В Челябинске и области Владимир Майоров – человек известный. Возможно, кого-то очень удивил тот факт, что генерал-майор милиции в отставке не так давно назначен на должность проректора самого большого южноуральского университета. У Владимира Ивановича на сей счет, как всегда, довольно оригинальное мнение.
«Дядя Степа» для инспектора
– Владимир Иванович, вы несколько лет были деканом юридического факультета университета. Какие перемены внесла в вашу жизнь должность проректора по учебной части?
– Степень ответственности выросла. Будучи деканом факультета, я нес ответственность за две тысячи студентов, а теперь – за организацию учебного процесса всего университета, по сути за всех студентов, а их более пятидесяти тысяч, и около шести тысяч преподавателей и сотрудников ЮУрГУ.
– Насколько это ново для вас – организация учебного процесса?
– Сказать, что это абсолютно новое для меня дело, – не совсем правильно, потому что в свое время, когда я работал в ГУВД по Челябинской области, не был в стороне от процесса создания Челябинского юридического института. Пусть косвенно, но мне приходилось по долгу службы принимать участие в этом, потому что начальник учебного центра УВД, который послужил основой для создания института, Олег Дмитриевич Нациевский, был подчинен мне. Я как работодатель был очень заинтересован в создании этого учебного заведения, поэтому сейчас приобщаю себя к участникам этого процесса.
Функции проректора по учебной работе в какой-то степени были мне знакомы еще и потому, что с прежним проректором ЮУрГУ Александром Ивановичем Сидоровым мы часто обсуждали не только проблемы юридического факультета, но и многие другие проблемы учебной работы. В научной сфере мы с ним пересекались задолго до того, как я пришел преподавать в ЮУрГУ. Научная проблематика, которой мы занимались, имеет общую основу – безопасность. У него это была безопасность в технических системах, а я свое научное направление всегда определял как безопасность в социо-технических системах.
– Но с этим университетом вы связаны со студенческих времен?
– Я учился в ЮУрГУ, сначала на вечернем отделении механико-технологического факультета...
– А почему поступили именно на вечернее?
– Вечернее отделение дисциплинирует больше, чем заочное. Я тогда уже в армии отслужил, работал в ЧПАТО-2 водителем большегрузных автомобилей. Очень хотел учиться. А через три года перевелся на заочное отделение.
– Как вы очутились в МВД?
– (Улыбается.) Трудовой коллектив направил. Существовала такая практика – трудовой коллектив направлял тебя на работу в органы внутренних дел, и три раза в году ты должен был отчитываться перед этим коллективом о несении службы в милиции. И ребята из родной моей колонны спрашивали с меня по всей строгости. Надо было отвечать на все вопросы и даже объяснять чужие ошибки.
– Кем начинали работать в органах внутренних дел?
– Инспектором, дежурным в отдельном дивизионе ДПС.
– В чем, на ваш взгляд, заключается основное различие в ситуации дорожного движения тогда и сейчас?
– Водитель стал моложе и грамотнее сегодня, оттого и ведет себя на дороге достаточно нагло, раньше не было такого. Отношения инспектора и водителя тогда были больше похожи на отношения наставника и обучаемого. Сейчас мы этого не увидим. А начальник отдела ДПС Сергей Борисович Борблик инспекторам читал «Дядю Степу»...
Небо в роли психолога
– Может быть, и сегодня им это полезно почитать?
– И не только инспекторам. Обществу в целом не повредило бы чтение известной поэмы Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».
– Одиннадцать командировок на Кавказ вы совершили уже в ранге начальника в органах внутренних дел?
– Первая командировка в Чечню была в 1995 году. На первую чеченскую войну от Челябинской области я был командирован в единственном числе, направлен в состав группы управления оперативного штаба при МВД. Должность была у меня – заместитель начальника этой группы. Это была сборная со всей России, сводные отряды.
– Насколько сложно было руководить такими сводными отрядами?
– В экстремальной ситуации люди более организованны. К тому же туда не посылали кого попало – ребята были подготовлены и физически, и психологически, и в профессиональном плане. Тогда и рядовых сотрудников отправляли в Чечню не менее чем с трехлетним стажем работы.
– Почему в первую командировку на Кавказ от Челябинской области отправили именно вас? Или вы поехали добровольцем?
– Нет, не добровольцем. Из Москвы на имя начальника ГУВД по Челябинской области Луконина пришла телеграмма: командировать подполковника Майорова. Ничего особенного в этом не было. И до Чечни были самые различные командировки. На Кавказе основной нашей задачей было сберечь жизнь и здоровье наших ребят, которые были туда командированы.
– Много говорится о необходимости реабилитации, в том числе и милиционеров, побывавших в горячих точках, вам она понадобилась?
– Нет, у меня были любимые занятия, которые уводили в сторону от всех дурных мыслей.
– Например?
– Полеты.
– Когда началось увлечение авиацией?
– В юности многие ребята моего поколения мечтали об авиации. Офицерами многие хотели стать, это было престижно. В Челябинске был учебный авиационный центр, туда я и попал. А когда наступило время призыва на срочную службу, нас забрали в авиационные войска. Сначала мы летали в Калачево на Л-29, а второй год – на МиГ-17. После армии я продолжал заниматься в челябинском аэроклубе.
– Сейчас на чем в небо поднимаетесь?
– На «Сиерре», на Як-52.
– Не без вашего участия на аэрокосмическом факультете ЮУрГУ решили открыть летные специальности? Вам это не кажется делом из области фантастики?
– Для одного университета это, конечно, нереально. Но если объединиться с авиапредприятиями – Челавиа, Екатеринбургским учебно-тренировочным центром, – то это вполне реально. В Челавиа сегодня работает много моих друзей – опытных пилотов, а ныне инструкторов. И мы уже получили лицензию на обучение пилотов. Думаю, все получится. Мы будем учить людей летать. Авиация сегодня уже перешла в частный сектор, самолет можно купить по цене хорошего джипа.
– Вы уже купили?
– Не собираюсь. Это хлопотно. Не с моей работой иметь самолет, он отнимает много времени.
О законах природы и физики
– Скажите, медаль «За спасение погибавших» вам была вручена за какой-то конкретный случай?
– Это было здесь, не в Чечне. Два белорусских водителя ехали на машине, которая на ходу загорелась. Мы случайно оказались рядом, ехали в командировку. Затушили МАЗ, оказали помощь водителям. А белорусское правительство благодарность потом прислало в российское МВД. Но, наверное, для награждения сыграл роль и более ранний факт – эвакуация пассажиров автобуса, заметенного снегом в Троицком районе. Мы с Юрой Чирковым на вертолете патрулировали тогда дороги после метели и обнаружили этот «Икарус», перевезли в несколько рейсов всех пассажиров в Троицк. Правда, я сначала наказан был за это геройство. Не доложил своевременно об эвакуации людей. Кто-то из пассажиров написал об этом в газету, и начальник узнал обо всем не от меня, а из газеты.
– Трудно было решиться на преподавательскую деятельность, когда вышли в отставку?
– Спасибо надо сказать Герману Платоновичу Вяткину за то, что он пригласил меня сначала в диссертационный совет, потом преподавать. К тому времени я докторскую защитил после окончания Академии МВД. Кстати, написание докторской диссертации тоже было частью реабилитации после командировок на Кавказ. В преддверии моего выхода в отставку поступило предложение возглавить Нижегородский институт МВД. Но я считаю, что взрослое дерево пересаживать нельзя – болезненно слишком. Бабушка мне часто говорила, что на одном месте и камень мхом обрастает. В хорошем смысле слова. И мне больше было по душе преподавать в ЮУрГУ. Я принял предложение Германа Платоновича перейти работать в университет на полную ставку, стать деканом факультета.
– Не в вашем характере сопротивляться новым назначениям?
– Я всю жизнь сопротивлялся. Потому что жизнь устроена по принципу маятника: степень свободы человека, находящегося на его нижнем уровне, самая большая. Чем выше ты поднимаешься, тем более несвободным становишься. На самом верху человек уже не принадлежит сам себе. Управленец прежде всего должен создавать условия тем, кто находится в его подчинении. Грубо нарушая этот закон физики сегодня, некоторые пытаются перевернуть маятник, считая, что, забравшись на самый верх, обрели полную свободу. Но перевернутый маятник заваливается либо на одну сторону, либо на другую. Законы физики нарушать опасно – я это усвоил довольно рано, поэтому всегда сопротивлялся продвижению на самый верх, отнекивался, отказывался. (Смеется.) Но пасовал перед убедительными доводами начальства и любимой репликой друзей: «А слабо тебе, Вова?»
– Какой у вас был контраргумент, когда предложили должность проректора по учебной работе?
– Воспитание внука. Ему сейчас как раз важно мое постоянное присутствие рядом. Но доводы начальства вновь оказались убедительными. (Смеется.)
Время аренды закончилось
– Вы прислушивались к советам своей бабушки? Сколькими друзьями обросли за все эти годы?
– Надо правильно расставить приоритеты – что тебе в жизни всего дороже? Моим инструктором, когда я пересел на МиГ, был Михаил Федорович Домницкий, который в неформальной обстановке просил называть себя Мишелем де Домни. Его кумирами были французские летчики эскадрильи «Нормандия-Неман», и он внешне, кстати, был очень похож на француза. Классный был летчик. Он часто цитировал нам Экзюпери, Гете... И я пронес по жизни девиз, который впервые услышал от него: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». А также фразу из Экзюпери: «Из всех ценностей самая великая – ценность общения». Человек ведь выхватывает из классиков то, что ему близко. Общение, товарищество – для меня действительно самая великая ценность. Я всегда стараюсь сохранять добрые отношения с теми, кого хорошо узнал.
– А как вы, бывший инспектор ДПС, ведете себя на дороге сегодня?
– Честно? Скорость иногда превышаю, но никогда не веду себя на дороге как хозяин. Дорога и авиация не прощают пренебрежительного отношения к правилам. Месть неизбежна.
– В какой должности вам удалось реализовать свои возможности в большей степени?
– Мне кажется, самые большие возможности для этого мне дал Южно-Уральский университет. Здесь реализовано все то, что хранилось до времени в моих запасниках.
– Многие настороженно относятся к тому, что сегодня во все сферы российской жизни на руководящие посты назначаются люди, работавшие ранее в силовых структурах. Какие чувства этот факт вызывает у вас?
– О более ранних временах тогда можно говорить, что металлурги всюду проникали. Нельзя ярлыки цеплять к той или иной ситуации. А если говорить обо мне, то я не силовик, я – водитель ЧПАТО-2. Просто коллектив меня на какое-то время сдал силовикам в аренду. Время аренды закончилось. Важно не то, что ты делал раньше, важно, что ты сейчас делаешь.