Образование Вглядитесь в лица – люди заколдованы

Вглядитесь в лица – люди заколдованы

Одним из гостей нынешнего литературного фестиваля «Открытая книга», организатором которого уже шестой год выступает Челябинский физико-математический лицей № 31, стал поэт, сказочник и музыкант Константин Арбенин из Санкт-Петербурга. Вероятно, многим он известен как один из создателей группы «Зимовье зверей». А челябинским школьникам Константин Арбенин открыл сказочную сторону реальной жизни. Его творческая встреча с будущими физиками и математиками состоялась в лаборатории иллюзий «Метро».

«Поскольку фестиваль «Открытая книга» – литературный, то я назову себя писателем, – начал разговор Константин Арбенин. – Если бы фестиваль был музыкальный, сказал бы, что я – музыкант, потому что, на самом деле, я – поющий писатель. И этим уместно гордиться сегодня – в свете Нобелевской премии, присужденной Бобу Дилану».

1 из 4

– Кстати, как отнеслись к этой новости ваши друзья по цеху?

С огромной радостью, мы уже ею обменялись. Мои коллеги, работающие в акустическом роке, в бардовской песне, просто счастливы. И для меня это тоже как личная победа. Вероятно, литераторам (не музыкантам) победа Боба Дилана кажется не обязательной. Но тем, которые пишут тексты для будущих песен и стремятся делать это на высоком уровне, очень важно, что такое маститое жюри как Нобелевский комитет, обратило внимание на песенную поэзию. Очень неожиданно и очень важно!

– Сразу вспоминается Владимир Высоцкий, который при жизни не был признан поэтом. Сегодня что-то изменилось в поэтическом цехе в этом отношении?

– Ни-че-го. Рок-поэтов поэтами по-прежнему считают только те, кто внутри этого цеха. Недавняя история с Юлием Кимом – тому подтверждение. Когда он получил премию «Поэт года», многие литературные поэты не приняли это событие. Хотя только за стихотворение «Я недавно сделал открытие, Я открыл толковый словарь…» Юлия Кима можно признать Поэтом с большой буквы. Поэтому нам, не просто пишущим стихи, но и поющим, приходится нелегко. Но, собственно, зачем на это обращать внимание. Надо делать свое дело, писать так, как пишется. Поэт ведь не специально пишет стихи, об этом я вчера и сегодня не устаю говорить ребятам, они к нему приходят. Просто к одним поэтам они приходят без музыки, а к нам – с музыкой. Вот и вся разница. Так получилось, что ко мне многие стихи приходят с мелодией.

– И у вас сегодня есть поэтические сборники, которые изданы на бумаге?

– Несколько поэтических книг уже вышло, последняя издана в 2013 году. Это сборник «2 января». Сейчас накопился материал на новую книжку, но я еще подожду. Обычно, когда книжка готова, она сама себе прокладывает дорогу – находится издательство, магазины, готовые продавать и так далее. Поэтому я говорю, что книжки сами делаются. А я беру их в руки и удивляюсь.

1 из 4

– Сейчас в вас заговорил сказочник?

– (Смеется). На самом деле это чистая правда – рождается вдруг строка, а вокруг нее начинает образовываться история. Или сначала возникает мелодия, а потом на нее нанизываются слова и так далее.

– А как рождаются ваши сказки?

– Поначалу они были совсем маленькими, как стихи. И моя первая книжка сказка вышла тоже маленьким форматом. Размером в диск. Позднее стали сочиняться более крупные истории. Наверное, потому что сам я с детства любил большие сказочные повести. Такие, как «Волшебник Изумрудного города», «Незнайка на Луне». В последние годы у меня вышло три таких больших сказочных истории: «Тараканьими тропами» (это для малышей), две другие – «Заявка на подвиг» и «Иван, Кощеев сын» – для взрослых. Но критики и литературоведы их причислили к литературе для подростков. Хорошо, подросткам их тоже не вредно читать и даже полезно. Например, про Ивана – сына Кощея бессмертного и обычной женщины Марьи, который теперь никак не может определиться, кто же он – обычный человек или чудовище?

– Между сказкой и реальной жизнью границы совсем размыты?

– Так и должно быть, ведь сказки отражают подоплеку нашей повседневной жизни. К примеру, нам не нравится какой-то человек – злой, коварный, хитрый… Но когда начинаешь смотреть на него со сказочной стороны, ты понимаешь, что он просто заколдован: это вампир в человеческой оболочке, например. А есть добрые люди, которые внешне некрасивы. Вглядитесь, они тоже заколдованы. На самом деле, прекраснее их и быть не может. Просто злые силы постарались сделать так, чтобы мы на таких людей не обращали внимания, иначе они много добра сделают на Земле. Это такая сказочная оптика, которая позволяет находить волшебство в обычных явлениях. И это главное, для чего вообще существует сказка.

1 из 4

– Скажите, литературный фестиваль в школе, когда у ребят гостят известные писатели, – сегодня явление распространенное?

– Я уже не на первом таком фестивале. И меня всегда приятно поражает, что есть педагоги, которые так заботятся о своих учениках. Тем более в наше время, когда школа испытывает невероятное трудности. И слава богу, что есть в школьном море такие островки, где учителя строят прекрасный мир будущего. Они делают детей настоящими людьми. Я с таких фестивалей всегда возвращаюсь воодушевленным и оплодотворенным новыми идеями.

Константин Арбенин родился в 1968 году в Ленинграде. Поэт, прозаик, музыкант, солист групп «Зимовье Зверей», «Сердолик». Весь репертуар известной питерской группы «Зимовье зверей» состоял из песен Арбенина, он же был автором либретто обоих музыкальных спектаклей – «Свинопас» (1998) и «Звери ищут лето» (2004). В конце 2001 года по предложению режиссера и ведущего «Радио России-Петербург» Алексея Белякова Арбенин записал цикл своих миниатюр, которые на протяжении полугода еженедельно звучали в эфире этого радио; после чего был выпущен альбом «Сказки на засыпку». В созданных «Зимовьем Зверей» музыкальных спектаклях «Свинопас» (по Андерсену; 1998) и «Звери ищут лето» (по русским народным сказкам; 2004) Константин выступил сразу в нескольких своих ипостасях – драматурга, автора песен, актёра. Сегодня его творческие встречи – маленькие спектакли. В 2007 по приглашению телеведущего Михаила Мокиенко Константин Арбенин работал на канале 100ТВ в качестве сценариста передачи «Сказки дедушки Мокея». Как сценарист и редактор работал над созданием документального фильма «Неизвестный Успенский». В марте 2009 награждён Медалью Н. В. Гоголя «За сказочную литературу».

Фото: Фото Олега Каргаполова, видео Андрея Винникова, монтаж Марии Романовой
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления