RU74
Погода

Сейчас-7°C

Сейчас в Челябинске
Погода-7°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -12

4 м/c,

ю-з.

725мм 73%
Подробнее
3 Пробки
USD 103,43
EUR 109,01
Образование Здоровье репортаж В челябинской школе набрали классы с обычными и особенными детьми. Как они учатся бок о бок — репортаж

В челябинской школе набрали классы с обычными и особенными детьми. Как они учатся бок о бок — репортаж

Мы побывали на занятиях и, честно, впечатлены

Включение детей с синдромом Дауна в среду с обычными сверстниками — важный момент в их обучении
Источник:

Школа № 109 в Челябинске раньше ничем не выделялась среди других учебных заведений города. Но три года назад она стала особенной, приняв в свои стены «солнечных» учеников. Это был первый подобный опыт на Южном Урале — первоклашки с синдромом Дауна и аутизмом сели за парты вместе с обычными детьми. Сначала настроения среди родителей и педагогов были разные. Одни считали, что класс открывает новые возможности, другие сильно в этом сомневались. Результаты эксперимента — в репортаже 74.RU.

«Будут мешать!»

В 2019 году в школе № 109 создали первый в регионе ресурсный класс. Это пространство для детей с особенностями развития. Здесь таких четыре ребенка: трое с синдромом Дауна и один с аутизмом. Каждый из них закреплен за отдельным классом и часть предметов проходит вместе с остальными детьми. На протяжении всего учебного процесса каждого ученика сопровождает прикрепленный тьютор (наставник. — Прим. ред.).

Когда проект только начинали, учителя старой закалки и родители опасались, что особенные и обычные дети не смогут учиться вместе.

— У нас был один класс, в котором четыре родителя были против такого обучения. Тогда мы решили выждать время, чтобы они увидели, как всё легко идет по другим классам, — вспоминает психолог Ксения Брюхова. — А спустя полгода и самому учителю стало интересно, чем же мы там занимаемся: «А какая у него программа, я бы хотела давать задания». Сейчас их и к доске могут вызвать.

Ксению Брюхову, несмотря на отсутствие опыта работы с особенными детьми, четыре года назад позвала в проект председатель общественной организации «Открытое сердце» Елизавета Кириллова. Общественники тогда выиграли президентский грант и решили открыть первый в регионе ресурсный класс, чтобы не только коррекционные, но и обычные школы могли принимать особых детей. Это называется инклюзивным образованием, и право на него прописано в федеральном законе.

Ксения Брюхова внедряла проект ресурсного класса в школе с самого его начала
Источник:

От родителей и одноклассников на первых порах тоже было много вопросов.

— Когда они только пошли в первый класс в сентябре, они, естественно, никуда не выходили. Адаптировались, потому что тяжело было в новых условиях. В это время мы, учителя, ходили по классам, — рассказывает Ксения. — Показывали про наших детей презентации: «Знакомьтесь, это Лева, он катается на лыжах. Смогли бы вы подружиться? Да, он особенный, но мы можем научить вас, как взаимодействовать». Они еще не начали выходить в обычный класс, а дети нормы уже начали приходить к нам в гости, чтобы побыть в нашей среде.

На перемене и обычные, и особенные дети собираются в ресурсном классе. Здесь есть уютное место для игр
Источник:

Четвероклассница с синдромом Дауна Катя Андрощук попала в самый многонациональный класс в параллели. Это тоже вызвало трудности в адаптации, но со временем дети приняли ее. У Кати есть теперь своя компания подружек, с которыми она собирается на перемене и играет.

На перемене можно оторваться по полной, что и делают Лёва и Катя
Источник:

— Дети в этом классе были больше на позиции безразличия, — говорит психолог. — Не оскорбительной, но никакой. И сегодня мы задали им вопрос, насколько они понимают Катю? Дети ответили: «Наверное, ей тяжело в жизни». Интересно услышать их мнение, они же не как взрослые всё воспринимают. Но и у них есть понимание, что тяжело, когда ты не говоришь и тебя не понимают. Безразличие сменилось на участие, доброжелательность.

Каждый день игра в «Крокодила»

На репортаж в школу на Шенкурской по чистой случайности мы попали в Международный день людей с синдромом Дауна, который отмечают 21 марта. В этот день в привычный учебный процесс учителя привнесли немного праздника.

В школе на Шенкурской учится чуть больше тысячи детей. В 2019 году в первый класс здесь пришли три ребенка с синдромом Дауна и один с аутизмом
Источник:

Детям из 4-го «А» в начале урока показали фильм про особенных детей. Самые активные ученики поиграли в «Крокодила»: объясняли друг другу слова только с помощью жестов. Невольно они общаются таким образом каждый день — дети с синдромом Дауна не всегда могут выразить свои мысли словами. Например, им под силу четко ответить «да» или «нет», а остальное получается не очень понятно.

— Первое время нам было тяжело понимать детей, а сейчас это получается даже без слов, — признаётся Ксения Брюхова.

Побывать на месте своего «особенного» соседа по парте помогает игра «Крокодил». При помощи жестов ребятам удается объяснить не все слова
Источник:

Самая приятная часть урока, на котором мы оказались, — раздача сладостей от виновника торжества. Четвероклассник Лев вместе с тьютором прошел по рядам и угостил всех конфетами «Лёва».

На уроке чтения у Льва с синдромом Дауна (сидит слева) — свое задание. Одноклассники всегда готовы ему помочь
Источник:

Угостившись, дети начали читать. В программе — произведения Мамина-Сибиряка, Пришвина, Куприна. Лев тем временем стал осваивать другую программу, но тоже по чтению — соединять буквы в слоги.

В школе особенных детей сопровождает тьютор. Лев уже достаточно самостоятельный, но вот быстро раздать всем по одной конфете не получается, требуется помощь наставника
Источник:

Главная цель — научить самостоятельности

Ресурсный класс поделен на несколько частей. Одна зона — с разными партами для учебы в общепринятом понимании. В другой части, через прозрачную перегородку, организовано что-то вроде кухни с микроволновой печью, плитой, чайником и обеденным столом. Здесь проходят уроки домоводства.

— Мы учимся, как чистить картошку, потом надеваем фартук и идем в зону кухни, отрабатываем практические навыки, — показывает пространство для занятий Ксения. — Готовим, убираем и так далее. Дети, у которых есть задержка развития, жить самостоятельно в нашем понимании не смогут. Но наша цель для таких детей — создать условия, чтобы на 4–5 таких человек был бы один тьютор. Тогда они смогут самостоятельно помыться, сходить в туалет, приготовить себе бутерброд и чай. Тогда они могут трудиться на каком-то элементарном уровне.

Кате нравится рисовать и шить, потом это может стать для нее полезным навыком
Источник:

Учитель привела пример, как адаптируют особенных людей за рубежом.

— Они там работают на заводах, когда вырастут, — говорит Ксения. — Там они упаковывают наборы одноразовых приборов — вилка, ложка, зубочистка. Человек с ограниченными возможностями стоит на конвейере, это всё складывает, у него есть визуальная опора. Он трудоустроен. Уже не государство за него платит по 35 тысяч в день — именно столько стоит проживание инвалида у нас. Он сам себя обеспечивает, он в своей мере полноправный участник всех процессов.

Учителя школы № 109 считают, что присутствие особенных детей сделало остальных школьников добрее, внимательнее к проблемам друг друга. Нет свойственных для переходного возраста эгоизма и жестокости. А еще есть внимание к собственному здоровью и предубеждение против вредных привычек, которые в будущем могут стать причиной рождения ребенка с отклонениями уже у них самих. Даже старшеклассники приходят в ресурсный класс — пообщаться и поиграть с четвероклассниками. А еще их знает вся школа — когда мы шли по коридорам во время съемок, то и дело слышали: «Катя, привет».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
110
ТОП 5
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления