RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +3

8 м/c,

ю-з.

733мм 37%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,31
EUR 98,47
Образование Летняя практика. Профиль и анфас

Летняя практика. Профиль и анфас

Студенты ассоциируют окончание учебного года с последней подписью в зачетке. Но не тут-то было. Практика неизбежна так же, как истории про красную руку в застывшей от ужаса спальне детского лагеря. Она костляво сжимает лето до размера шансов...

" src=

Студенты ассоциируют окончание учебного года с последней подписью в зачетке. Но не тут-то было. Практика неизбежна так же, как истории про красную руку в застывшей от ужаса спальне детского лагеря. Она костляво сжимает лето до размера шансов Жириновского на президентство и заставляет учащихся выдумывать плющевидные стратегии по увиливанию от этой самой практики. Многие увиливали, увиливали да невыувиливали. Неумение грамотно применить теорию всегда негативно сказывается в конце обучения. Работодатель видит студента, а не профессионала. Хотя нередко и сами авторы вакансий не дают практикантам ни малейших шансов для роста.

Нормы

Норма – сокращение от слова «нормально». Для студента автотракторного факультета нормально проходить практику в автосервисе. Для лингвиста – в профильных странах. Для журналиста – в газете, на телевидении или радио. Вещи эти общеприняты и давно отлиты в бронзе. Дело немного в другом. В общей линии кафедры и предприятия, предоставляющего место практиканту. В единообразии понимания слова «нормально». Склонные к диалогу и рожают большинство реальных специалистов. Без кесаревых сечений и страшных мук. Если наказам Ильича верны – студенту проще. Возможно, предприятиям и вузам пора полностью переходить на договорную основу. Чтобы оптимизировать взаимодействие и повысить качество обучения. Для конкретики. На асфальтовый завод – столько-то практикантов. На подтяжечно-подвязочный – столько. Но это повод для совсем другого материала.

Норма также впитывает в себя и уже озвученное понятие роста. Равнозначное двум учебным семестрам. Средняя продолжительность практики – месяц-полтора-два. В зависимости от курса. За этот отрезок и необходимо уравновесить рабочие и ученические весы. Вживить интерес к профессии. Пренебрежение же одной из составляющих встречается на каждом шагу. Отсюда возникают голые теоретики. Отсюда же недоучившиеся практики. Исключения есть. Безусловно. На потоке их бывает по два-три человека. Люди, которым все дается легко. Это уже дар, который нужно еще и грамотно применить.

Для роста нужна подкормка. Ингредиенты: правильно выбранное место практики, адекватный руководитель, хороший коллектив, собственное желание. С последним регулярно бывают проблемы. Молодому растущему организму требуется не умственное, а физиологическое удобрение. На его взгляд, конечно. Увлечение отдыхом и иждивением дает результат. Рост недоверия руководства, нехорошую оценку и клеймо бесперспективного. Такие случаи встречаются на каждом шагу. Наша ментальность постоянно дает карт-бланш. Проигнорировать звонок от руководителя. Опоздать на работу. Выбивать мнимый больничный. А контекст-то – студенчество. Лето. Соответственно, соблазнов и подобных «вольных» много больше, ведь кровь юных практикантов бурлит, как кипящий в кастрюле пельмень. Молодость, что с нее взять. Такая вот проблема. Большое желание – это именно нормально.

О месте. Выбор должен быть продиктован интересами. Нравится – вперед. Вини-Пух ведь был склонен к перееданию. Любил это дело. Поэтому и объел несчастного интеллигента Кролика. Студенту нужно действовать так же. Пришел. Показал, что можешь. А дальше – будь что будет. Похудание рано или поздно бы свалилось на голову медвежонка. Через недельку выбрался бы самостоятельно. Так и в жизни. Добрая наглость Берлины с Брауншвейгами берет. Отталкиваться же нужно от пресловутого и заезженного желания. Хочешь – все получится.

Руководитель и коллектив. Хороших руководителей много. Наставников – нет. Фактически прикрепленный человек должен выполнять роль учителя. Направлять, советовать, исправлять ошибки. Большинство ограничивается формальными отношениями, бросая студента в одиночестве и сводя собственную роль к подписям.

По великорусской традиции, коллектив, будь то офис, редакция или цех – должен встречать молодежь хлебом-солью. Помогать в адаптации. Вводить в профессию и в основы рабочих межличностных отношений. Наливать чарку по праздникам и не произносить фразы типа: «Эй, молодой». Вести себя по-человечески. Но бывает по-разному…

Изнанка

В некоторых местах «молодой» сразу встает на маршрут офис–магазин–офис и монотонно устраивает кофе-паузы для умудренных опытом служителей пера, клавиатуры или чего там еще. В конце практики получает «отлично» от выпившего больше всех кружек руководителя. И идет восвояси, овладев за месяц лишь навыками Помогая. «По стране из края в край ходит мальчик Помогай». Был такой советский стишок о крепкой дружбе с братским Китаем. Это к разговору о коллективе и приставленному команданте. Об их профессионализме. Есть глубокое убеждение, что мерилом хорошего начальника являются не только его карьерные успехи. А прежде всего – успехи его окружения. Необходимо давать расти всем. Студентам – тем более.

Из рассказа экс-студентов. Целью практики являлось написание 4-5 материалов на определенную тематику. Задачами были посещение выставок и обработка пресс-релизов. Написанные тексты не публиковались, а пропадали в пыльных углах ссохшихся ящиков. Претензий к качеству никто не высказывал. Правку не осуществлял. Основной же задачей являлось сидение на факсе. Три часа в неделю студент обязан был «факсовать». Толку от этого и для работодателя и для практиканта было с гулькин нос. Пример номер один.

Центральное понятие второго случая – магарыч. Практика была куплена за три бутылки пива. Все получили, что хотели.

Ситуации с так называемой альтернативной практикой тоже сплошь и рядом. Студент выполняет работу, непосредственно к профессии не имеющую никакого отношения. Или компенсирует пробел материальными нужностями. Блендерами, калориферами, ремонтами и прочими атрибутами сытой вузовской пятилетки. Правда, в университетах такие вариации встречаются реже. В техникумах – много чаще. Просто для одних тостер, что заштопанные носки, а для других – вещь.

Далее. Зарплата. Разговор о договорных отношениях не пустозвон. Летом студентам хочется работать. За реальные деньги. А не чисто на перспективу. На ней просидишь на пайке из куска черного хлеба и масла по праздникам. Не шикарнее. Когда кефир в магазине стоит 40 рублей, то слово «плата» становится определяющим. Тем удивительнее реакция большей части работодателей. Какие деньги? Практика не оплачивается. Почему? Тебе и так дают шанс. Бесплатно. Не у всех мамы и папы владеют универмагами и одеваются в Милане. Некоторых тянут изо всех сил. Летний простой вкупе с повышением цен на учебу лишь усиливает безнадегу. Студент становится официантом, грузчиком, курьером, разменивая практику на оплачиваемый труд. И бросаться булыжниками в таких людей – низко. Рожа крива совсем у других…

Фальшивые отчеты же видно сразу. Взгляд сквозь пальцы и объясняется конъюнктурой. Больше ничем.

Адепты

Объясню. Синонимом слова адепт является архаика. К сожалению, часто приходится иметь дело с седовласыми ветеранами. С орденами в полтела. Попугаем-матерщинником. И деревянной ногой. Аллегория уместна. Действительно, адекватных новому времени руководителей сейчас мало. Одни застряли между брежневскими звездами героя СССР и горбачевской перестройкой. Другие кичатся своим опытом, измеряющимся десятилетиями, и ни во что не ставят молодежные идеи и проекты.

Ни в коем случае не принижаю заслуг этих людей. В свое время именно они делали профессию и достигли многого. Но оказались закрытыми для всего нового, застряв в своих рамках. Рамках, которые не позволяют идти вперед. В рыночных условиях это – мгновенное аутодафе. Есть отрасли, под крышку заполненные адептами. Есть такие, где их нет. Например PR, реклама или информационная безопасность. Новые специальности без научного коммунизма в реестре предметов.

Так вот. После работы с подобными гуру студенты возвращаются с практики побитые палками и нежеланием осваивать специальность. В дальнейшем приходится уберегать их от повторных встреч со «старой гвардией».

Студенческая лень, зарплатный вакуум и высокая «адептонасыщенность» являются убийцами высшей цели практики. Единственной. Звучащей просто: научить студента работать. Экспедиторы с высшим юридическим образованием стране вряд ли нужны.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления