Здоровье Образование репортаж

В челябинской школе набрали классы с обычными и особенными детьми. Как они учатся бок о бок — репортаж

Мы побывали на занятиях и, честно, впечатлены

Включение детей с синдромом Дауна в среду с обычными сверстниками — важный момент в их обучении

Школа № 109 в Челябинске раньше ничем не выделялась среди других учебных заведений города. Но три года назад она стала особенной, приняв в свои стены «солнечных» учеников. Это был первый подобный опыт на Южном Урале — первоклашки с синдромом Дауна и аутизмом сели за парты вместе с обычными детьми. Сначала настроения среди родителей и педагогов были разные. Одни считали, что класс открывает новые возможности, другие сильно в этом сомневались. Результаты эксперимента — в репортаже 74.RU.

«Будут мешать!»

В 2019 году в школе № 109 создали первый в регионе ресурсный класс. Это пространство для детей с особенностями развития. Здесь таких четыре ребенка: трое с синдромом Дауна и один с аутизмом. Каждый из них закреплен за отдельным классом и часть предметов проходит вместе с остальными детьми. На протяжении всего учебного процесса каждого ученика сопровождает прикрепленный тьютор (наставник. — Прим. ред.).

Когда проект только начинали, учителя старой закалки и родители опасались, что особенные и обычные дети не смогут учиться вместе.

— У нас был один класс, в котором четыре родителя были против такого обучения. Тогда мы решили выждать время, чтобы они увидели, как всё легко идет по другим классам, — вспоминает психолог Ксения Брюхова. — А спустя полгода и самому учителю стало интересно, чем же мы там занимаемся: «А какая у него программа, я бы хотела давать задания». Сейчас их и к доске могут вызвать.

Ксению Брюхову, несмотря на отсутствие опыта работы с особенными детьми, четыре года назад позвала в проект председатель общественной организации «Открытое сердце» Елизавета Кириллова. Общественники тогда выиграли президентский грант и решили открыть первый в регионе ресурсный класс, чтобы не только коррекционные, но и обычные школы могли принимать особых детей. Это называется инклюзивным образованием, и право на него прописано в федеральном законе.

Ксения Брюхова внедряла проект ресурсного класса в школе с самого его начала

От родителей и одноклассников на первых порах тоже было много вопросов.

— Когда они только пошли в первый класс в сентябре, они, естественно, никуда не выходили. Адаптировались, потому что тяжело было в новых условиях. В это время мы, учителя, ходили по классам, — рассказывает Ксения. — Показывали про наших детей презентации: «Знакомьтесь, это Лева, он катается на лыжах. Смогли бы вы подружиться? Да, он особенный, но мы можем научить вас, как взаимодействовать». Они еще не начали выходить в обычный класс, а дети нормы уже начали приходить к нам в гости, чтобы побыть в нашей среде.

На перемене и обычные, и особенные дети собираются в ресурсном классе. Здесь есть уютное место для игр

Четвероклассница с синдромом Дауна Катя Андрощук попала в самый многонациональный класс в параллели. Это тоже вызвало трудности в адаптации, но со временем дети приняли ее. У Кати есть теперь своя компания подружек, с которыми она собирается на перемене и играет.

На перемене можно оторваться по полной, что и делают Лёва и Катя

— Дети в этом классе были больше на позиции безразличия, — говорит психолог. — Не оскорбительной, но никакой. И сегодня мы задали им вопрос, насколько они понимают Катю? Дети ответили: «Наверное, ей тяжело в жизни». Интересно услышать их мнение, они же не как взрослые всё воспринимают. Но и у них есть понимание, что тяжело, когда ты не говоришь и тебя не понимают. Безразличие сменилось на участие, доброжелательность.

Каждый день игра в «Крокодила»

На репортаж в школу на Шенкурской по чистой случайности мы попали в Международный день людей с синдромом Дауна, который отмечают 21 марта. В этот день в привычный учебный процесс учителя привнесли немного праздника.

В школе на Шенкурской учится чуть больше тысячи детей. В 2019 году в первый класс здесь пришли три ребенка с синдромом Дауна и один с аутизмом

Детям из 4-го «А» в начале урока показали фильм про особенных детей. Самые активные ученики поиграли в «Крокодила»: объясняли друг другу слова только с помощью жестов. Невольно они общаются таким образом каждый день — дети с синдромом Дауна не всегда могут выразить свои мысли словами. Например, им под силу четко ответить «да» или «нет», а остальное получается не очень понятно.

— Первое время нам было тяжело понимать детей, а сейчас это получается даже без слов, — признаётся Ксения Брюхова.

Побывать на месте своего «особенного» соседа по парте помогает игра «Крокодил». При помощи жестов ребятам удается объяснить не все слова

Самая приятная часть урока, на котором мы оказались, — раздача сладостей от виновника торжества. Четвероклассник Лев вместе с тьютором прошел по рядам и угостил всех конфетами «Лёва».

На уроке чтения у Льва с синдромом Дауна (сидит слева) — свое задание. Одноклассники всегда готовы ему помочь

Угостившись, дети начали читать. В программе — произведения Мамина-Сибиряка, Пришвина, Куприна. Лев тем временем стал осваивать другую программу, но тоже по чтению — соединять буквы в слоги.

В школе особенных детей сопровождает тьютор. Лев уже достаточно самостоятельный, но вот быстро раздать всем по одной конфете не получается, требуется помощь наставника

Главная цель — научить самостоятельности

Ресурсный класс поделен на несколько частей. Одна зона — с разными партами для учебы в общепринятом понимании. В другой части, через прозрачную перегородку, организовано что-то вроде кухни с микроволновой печью, плитой, чайником и обеденным столом. Здесь проходят уроки домоводства.

— Мы учимся, как чистить картошку, потом надеваем фартук и идем в зону кухни, отрабатываем практические навыки, — показывает пространство для занятий Ксения. — Готовим, убираем и так далее. Дети, у которых есть задержка развития, жить самостоятельно в нашем понимании не смогут. Но наша цель для таких детей — создать условия, чтобы на 4–5 таких человек был бы один тьютор. Тогда они смогут самостоятельно помыться, сходить в туалет, приготовить себе бутерброд и чай. Тогда они могут трудиться на каком-то элементарном уровне.

Кате нравится рисовать и шить, потом это может стать для нее полезным навыком

Учитель привела пример, как адаптируют особенных людей за рубежом.

— Они там работают на заводах, когда вырастут, — говорит Ксения. — Там они упаковывают наборы одноразовых приборов — вилка, ложка, зубочистка. Человек с ограниченными возможностями стоит на конвейере, это всё складывает, у него есть визуальная опора. Он трудоустроен. Уже не государство за него платит по 35 тысяч в день — именно столько стоит проживание инвалида у нас. Он сам себя обеспечивает, он в своей мере полноправный участник всех процессов.

Учителя школы № 109 считают, что присутствие особенных детей сделало остальных школьников добрее, внимательнее к проблемам друг друга. Нет свойственных для переходного возраста эгоизма и жестокости. А еще есть внимание к собственному здоровью и предубеждение против вредных привычек, которые в будущем могут стать причиной рождения ребенка с отклонениями уже у них самих. Даже старшеклассники приходят в ресурсный класс — пообщаться и поиграть с четвероклассниками. А еще их знает вся школа — когда мы шли по коридорам во время съемок, то и дело слышали: «Катя, привет».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления