
Включение детей с синдромом Дауна в среду с обычными сверстниками — важный момент в их обучении
Коллаж: Екатерина Тычинина, Семен Казьмин
Поделиться
Школа № 109 в Челябинске раньше ничем не выделялась среди других учебных заведений города. Но три года назад она стала особенной, приняв в свои стены «солнечных» учеников. Это был первый подобный опыт на Южном Урале — первоклашки с синдромом Дауна и аутизмом сели за парты вместе с обычными детьми. Сначала настроения среди родителей и педагогов были разные. Одни считали, что класс открывает новые возможности, другие сильно в этом сомневались. Результаты эксперимента — в репортаже 74.RU.
«Будут мешать!»
В 2019 году в школе
Когда проект только начинали, учителя старой закалки и родители опасались, что особенные и обычные дети не смогут учиться вместе.
— У нас был один класс, в котором четыре родителя были против такого обучения. Тогда мы решили выждать время, чтобы они увидели, как всё легко идет по другим классам, — вспоминает психолог Ксения Брюхова. — А спустя полгода и самому учителю стало интересно, чем же мы там занимаемся: «А какая у него программа, я бы хотела давать задания». Сейчас их и к доске могут вызвать.
Ксению Брюхову, несмотря на отсутствие опыта работы с особенными детьми, четыре года назад позвала в проект председатель общественной организации «Открытое сердце» Елизавета Кириллова. Общественники тогда выиграли президентский грант и решили открыть первый в регионе ресурсный класс, чтобы не только коррекционные, но и обычные школы могли принимать особых детей. Это называется инклюзивным образованием, и право на него прописано в федеральном законе.

Ксения Брюхова внедряла проект ресурсного класса в школе с самого его начала
Фото: Екатерина Тычинина
Поделиться
От родителей и одноклассников на первых порах тоже было много вопросов.
— Когда они только пошли в первый класс в сентябре, они, естественно, никуда не выходили. Адаптировались, потому что тяжело было в новых условиях. В это время мы, учителя, ходили по классам, — рассказывает Ксения. — Показывали про наших детей презентации: «Знакомьтесь, это Лева, он катается на лыжах. Смогли бы вы подружиться? Да, он особенный, но мы можем научить вас, как взаимодействовать». Они еще не начали выходить в обычный класс, а дети нормы уже начали приходить к нам в гости, чтобы побыть в нашей среде.

На перемене и обычные, и особенные дети собираются в ресурсном классе. Здесь есть уютное место для игр
Фото: Екатерина Тычинина
Поделиться
Четвероклассница с синдромом Дауна Катя Андрощук попала в самый многонациональный класс в параллели. Это тоже вызвало трудности в адаптации, но со временем дети приняли ее. У Кати есть теперь своя компания подружек, с которыми она собирается на перемене и играет.

На перемене можно оторваться по полной, что и делают Лёва и Катя
Фото: Екатерина Тычинина
Поделиться
— Дети в этом классе были больше на позиции безразличия, — говорит психолог. — Не оскорбительной, но никакой. И сегодня мы задали им вопрос, насколько они понимают Катю? Дети ответили: «Наверное, ей тяжело в жизни». Интересно услышать их мнение, они же не как взрослые всё воспринимают. Но и у них есть понимание, что тяжело, когда ты не говоришь и тебя не понимают. Безразличие сменилось на участие, доброжелательность.
Каждый день игра в «Крокодила»
На репортаж в школу на Шенкурской по чистой случайности мы попали в Международный день людей с синдромом Дауна, который отмечают 21 марта. В этот день в привычный учебный процесс учителя привнесли немного праздника.

В школе на Шенкурской учится чуть больше тысячи детей. В 2019 году в первый класс здесь пришли три ребенка с синдромом Дауна и один с аутизмом
Фото: Екатерина Тычинина
Поделиться
Детям из 4-го «А» в начале урока показали фильм про особенных детей. Самые активные ученики поиграли в «Крокодила»: объясняли друг другу слова только с помощью жестов. Невольно они общаются таким образом каждый день — дети с синдромом Дауна не всегда могут выразить свои мысли словами. Например, им под силу четко ответить «да» или «нет», а остальное получается не очень понятно.
— Первое время нам было тяжело понимать детей, а сейчас это получается даже без слов, — признаётся Ксения Брюхова.

Побывать на месте своего «особенного» соседа по парте помогает игра «Крокодил». При помощи жестов ребятам удается объяснить не все слова
Фото: Екатерина Тычинина
Поделиться
Самая приятная часть урока, на котором мы оказались, — раздача сладостей от виновника торжества. Четвероклассник Лев вместе с тьютором прошел по рядам и угостил всех конфетами «Лёва».

На уроке чтения у Льва с синдромом Дауна (сидит слева) — свое задание. Одноклассники всегда готовы ему помочь
Фото: Екатерина Тычинина
Поделиться
Угостившись, дети начали читать. В программе — произведения Мамина-Сибиряка, Пришвина, Куприна. Лев тем временем стал осваивать другую программу, но тоже по чтению — соединять буквы в слоги.

В школе особенных детей сопровождает тьютор. Лев уже достаточно самостоятельный, но вот быстро раздать всем по одной конфете не получается, требуется помощь наставника
Фото: Екатерина Тычинина
Поделиться
Главная цель — научить самостоятельности
Ресурсный класс поделен на несколько частей. Одна зона — с разными партами для учебы в общепринятом понимании. В другой части, через прозрачную перегородку, организовано что-то вроде кухни с микроволновой печью, плитой, чайником и обеденным столом. Здесь проходят уроки домоводства.
— Мы учимся, как чистить картошку, потом надеваем фартук и идем в зону кухни, отрабатываем практические навыки, — показывает пространство для занятий Ксения. — Готовим, убираем и так далее. Дети, у которых есть задержка развития, жить самостоятельно в нашем понимании не смогут. Но наша цель для таких детей — создать условия, чтобы на 4–5 таких человек был бы один тьютор. Тогда они смогут самостоятельно помыться, сходить в туалет, приготовить себе бутерброд и чай. Тогда они могут трудиться на каком-то элементарном уровне.

Кате нравится рисовать и шить, потом это может стать для нее полезным навыком
Фото: Екатерина Тычинина
Поделиться
Учитель привела пример, как адаптируют особенных людей за рубежом.
— Они там работают на заводах, когда вырастут, — говорит Ксения. — Там они упаковывают наборы одноразовых приборов — вилка, ложка, зубочистка. Человек с ограниченными возможностями стоит на конвейере, это всё складывает, у него есть визуальная опора. Он трудоустроен. Уже не государство за него платит по 35 тысяч в день — именно столько стоит проживание инвалида у нас. Он сам себя обеспечивает, он в своей мере полноправный участник всех процессов.
Учителя школы