RU74
Погода

Сейчас+21°C

Сейчас в Челябинске

Погода+21°

облачно, дождь

ощущается как +21

3 м/c,

ю-з.

740мм 78%
Подробнее
3 Пробки
USD 89,07
EUR 95,15
Реклама
Образование Ольга Артемова, директор УрСЭИ: «Мы предлагаем качественное образование по адекватной цене»

Ольга Артемова, директор УрСЭИ: «Мы предлагаем качественное образование по адекватной цене»

Уральский социально-экономический институт почти 40 лет готовит кадры для российской экономики. За это время вуз выпустил более 20 тысяч специалистов, которые сейчас успешно работают на предприятиях и в госструктурах. Директор УрСЭИ Ольга Артемова уверена, что настоящий профессионал должен обладать не только фундаментальной теоретической подготовкой, но и быть настоящим лидером, способным убеждать других, справляться с конфликтными ситуациями, постоянно развиваться. Все эти знания и навыки студенты УрСЭИ приобретают уже во время учебы. Именно поэтому после получения диплома они не остаются без работы и всегда востребованы в различных сферах экономики региона.

– Ольга Васильевна, УрСЭИ является филиалом московской Академии труда и социальных отношений. В обществе к филиалам вузов, в том числе и столичных, сложилось настороженное отношение. Как институту удается успешно работать почти 40 лет?

– Филиал филиалу рознь. Академия труда и социальных отношений существует с 1919 года, ей скоро будет сто лет. Среди высших учебных заведений России академия имеет солидную историю и достойную репутацию, чему иной государственный вуз может позавидовать. В академии 17 филиалов. Мы являемся самым крупным филиалом, сопоставимым по контингенту обучающихся с центральной площадкой в Москве. Институт сформировался еще в советскую эпоху. Сейчас мы позиционируемся по числу студентов как средний вуз (3,5 тысячи студентов). У нас полностью и качественно укомплектован профессорско-преподавательский состав, есть развитая материально-техническая база для проведения учебного процесса. Мы почти 40 лет имеем прочные позиции на рынке образовательных услуг в регионе, и это признают региональные вузы, в том числе государственные. В этом году по результатам специально проведенных социологических исследований мы вошли в рейтинг лучших вузов Уральского федерального округа.

Артемова Ольга Васильевна
Директор УрСЭИ ОУП ВПО «АТиСО», доктор экономических наук, профессор, академик Академии гуманитарных наук (С-Пб).
Имеет 25 лет научно-педагогического стажа, опыт общественно-политической деятельности в регионе, член диссертационных советов в Челябинске и Москве, активно работает с аспирантами и докторантами.
Имеет более 100 научных публикаций, в том числе несколько монографий.
Входит в состав общественных советов при Законодательном собрании Челябинской области по семейной и демографической политике, по вопросам образования и науки.
Председатель отраслевой комиссии по кадровой политике и сертификации персонала в составе челябинского регионального объединения работодателей «Промасс».
Модератор-профессионал круглых столов, дискуссионных площадок, таких как ЦСКП.
Член диссертационных советов Академии труда и социальных отношений (г. Москва), ЮУрГУ (г. Челябинск).
Руководитель научно-исследовательских работ с обязательными практическими рекомендациями.
Под ее руководством в настоящее время работает восемь аспирантов и четыре докторанта из Челябинска, Екатеринбурга и Кургана. Уже защитили более 20 кандидатских диссертаций.
Часто выступает экспертом в программе «Точка зрения» на ОТВ.
В свободное от работы время увлекается живописью. Сейчас готовит первую персональную выставку своих работ.
Эффективный руководитель и инициатор креативных творческих проектов в УрСЭИ.

– На каких абитуриентов нацелен институт?

– Мы позиционируемся в сегменте рынка образовательных услуг по экономическим специальностям, направлению «реклама и связи с общественностью», а также сильным в нашем институте является направление «прикладная информатика в экономике».

Нашим учредителем является Федерация независимых профсоюзов России – это общественная организация, поэтому вуз всегда был нацелен на подготовку кадров экономических специальностей с дополнительными знаниями в сфере регулирования трудовых отношений и социального партнерства, то есть того, что необходимо профсоюзному лидеру. В советское время наши выпускники были элитной составляющей в обществе. Сейчас стараемся поддерживать ту же планку качества подготовки специалистов.

