28 февраля воскресенье
СЕЙЧАС -15°С

Челябинские школы набирают новых спецов по воспитанию патриотизма. Их начали искать накануне митингов

Разбираемся, кто за всё заплатит и как это восприняли родители и педагоги

Поделиться

Новая воспитательная программа предполагает как коллективную работу со школьниками, так и индивидуальные мероприятия

Новая воспитательная программа предполагает как коллективную работу со школьниками, так и индивидуальные мероприятия

Поделиться

Минпросвещения опробует на школьниках в Челябинске воспитание патриотизма

С 1 марта в 440 образовательных учреждениях региона появятся должности советников директоров по воспитательной работе. Перед трудоустройством их научат понимать современных детей и разговаривать с ними на одном языке, а после поручат работу с мнением учеников. Особое внимание хотят уделить и тем, кто попался на несанкционированных акциях протеста. Так в Минпросвещения России решили обкатать новый нацпроект «Патриотическое воспитание граждан». Отбор претендентов на новый пост уже идет. Но сами школы и родители учащихся эту инициативу встретили неоднозначно. Вместе с экспертами разбираемся, кто за всё это заплатит и почему одиозная программа воспитания детей на местах рискует превратиться всего лишь в имитацию бурной деятельности.

Челябинская область попала в десятку пилотных регионов, где уже в 2021 году начнется совместный эксперимент Министерства просвещения и Российского движения школьников (РДШ). Вместе с ней в этом списке оказались Брянская, Вологодская, Калининградская, Омская, Сахалинская, Тюменская области, Ставропольский край и Севастополь.

— Мы посмотрели, где есть позитивный опыт организации воспитательной работы, нам важно его обобщить и тиражировать для других субъектов РФ. Во многих регионах эта работа уже ведется, и важно, чтобы это было интересно школьникам, чтобы они сами вовлекались в работу и были организаторами такой деятельности, — объяснил выбор министр просвещения Сергей Кравцов. — Главная задача — чтобы школьник мог для себя делать осознанный выбор, чтобы школьник знал свою малую родину, большую родину, уважительно относился к сверстникам, родителям, учителям. Воспитание — это формирование определенных ценностей, которые делают школьника уверенным в себе, счастливым, успешным в жизни.

До марта в нашем регионе должны выбрать несколько сотен педагогов, которые станут советниками директоров по воспитательной работе в школах. Предполагается, что именно они будут отвечать за патриотическое воспитание учеников.

Такое положение с условиями отбора новых педагогов разослали по школам — участникам пилотного проекта 

Такое положение с условиями отбора новых педагогов разослали по школам — участникам пилотного проекта 

Поделиться

Отбор проводят с помощью конкурса «Навигаторы детства». Положение о нем подписали исполнительный директор Российского движения школьников Ирина Плещева и министр просвещения России Сергей Кравцов. На днях его разослали по всем школам Южного Урала, где планируется выделение дополнительных ставок. Их педагогов тоже пригласили поучаствовать в состязании. Также попытать счастья могут все желающие с педагогическим образованием и опытом работы, даже студенты четвертого курса педуниверситета.

Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» учреждена указом президента Владимира Путина в 2015 году при Федеральном агентстве по делам молодежи для совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения.

Прием заявок завершится 14 марта, после этого участникам конкурса предстоит пройти тестирование и собеседование. Победителей определят 21 марта. Им гарантируют трудоустройство в школах и отправят на обучение. Оно пройдет с марта по август в два этапа — дистанционные лекции и практика в детском лагере «Артек».

Организаторы конкурса уточняют, что победителей выберут среди тех, кто наберет наибольшее количество баллов в своих территориях. Число счастливчиков разнится по пилотным регионам и зависит от количества согласованных ставок. Министр образования Челябинской области Александр Кузнецов уточнил 74.RU, что у нас таких специалистов готовы принять 440 школ во всех городах и районах. 196 из них, по данным нашей редакции, находятся в Челябинске.

— Это одно из направлений воспитательной работы в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», рассчитанного с 2021 по 2024 годы. Планируется реализовывать его по всей системе образования Челябинской области, — прокомментировал Александр Кузнецов.

По словам министра, людей на новые должности будут набирать дополнительно, но не исключено и совмещение ставок уже работающими в школе педагогами.

— Открываются дополнительные должности, будет производиться федеральная доплата в размере 15 тысяч рублей без учета районного коэффициента. Можно человека со стороны взять, можно из состава коллектива, но чтобы это был педагогический работник. У него должен быть опыт работы в системе образования. Возможно совмещение, хотя мы не предполагаем, что этот человек должен быть загружен часами под самую завязку, а ему еще определенный функционал добавят. Нет, человек должен быть относительно свободный на своей основной должности. Их будут обучать как на региональном, так и на федеральном уровне, — рассказал Александр Кузнецов. — В рамках воспитательной программы, конечно, будут и какие-то классные часы, какие-то занятия, но будет и различного рода коллективная и индивидуальная деятельность организована с детьми. Эта программа будет вшиваться в образовательную программу школы.

Исполнительный директор Российского движения школьников Ирина Плещева запуск проекта объясняет поправками в закон «Об образовании», которые внесли с подачи президента Владимира Путина. Они систематизируют всю воспитательную работу со школьниками. Предполагается, что работать советники директоров в учебных заведениях будут по общей федеральной программе, но найти ее на сайте общественной организации пока не удалось.

Говоря о задачах проекта «Навигаторы детства», Ирина Плещева заявляет о «привитии школьникам базовых ценностей» и «восполнении бреши в общении взрослого и ребенка». При этом она не скрывает, что педагоги будут особо работать и с оппозиционно настроенными школьниками.

— Для гражданских законов нужен гражданин, а он должен рождаться из какого-то человеческого материала (усваивать опыт и делать выводы). Поэтому нужно создавать гражданина, который был бы носителем, базой этих законов. Этим и займемся мы в рамках пилотного проекта «Навигаторы детства», — написала на своей странице в Facebook Ирина Плещева. — Давайте будем честными. Во-первых, в некоторых случаях школьники о митингах узнавали не из соцсетей, а от учителей на классных часах и телевизора, включенного родителями. Когда детям говорят «не ходи туда», детям туда начинает очень хотеться. Тем более что ребята из-за пандемии скопили много энергии. Засиделись без активности. Им нужно куда-то применить свои силы. Во-вторых, как видно из большинства видео с мест и постов в соцсети, — дети зачастую не знали, куда идут и зачем. Всё это наложилось на сознательную запретную позицию родителей, которые не хотели, чтобы их детей использовали в политических целях. И, как результат, даже те, кто и не собирался идти туда, начинают искать информацию, обсуждать со сверстниками, романтизировать момент нарушения запрета. Но кто из нас не совершал этого в их возрасте?

— Сегодня ребятам крайне важно после такого опыта не чувствовать злобу со стороны общества. И РДШ, конечно, будет тем самым другом, который подставит плечо и протянет руку, — подытожила Ирина Плещева.

Этот пост Ирина Плещева опубликовала после масштабных акций протеста активистов штаба Алексея Навального

Этот пост Ирина Плещева опубликовала после масштабных акций протеста активистов штаба Алексея Навального

Поделиться

По предварительным данным, проект будет финансироваться через подведомственную Российскому движению школьников организацию. На нее лягут расходы как на обучение специалистов, так и на оплату их труда.

Впрочем, несмотря на дополнительную возможность педагогам заработать, в школах к вводу новой должности относятся настороженно. В частности, опасаются, что и без того перегруженных учителей просто завалят дополнительной работой, ведь им придется как-то состыковывать в учебном плане сразу две воспитательные программы. Эти обязанности в школах могут поручить педагогам дополнительного образования или организаторам воспитательной работы.

— План воспитательный работы Минпросвещения никак не состыковывается с планом Российского движения школьников. И, как я понимаю, попытка каким-то образом соединить несоединимое — это и есть появление в образовательной организации советника директора. Это просто красивые амбициозные фразы. И всё это в итоге выльется в попытку «поженить» две параллельные вещи, — рассуждает руководитель челябинской гимназии № 1 Дамир Тимерханов. — В рамках одного учебного года есть программа воспитательной работы школы, муниципалитета, региона и отдельно программа работы Российского движения школьников. РДШ предлагает работу в нашей школе, с нашими детьми, нашими классными руководителями в рамках их видения того, как это должно быть. Это военно-патриотическое направление, волонтерство, юнармия и так далее. Российское движение школьников активно развивается с 2016 года. Я был на их первом съезде. И сегодня просто еще одна попытка вовлечь в РДШ как можно больше школ, как можно больше детей и как можно больше структур. Это же общественная организация, она не встроена в Минпросвещения.

— Программа конкурса [на советника] по амбициозности своей минимум как конкурс «Учитель года». Она предполагает участие в трех больших блоках, создание о себе большого, качественного формата видеоролика и так далее. И всё это человек делает ради того, чтобы потом получить 15 тысяч рублей, — считает Дамир Тимерханов.

Пока же ни педагоги, ни родители учеников не понимают, чем принципиально новым будет заниматься советник директора по воспитательной работе в школе.

— Любые улучшения должны быть не формальными, а полезными для людей. Мне кажется, это [должен быть] такой местный омбудсмен — уполномоченный по правам школьников. Советник должен быть максимально открытым для всех, понятным и активным. Я вижу его в роли коммутатора с хорошей педагогической и психологической подготовкой, но нейтрального, чтобы старался интересы [сторон] соблюдать. Но какие задачи будут стоять, и какие будут возможности для влияния на работу школы у этого человека? — задается вопросом председатель совета родительской общественности Копейска Андрей Горланцев. — Важно правильно сформулировать систему отбора и подготовки этих советников. Я бы предложил провести массовое анкетирование среди родителей, педагогов и детей, чтобы определить основные критерии работы нового специалиста в школе. Родителям как налогоплательщикам важно эффективное использование бюджетных средств, в том числе на оплату таких педагогов. Если государство начнет с родителями советоваться как с заказчиками услуг образования, тем будет эффективнее. Если это всё кто-то один придумал, и это его видение с его колокольни, или у него есть интерес продвинуть эту программу, то это не значит, что она всем подойдет и понравится. А когда людей не выслушивают и не прислушиваются, они, к сожалению, потом выражают свое недовольство на митингах.

Андрей Горланцев уверен, что одного патриотического воспитания в школах недостаточно — необходимо создать для учеников комфортные условия: помочь разрешить им конфликты, определиться с будущей профессией и найти свое место в жизни.

— Патриотизм — это любовь к тому месту, где тебе комфортно, где ты хочешь самореализоваться, где тебя понимают и принимают и ты имеешь возможность что-то улучшать с единомышленниками, — рассуждает председатель городского совета родительской общественности. — Нужно создавать такие условия для детей, тогда они никуда не уедут, будут здесь созидать, развиваться. Им будет здесь хорошо, они будут считать это своей родиной и называться патриотом.

Председатель совета родителей обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Челябинской области Елена Сыркина уверена, что проект «Навигаторы детства» — это не только о патриотизме.

— Тут мы больше говорим всё-таки про общее воспитание детей. Конечно, это и память про важные исторические события, повлиявшие на Россию. Но в большей степени мы говорим про культуру, про умение детей договариваться, вести дискуссии, уметь критично мыслить, воспитывать в себе осознанного лидера, развивать свои навыки, которые помогут ему добиваться поставленных целей во благо себе и страны. Тут надо смотреть на патриотическое воспитание более широко, — говорит Елена Сыркина. — Если посмотреть на навыки кандидатов [в советники директора], то человек должен быть профессионалом, который умеет работать с детьми, умеет их слушать и задавать верные вопросы, искренне интересуется ребенком и помогает ему формировать себя в этом мире. Я не вижу каких-то преград для введения такой должности в школе. Не всегда у зама [директора] по воспитательной работе есть время достучаться до каждого класса или педагогического состава школы.

Позитивно к эксперименту Минпросвещения в школах Челябинской области относится и уполномоченный по правам детей в регионе Евгения Майорова. Но подчеркивает: проект будет качественно работать, лишь если новые специалисты в учреждениях не будут совмещать свою работу с другой деятельностью.

— Любой человек соотнесет задачу с ресурсами, если хочет, чтобы она была выполнена. Поэтому советники директоров должны быть без педагогической нагрузки, — комментирует детский омбудсмен. — Авторитетом у детей обладают люди, которые их готовы выслушивать, которые их не переубеждают в чем-то, принимают [их позицию] и разговаривают с ними. Очень важно, чтобы не было навязывания: сегодня мы будем петь, плясать, КВН или еще что-то. Важно, чтобы учитывалось мнение детей. Далеко не все его спрашивают. Когда я приезжаю в школы и прошу план воспитательной работы — это совершенно сухие и непонятные бумаги, которые ну лежат в папке и лежат. Хочется, чтобы планы мероприятий были живыми, а не утверждались на год за полгода. Все любят работать с отличниками, они дают хорошие рейтинги, показатели. Но я бы очень хотела, чтобы посмотрели на детей, которые, может, не дадут никаких рейтингов никогда. Единственный вариант — это дать им альтернативный вид деятельности, секцию какую-нибудь. Но не навязывать им те секции, которые есть, а узнавать у ребенка, что он сам хочет, видеть интересы детей.

Пока же работать над взглядами школьников приходится их классным руководителям и директорам учебных заведений. В конце января силовики разослали руководителям школ в Челябинске списки подростков-оппозиционеров, которые могут пойти на митинги.

В школе Металлургического района Челябинска накануне очередной несанкционированной акции протеста для детей провели инструктаж под роспись.

А отцу челябинской восьмиклассницы пришлось защищать свою дочь от полиции — девочка распечатала и наклеила фотографию Алексея Навального в классе, и это не понравилось ее учителю.

оцените материал

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ10
  • УДИВЛЕНИЕ2
  • ГНЕВ25
  • ПЕЧАЛЬ2

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...