Челябинский бизнесмен Алексей Лаврик вложил почти полмиллиарда рублей в строительство школы. Здание на улице Титановая, 3 на Северо-Западе уже готово, сейчас идут финальные работы по благоустройству и внутренняя отделка, открытие запланировано на 1 сентября. Учреждение рассчитано для обучения детей по системе Монтессори. В школе будут бассейн, класс на крыше, тир и даже своя метеостанция. Но всем ли оно подойдет по идеологии и цене? Подробности — в материале 74.RU.
— Я решил построить школу не потому, что денег девать некуда, и не потому, что нагрешил больше всех или решил след оставить в жизни таким образом. Строю, потому что люблю детей и верю в то, что делают педагоги, — объясняет нам Алексей Лаврик.
Лаврик Алексей Александрович — владелец семейного бренда «Лавр» по производству автохимии и автокосметики. Бренд представлен по всей России и в ближайшем зарубежье. По данным сервиса «Контур.Фокус», Алексей состоит в учредителях в трех компаниях, занимающихся производством химических веществ и их продажей. Общая сумма выручки за прошлый год составила 3,5 миллиарда рублей, чистая прибыль — 459 миллионов.
Мы встретились с бизнесменом у школы, вокруг еще идет стройка — завершающие работы по ландшафту и отделке. Но даже сейчас школа выглядит максимально современно. Здание совершенно нетиповое для образовательных учреждений.
— Это индивидуальный проект. Вообще на этом месте стоял садик, часть мы снесли, часть достроили. С одной стороны, греет душу, что мы дали ему вторую жизнь, с другой — он нам создал много проблем. Потому что, конечно же, проще построить с нуля, чем реконструировать, — констатирует бизнесмен.
В новой школе будут обучать по методике Монтессори (предполагает создание среды, где ребенок самостоятельно приобретает необходимые ему знания на собственном опыте. — Прим. ред.). Дело в том, что сын Алексея с семи месяцев занимался в челябинском Монтессори-клубе, и отец так проникся этой системой и сдружился с коллективом, что решил для клуба построить здание.
Метод Монтессори — педагогическая система, предложенная итальянским врачом и ученым Марией Монтессори в начале ХХ века. Она предполагает создание среды, в которой ребенок самостоятельно формирует различные навыки, проявляет свои способности и приобретает необходимые ему знания на собственном опыте.
— Три года назад, когда сын уже был практически выпускником [Монтессори] садика, я понимал, что в обычную школу мы не будем отдавать его, — продолжает Алексей.
«Мне важно, чтобы в школе человеком занимались, а не знаниями напихивали»
— Поэтому решил помочь финансово. Сейчас смешно вспоминать, на начальном этапе мы говорили о 40–60 миллионах рублей, потом звучали цифры 80, 100 и 120, 200 и 250, 350 и точка. Наша наивность сегодня наказана цифрой 406 миллионов с копейками при неполной комплектации школы. Пришлось кредиты взять, имущество заложить. Сами догадаетесь, итоговая сумма не последняя, думаю, под 450 окажется.
Алексей говорит, что пандемия коронавируса и спецоперация внесли серьезные коррективы в строительство.
— Сперва никто не работал, потом поисчезало всё, что можно, цены выросли, — объясняет бизнесмен. — Есть стандарты к оснащению школы, мы делаем всё по правилам, в какой-то момент под угрозой исчезновения оказались системы безопасности и контроля, датчики, процессоры. Мы вынуждены были переплачивать, покупать это по большому курсу евро. Что-то из заказанного в феврале до сих пор еще идет. Как это всё [военная спецоперация] началось, мы поняли, что купим оборудование либо по взлетевшим ценам, либо не купим никогда. Так что в какой-то момент, буквально за неделю, школа подорожала на несколько миллионов. Основной мой бизнес имеет свою инвестиционную программу, но денег на всё не хватает, мы очень много прокредитовались. Так что это уже дело принципа.
— Это было нашей мечтой — объединить всех детей разных возрастов под одной крышей. Такой мир детства, дом детства, школа-сад, — присоединяется к разговору директор школы Монтессори Олеся Астафьева. — Сейчас самые первые, набранные нами 13 лет назад, дети выросли, они подростки, стоят на пути самоопределения. И так как мы строим школу будущего, где человек должен творчески преобразовывать мир, в котором он находится, очень важен вопрос: как помочь ребенку самоопределиться в этом? В школе Монтессори дети каждый день учатся выбирать, учатся нести ответственность за свое решение. Некоторые родители боятся в этой методике свободы, и правильно боятся, потому что свобода без ответственности — это анархия, хаос, ничего хорошего для развития характера ребенка в этом не будет. А когда есть ответственность, когда ребенок понимает причинно-следственные связи, тогда получается всё хорошо. В этом смысле вот что такое альтернативная школа Монтессори.
Олеся Астафьева говорит, что у нее трое детей, естественно, все учились по этой методике.
— 13 лет назад я открыла книжку про эту методику и закрыла, не поверила, что такое может быть, да еще и в России, — продолжает Олеся. — Потом я узнала, что в Челябинске есть такие группы, я увидела, что дети там такие самостоятельные. Увидела, что классного происходит с детьми по этой методике, и мне захотелось стать наставницей, проводником для них. Ради этого я прошла первое обучение. У меня не было цели создавать свой клуб или школу, но позднее я поняла, что в Челябинске мне просто негде работать. И тогда да, я открыла клуб, но не одна, судьба мне послала двух чудесных партнеров. Потом мы сильно разрослись и все находились по разным площадкам, но очень хотелось быть под одной крышей. Фишка этого образования — разновозрастность. Нам прям принципиально, чтобы рядышком находились старшие дети, средние и дошкольники. Это связано с образовательным процессом. Ребенок в нашей среде может быть в разных ролях. В классическом образовании — ты всегда ученик, всегда младший, всегда некомпетентен, чему-то учишься. В Монтессори-среде всё иначе. Ты можешь быть учеником, но и где-то наставником.
Внутри в школе нет привычных кабинетов, закрытых классов. Все пространства перетекают из одного в другое.
— Конечно, финансирование нефтяных магнатов — это одна история, у нас другая, — улыбается директор. — Наша школа собрала всё лучшее, мы вписали наши возможности в ландшафт. У нас будет открытая крыша-класс, сухой фонтан, метеостанция, бассейн. Нам важна была школа без границ, поэтому школа прозрачная, открытая — это невозможно сделать в типовых закрытых классах. Где могли, мы сделали стеклянные перегородки — если посмотреть на школу «Летово» (школа для способных и мотивированных детей, где учащиеся со всей России получают доступ к образованию мирового уровня. — Прим. ред.) там вообще всё в стекле. Идея перемешивания детей разного возраста — это принцип воспитания, образования, чтобы все пересекались, образовывали разные группы, расходились, пересобирались в группах снова. Это нельзя сделать без соответствующей архитектуры. Чтобы понять, что мы хотели, архитекторы даже сидели у нас на занятиях в клубе. Но знаете, сколько борьбы было, нам говорили: «Зачем такое сложное здание, есть же типовые проекты школ». Так я хочу сказать — в типовых проектах содержание тоже будет типовым и на выходе ты получишь типовое. Если ты делаешь школу будущего, у тебя должно быть пространство будущего. Мы хотим, чтобы эта школа стала жемчужиной Челябинска, мы хотим быть ориентиром передовых, инновационных школ.
По словам директора, за обучение в школе родители платят годовой взнос 300 тысяч рублей — в среднем в месяц обучение выходит 30 тысяч рублей, плюс 4–5 тысяч — за питание. При этом попасть в школу могут далеко не все.
— Сейчас запись в первый класс ведется на 2025 год, — говорит руководитель. — Перевестись к нам из обычной школы, например, в среднее звено не получится, потому что существует целый алгоритм зачисления. Чтобы попасть в школу Монтессори, нужно заниматься этой методикой с раннего детства, лучше приходить в группу вместе с мамой, до года. Для тех, у кого есть сильное желание познакомиться с нами, в школе будут представлены разные формы дополнительного образования по самым разным направлениям — кружки, студии, лагери для детей и взрослых, а изюминкой станут курсы родительского мастерства.
— Методика Монтессори, безусловно, про самостоятельность и ответственность, — комментирует доцент кафедры педагогики и психологии детства Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, кандидат педагогических наук Марина Терещенко. — Как-то я ходила со студентами на практику в подобную школу и была удивлена, как маленькие детки, буквально 1,5–2 лет, сами себя обслуживали во всех начинаниях, дети 5–6 лет мыли пол. Конечно, это плюсы такого подхода. Возможным минусом может быть сложность адаптации детей, посещавших дошкольные центры Монтессори к условиям общеобразовательной традиционной школы. Поскольку здесь более строгий распорядок, могут быть выше требования к дисциплине, в меньшей степени учитываются интересы и желания, чем в системе Монтессори. Еще один минус — это дорогое посещение, но оно и не может быть дешевым — чтобы учить по Монтессори, закупается дорогое оборудование. Мне понятнее и ближе традиционная система, но я ничего не имею против альтернативного обучения. Каждый родитель должен понять, что больше подходит его ребенку и сделать выбор.
Посмотрите в галерее эскизы, как будет выглядеть школа внутри и снаружи.