– Если государственный вуз зависит от госзаказа, то ваш институт напрямую работает с работодателем?

– Мы активно сотрудничаем со многими предприятиями. В частности, с такими промышленными гигантами, как ММК, ЧТЗ, «Электромашина», Златоустовский машиностроительный завод, администрациями муниципальных образований. Готовим специалистов для коммерческих банков, налоговых служб, казначейства. У нас есть договоры о трудоустройстве со многими предприятиями. Человек, который заплатил деньги за образование, мыслит более рационально: получил, например, профессию финансиста, он в эту сферу и идет работать. Конечно, есть и такие, кому просто нужен диплом о высшем образовании. Рыночные отношения предполагают свободу выбора. Если женщина хочет быть домохозяйкой с высшим образованием – пожалуйста, она может получить диплом по специальности «финансы и кредит» и эффективно управлять семейным бюджетом. Но большинство устраиваются на работу по специальности, некоторые уже на последних курсах обучения. В целом 70% наших выпускников работают по специальности. Это очень высокий показатель.

– Руководители государства прямо заявляют, что стране уже не нужны экономисты в таком количестве, а вы как негосударственный вуз продолжаете их выпускать.

– Мы находимся на том же рынке образовательных услуг, что и другие вузы. Государство определяет свой заказ через бюджетные места, в секторе же платных услуг – конкуренция. Мы набираем около тысячи абитуриентов каждый год, и в основном они все востребованы на рынке труда. Сегодня, для того чтобы найти хорошего экономиста, нужно очень сильно постараться. Профессиональные экономисты, бухгалтеры, менеджеры будут нужны всегда. Мы в процессе обучения студентов делаем упор на качество образования. Сейчас выпускники школ понимают, что нужно учиться, потом практиковаться и становиться мастером своего дела, лучшим представителем профессии, и это правильно. Только так они оправдают средства, вложенные в свою учебу.

В этом году повысился спрос на наших выпускников специализации «банковское дело». ВТБ-24, МДМ-банк, Челиндбанк – готовы брать наших выпускников. Представители банков присутствовали на госэкзаменах и защите дипломов. Работодатели сейчас стали более активны в этом плане. Все понимают, что не вполне стыкуются понятия выпускник с дипломом о высшем образовании и специалист, который нужен работодателю. Сейчас актуальна тема профессиональных стандартов, эта проблема очень серьезная. Наш институт старается при подготовке специалистов и бакалавров изначально исходить из требований работодателя и сотрудничает в этом направлении с Челябинским агентством развития квалификаций.

– С этого года в государственных вузах стоимость обучения на коммерческой основе повысилась от 60 до 112 тысяч рублей, в УрСЭИ расценки ниже. Переманиваете абитуриентов?

– Абитуриенты делают свой выбор осознанно. Манипулирование абитуриентами – это не наш стиль. Нам как негосударственному вузу, чтобы обеспечить конкурентоспособную стоимость обучения, приходится работать более эффективно. Мы не получаем бюджетного финансирования, все расходы на зарплату преподавателей и сотрудников, коммунальные платежи, обновление материально-технической базы, другие расходы должны покрываться за счет доходов от образовательной деятельности. Мы эти затраты оптимизируем, ни один рубль не тратится впустую. Государство четко регулирует выпуск специалистов с помощью бюджетных мест. Мы же ориентируемся на среднюю заработную плату в регионе. Институт не может предложить обучение за 10 тысяч рублей, иначе невозможно обеспечить качественное образование, но за 40 тысяч это сделать возможно. Здесь нет демпинга, мы не понижали цены по сравнению с прошлым годом, есть лишь коррекция в связи с инфляцией. Кстати, в прошедшем учебном году стоимость обучения в государственных и негосударственных вузах практически не отличалась по большинству специальностей, и это не вызывало вопросов и нареканий в обществе. Сейчас цены на образовательные услуги подняты в государственных вузах, им, так сказать, и карты в руки. Конечно, многие хотят поступить на бюджет. У нас бюджетных мест нет, но на рынке платного образования мы составляем серьезную конкуренцию вузам, в том числе государственным. У любого абитуриента есть право выбора: платить в одном вузе 60 тысяч, а в другом – 40 тысяч. Это нормально. Мы же не говорим, что государственное предприятие – это хорошо, а частное – плохо. Всем важно получить качественные продукты и услуги. Так и в образовании: хорошо то, что дает качественные знания по адекватным ценам.

– Вы оптимизируете затраты, тогда где изыскиваете средства на развитие?

– Я повторюсь, мы впустую не тратим средства, а концентрируем их на приоритетных направлениях. Важнейшее из них – это дистанционные технологии обучения. Сегодня, практически каждый человек подключен к Интернету, это и дает ему возможность получать образование независимо от места нахождения (дома, в поездке, в командировке, на рабочем месте). Современные технологии образования делают процесс подготовки квалифицированного специалиста более доступным. В институте отработан механизм обучения с применением дистанционных технологий. На этом сегменте рынка образовательных услуг мы готовы составить серьезную конкуренцию, тем более что у нас все необходимые ресурсы для этого имеются.

– Какие плюсы есть в негосударственном вузе?

– Для абитуриентов и студентов прежде всего важно качественное образование, условия обучения и проживания. И то, и другое мы поддерживаем на высоком уровне. Мы выдаем государственный диплом престижного московского вуза, и это очень важно для выпускников. У нас есть все документы, подтверждающие качество оказываемых образовательных услуг: государственные лицензия и аккредитация. Рособрнадзор проверяет нас так же тщательно, как и государственные вузы. В нашем институте высококвалифицированный преподавательский состав – больше 60% имеют ученые степени и звания, есть доктора экономических, политических, социологических наук. Наши преподаватели работают в других вузах Челябинска в качестве председателей государственных аттестационных комиссий, руководителей дипломных проектов, читают спецкурсы. В свою очередь профессора других вузов – ЧелГУ, ЮУрГУ, учебных заведений Екатеринбурга, Москвы – работают у нас и дают свою достаточно высокую и независимую оценку качеству подготовки наших студентов.

В Уральском социально-экономическом институте есть все необходимые условия для жизни и учебы – современное, благоустроенное общежитие в двух шагах, прекрасные аудитории и компьютерные классы. Мы находимся практически в центре города, где проходят все транспортные маршруты. Для абитуриентов это важный аргумент при принятии решения о выборе вуза, где они будут учиться.

– Академия труда помогает в подготовке специалистов?

– Да, это еще одно преимущество нашего института. Например, после бакалавриата мы можем направить выпускника в магистратуру Академии труда и социальных отношений, причем на бюджет. Сегодня из Москвы звонили, говорят: «Направляйте перспективных ребят обучаться дальше в магистратуре, аспирантуре». Они готовы предоставлять места в общежитии, поэтому проблем с жильем у наших выпускников в Москве не будет.

В этом году во всех государственных комиссиях по дипломированию были представители академии. Московская академия не на словах, а на деле формирует единое образовательное пространство своих филиалов по России и СНГ, дает свои рекомендации, предлагает поддержку и помощь. Например, для студентов-пиарщиков заведующая кафедрой связей с общественностью в академии Ольга Юрьевна Рыбка предложила практиковаться на центральном телевидении (канал НТВ), в Госдуме и Совете Федерации. Конечно, такими возможностями мы будет пользоваться.

Академия помогает институту в обеспечении методической литературой. Мы подключены также к ее электронной библиотеке. Вместе с академией практикуем видеоконференции с дружественными филиалами в Екатеринбурге, Кургане, Уфе и ближнем зарубежье. Такой обмен опытом очень помогает в работе.

– В институте есть такая специальность, как «информатика в здравоохранении». Что это такое?

– Новое направление, в этом году мы делаем второй набор. Об информатике в здравоохранении мы давно думали, но открыли только сейчас. Этой сфере уделяется государством большое внимание, вкладываются значительные федеральные средства. Ведь в поликлиниках и больницах многое делается вручную, а если информационные технологии заработают, то качество предоставляемых услуг повысится: очередей не станет, истории болезней будут в электронном виде храниться, появится возможность записаться на прием к врачу по Интернету. Информатизация в образовательной сфере идет ускоренными темпами, уже все школы подключены к Интернету. В этом смысле запаздывание в сфере медицинских услуг есть, значит, есть и возможности для обучения таких специалистов.

– Сейчас в вузах активно развивают международное сотрудничество, институт в этом плане не отстает?

– Это перспективное направление. У нас уже есть несколько рамочных договоров с двумя университетами Польши, один из которых находится в Лодзи, другой – в Торуни. Будем обмениваться преподавателями и студентами. От них есть интересные предложения по совместной деятельности на ближайшую временную перспективу.

Второе международное направление связано с формированием единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана. Челябинская область граничит с Казахстаном, и у нас деловые связи с казахстанскими партнерами. Мы совместно будем развивать сотрудничество в сфере образования и научных исследований.

– То есть вы не просто готовите специалистов, но еще ведете и серьезную научно-исследовательскую работу?

– Конечно, поскольку мы социально-экономический институт, то и изучаем проблемы этой направленности. Проводим социсследования по вопросам социально-трудовых отношений. Есть несколько научно-практических направлений, которые сейчас востребованы, – по износу рабочей силы, репродуктивному труду, рекреационным зонам. Для Саткинского муниципального образования проводили исследования по теме развития моногородов, для Каслей делали анализ социально-экономического положения, определяли приоритетные направления развития на основе внедрения инновационных технологий в производство и управление. Интересна для бизнеса тема, которая реализуется на кафедре экономики труда. Она связана с хронометражем, фотографией рабочего дня, когда определяются резервы рабочего времени на производстве. Торговля часто заказывает эти исследования, чтобы посмотреть, какие есть возможности для повышения производительности труда.

Еще есть такая важная программа, как социально-трудовые преференции для работников с семейными обязанностями. Речь идет об обосновании некоторых преимуществ тем работникам, которые воспитывают детей, ухаживают за инвалидами и так далее, потому что это самые надежные кадры для предприятия, но им требуется поддержка работодателя и профсоюза. Мы много и плодотворно работаем с профсоюзами УрФО по этим и другим проблемам

– А разве профсоюз в рыночных условиях может оказывать серьезное влияние на работодателей?

– Да, профсоюзы имеют серьезное влияние, особенно в рыночной ситуации, потому что практически на всех крупных предприятиях есть коллективные договоры. В регионах, в том числе и в Челябинской области, на уровне правительства, работодателей и профсоюзов заключено трехстороннее соглашение о социальном партнерстве. В рыночных условиях при доминировании частной собственности профсоюзы зачастую остаются один на один с работодателями. Для того, чтобы говорить с руководством на одном языке, профсоюзные лидеры должны быть хорошо подкованы, уметь аргументировано и доказательно отстаивать интересы трудящихся, требовать соблюдения прав работников, например, повышения заработной платы, анализировать ситуацию, есть ли резервы у предприятия и тому подобное. Сейчас даже появилось такое понятие, как институт переговорщиков – в него входят профсоюзные специалисты, которые в диалоге с руководителями предприятий отстаивают интересы трудовых коллективов.

Со стороны профсоюзов существует спрос на знания экспертов, специалистов переговорного процесса, они хотят на равных вести диалог с работодателем. Сами профсоюзные работники говорят, что им нужна подготовка и экономическая, и менеджерская, и тайм-менеджерская, и знание информационных технологий не помешает. Мы стараемся держать руку на пульсе и всем этим запросам отвечаем.

Например, профсоюз горно-металлургической отрасли выходил к нам с просьбой подготовить специалистов по финансовому менеджменту. Ведь по законодательству работодатель, если у него на предприятии есть профсоюзный комитет, обязан предоставлять финансовую информацию профсоюзам. А для того чтобы провести анализ этих документов, увидеть, есть ли резервы для увеличения заработной платы или улучшения условия труда, должна быть соответствующая подготовка.

Недавно мы приехали из Казахстана, там проходила большая профсоюзная конференция с участием приграничных областей – Оренбургской, Курганской и Челябинской. На ней поднималась такие проблемы, как защита интересов сотрудников предприятий, в том числе работающих в сфере малого бизнеса, который сегодня очень разрозненный; работа профсоюзов в неформальном секторе экономики. Эти проблемы актуализировались, и решать их необходимо вместе с научным сообществом.

– Можете привести пример, когда профсоюзы добились выполнения своих требований?

– Я могу сказать, что, если на предприятии выполняется коллективный договор, – это уже большая победа профсоюза. Заключение коллективного договора – это большой переговорный процесс между работодателем и профсоюзной группой, в результате реализации которого изыскиваются возможности, чтобы соблюсти интересы по заработной плате и условиям труда.

– А есть заинтересованность у руководителей предприятий, администраций городов в получении знаний социально-экономического профиля?

– Руководители предприятий обучались у нас, недавно диплом получил глава администрации Каслинского района, наш выпускник – заместитель генерального директора по кадровым вопросам на «Электромашине». Много выпускников работает в банках, налоговой системе, в казначействе, трудятся в министерстве финансов Челябинской области. Сейчас в связи с переходом на двухуровневую систему (бакалавриат и магистратура) второе высшее образование, возможно, будет менее востребовано, но в рамках образования через всю жизнь популярным становится дополнительное образование.

– Сейчас смотрят не на форму собственности предприятия или вуза, а на социальные гарантии.

– С точки зрения социальных гарантий мы их отрабатываем по полной программе, в том числе через студенческий профком и профком преподавателей и сотрудников. У нас очень активные студенты, яркая студенческая жизнь. Словосочетание «социальное партнерство» для нас святое, мы работаем действительно в партнерстве со студентами. Я веду с ними в газете и на сайте института рубрику «Диалог с директором». Этому предшествовало несколько встреч со студентами, мы познакомились, пообщались, но встреча закончилась, а вопросы остались. Тогда мы и решили сделать такую рубрику, чтобы общение было постоянным, а конкретные вопросы по обучению, условиям жизни студентов решались оперативно.

– А как воспитываете лидерские качества в студентах?

– У нас в полной мере реализуется индивидуальный подход к каждому студенту, потому что вуз компактный, и мы можем всех без исключения вовлечь в общественную, культурную, научную жизнь. Все студенты на виду, всех знаем в лицо. При этом они считают институт своим домом и активно пропагандируют свою альма-матер. Недавно сами создали агитбригаду, ездят по школам и колледжам, где в театрализованном виде показывают, какие у нас специальности и как мы живем. Школьники в восторге! В институте хорошо отлажена воспитательная работа. Чего у нас только нет: проводятся парад профессий, дни первокурсников, мисс и мистер УрСЭИ, КВН, дни профсоюзного лидера, развита художественная самодеятельность. В общем, поле для творчества студентов обширное. Некоторые примеры очень показательны. Например, к нам поступила очень тихая, скромная Марина. Прошел год – она уже со сцены смело выступает. Это ей очень в жизни пригодится. Еще есть парень-самородок Максим, он поступил на «экономику труда», активно участвует в студенческой жизни, активист агитбригады. Сейчас просит перевести его на PR. Видимо, понял, что это ему ближе. Мы, конечно же, пойдем ему навстречу, учитывая его творческий потенциал.

В целом считаю, что выбирая наш институт, абитуриенты могут не сомневаться, что получат качественное образование по адекватной цене и убедятся в том, что индивидуально-личностный подход к студенту – это реально.

На правах рекламы.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«Мы тоже люди»: сотрудница пункта выдачи — о штрафах за отзывы, неадекватных клиентах и рейтингах
Анонимное мнение
Мнение
«Цены на рынке зависят от того, как вы выглядите». Турист рассказал, чем Абхазия встречает гостей в этом сезоне
Алексей Петров
Внештатный корреспондент
Мнение
Угрюмые люди, недоступные девушки и плохие авто: 27-летний китаец честно рассказал о впечатлениях от России
Джексон
предприниматель из Гонконга
Мнение
«Орут, пристают и чуть ли за руку не хватают»: журналист — о громком скандале Грефа с бомбилами
Александра Бруня
Корреспондент
Мнение
«Можешь купить пистолет, так, между делом». Россиянка дважды съездила пожить в Америку — плюсы и минусы
Зоя Неджефова
Рекомендуем
Объявления