глубокие или менее глубокие следы. Вообще человек использует очень маленький процент памяти, не надо бояться перегрузить ее. Все равно мозг знает, что надо оставить, а что убрать. Для меня первая проверка: если в голове после запоминания большого количества информации есть тяжесть, значит, делали что-то неверно. При правильном запоминании у человека всегда должно быть ощущение легкости и пустоты – сколько бы он ни запоминал. Наша голова похожа на очень большой сундук, в который мы на протяжении жизни спонтанно бросаем информацию. Что человеку легко оттуда достать? То, что наверху. Попробуйте найти то, что в середине! Мы делаем иначе – учим складывать информацию в маленькие стопочки, то есть, наводим в большом сундуке порядок. А когда там порядок, все легко достается. Но это очень простое сравнение. На самом деле объем нашей памяти колоссален. На лекциях психологов я слышала, что самый сильный компьютер обладает информацией сколько-то бит и 13 нулей, а мозг человека – сколько-то бит и больше восьми тысяч нулей. Поэтому не надо бояться перегрузить память.

– После овладения вашей методикой запоминание происходит автоматически или выборочно?

– Если запоминается все подряд – это уже шизофрения. Здесь как раз может быть и перегрузка. Запоминать надо то, что мотивировано. Я учу, как разграничить запоминание на длительное и краткосрочное.

«Мне неинтересны рекорды»

– Сколько информации вы можете держать в голове?

– Сколько угодно. Недавно я пришла в одну фирму, где меня спросили, за какое время я могу запомнить 40 цифр. Я ответила, что за столько, сколько мне нужно, чтобы их медленно прочитать. Запомнила за полторы минуты. Но для чего это делать просто так? Я знаю, что могу запомнить и 10 тысяч цифр, но для этого надо иметь мотивацию. Во время занятия мы с учениками запоминаем 20 пятизначных цифр. И ученики это могут. Мне важно, чтобы они это сделали. Но если бы я все эти ряды цифр хранила потом в памяти, с ума можно сойти!

– У вас есть личный рекорд?

– У меня нет проблемы с запоминанием, поэтому для меня рекорды неинтересны. Как-то на спор запоминала страны, столицы, флаги 40 государств. Но обычно у меня нет задачи поставить рекорд, потому что это запоминание не мотивировано. Мне интересны рекорды моих учеников. У меня занималась девушка-психолог. Ей нужно было получить место менеджера в крупной ювелирной компании. Для того чтобы выделиться среди других претендентов, она взяла каталог с 58 ювелирными изделиями, который выглядел так: изображение кольца, цена и порядковый номер. Просматривая, она запомнила весь каталог. Конечно, место получила. Другой мой ученик за один вечер выучил все существующие страны, столицы и флаги. На спор со своими одноклассниками. Много лет назад по московскому телевидению была передача, где семьям давались задания. Одному из членов семьи было поручено за месяц выучить все страны, столицы и флаги, и не путаться в них. Женщина потратила на это целый месяц. Ее оградили от всех забот, она каждый день работала только с этим запоминанием, но все равно у нее было несколько ошибок.

– Сколько вы языков знаете?

– Свободно знаю польский, неплохо английский. Но когда я еду в какую-то страну, набрасываю большое количество слов, которыми могу оперировать. Поэтому знаю много слов из разных языков: японского, китайского, итальянского, немецкого, французского. Учить язык, чтобы он был мертвым, мне неинтересно. Но если я поеду в эти страны, обязательно использую свои знания.

– Как вы отдыхаете?

– Для меня отдых – состояние душевного покоя. Я стараюсь работать в состоянии гармонии. Люблю работать, люблю свой дом, люблю общаться с людьми. Я наслаждаюсь процессом жизни. У меня усталости не бывает. Сплю четыре часа летом и пять зимой. Мне помогает моя работа и любовь к людям. Ведь, если постоянно общаешься с людьми, которые тебе нравятся, которых ты любишь, – это состояние кайфа!

– Вы много ездите. Какой у вас график?

– Напряженный. Я могу работать много часов в день – иногда с 9 утра до 9 вечера без перерыва. Еще минимум четыре часа трачу на дорогу. Я действительно очень много езжу. Сама из Москвы. Примерно раз в два месяца бываю в Челябинске. Тут у меня есть очень много людей, которые стали настоящими друзьями. Меня уже родные спрашивают: «Ты что там живешь?»

– Родные тоже овладели методикой?

– Нет пророка в своем отечестве! (Смеется.) С внучками занимаюсь. Они обладают такой памятью. Очень способные.

– Вундеркиндов хотите вырастить?

– Ну зачем же вундеркиндов? Когда «вундер», обязательно идет замещение каких-то вещей. Человек должен быть гармоничным и способным ко всему. Если появляется что-то интересное, он должен понимать, что с этим справится. Мои внуки – очень способные дети, которые чувствуют себя уверенно, спокойно и любят учиться, потому что им это интересно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
24
ТОП 5
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления