Можно часами сидеть на лекциях и зубрить теорию, но если вы не применяете полученные знания на практике, успеха не будет. Вот почему в Институте образования и практической психологии ЧелГУ делают ставку на практико-ориентированный подход. По каждому направлению обучения в вузе подобран широкий спектр реальных работодателей, с которыми налажено неформальное взаимодействие — попросту говоря, крепкая дружба. К моменту защиты диплома большинство выпускников ЧелГУ уже имеют интересные предложения от топовых компаний Челябинска.
Акцент на практику — «фишка» самого классического вуза региона. Обучение в магистратуре — не исключение. Сегодня на пике популярности новая прорывная программа «Искусственный интеллект в образовании». Для ее успешной реализации в ЧелГУ заключили договор с федеральной компанией «Мобильное Электронное Образование» (МЭО), разработчиком цифровых образовательных ресурсов и курсов, участником ИТ-кластера инновационного центра «Сколково» и резидентом Инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьевы горы».
Студенты ЧелГУ, обучающиеся работе с искусственным интеллектом, проходят практику на базе МЭО в дистанционном формате. Ребята изучают «промт-инжиниринг» — систему принципов составления текстовых запросов для генеративных нейросетей, которая позволяет быстро получить желаемый результат. Сегодня это суперсовременное направление, которое требует творческого подхода и аналитического мышления. С помощью промтов* можно создавать картинки по текстовым описаниям, сценарии или даже книги. Промт-инжиниринг помогает улучшать качество работы ИИ и сделать его более полезным для человека.
Студент магистратуры по направлению «Искусственный интеллект в образовании» Андрей Константинов практикуется в МЭО прямо сейчас. Его основная задача — создавать промты для педагогов, которые готовятся проводить внеурочные занятия по профессиональной ориентации с учениками 8–9-х и 10–11-х классов. Для этого Андрей использует нейросеть BING AI**, которая умеет генерировать тексты, изображения и другие виды контента на основе промтов.
— Летняя практика в области ИИ дает мне ценный опыт работы с искусственными нейросетями, — говорит Андрей Константинов. — Я научился создавать промты и проверять результаты генерации, а также разрабатываю полезный продукт для образовательного сообщества, который может помочь педагогам и учащимся в процессе профессиональной ориентации. Благодарю организаторов за интерактивный, свободный и суперактуальный формат работы. Я получил много поддержки и консультаций от наставников из университета и компании «Мобильное Электронное Образование». Это тот редкий случай, когда интересы студентов, университета и бизнес-партнера равнозначны, в процессе практики идет взаимное обогащение знаниями, навыками и есть перспективы для дальнейшего сотрудничества.
Директор центра компетенций «3 И» Университета «МЭО» Владимир Абрамов убежден, что проекты практикантов имеют большую ценность для образовательной практики и могут способствовать развитию цифровой грамотности, критического мышления, творчества и других ключевых компетенций XXI века.
— В ходе практики студенты работают с современным нейросетевым инструментарием, который позволяет генерировать контент по текстовым запросам и применять его для разработки различных образовательных проектов, направленных на повышение качества и эффективности обучения, — комментирует Владимир Абрамов. — Обучающимся также предоставлена возможность проверить гипотезы, выдвинутые в исследованиях компании о применении нейросетей в деятельности работников системы образования. Практика построена на принципе практического погружения обучающихся в тематику нейросетевых моделей, что позволяет им развить необходимые компетенции для работы в сфере искусственного интеллекта в образовании.
В профессиональной педагогической среде есть мнение, что благодаря широкому распространению нейросетей осенью 2022 года случилась настоящая информационная революция, стоящая в одном ряду с изобретением книгопечатания, телеграфа, персонального компьютера и сети Интернет.
— Сфера образования не может оставаться в стороне от происходящих изменений, — считает заместитель генерального директора по методической работе и продвижению компании «МЭО» Александр Трифонов. — Ключевой задачей современного образования становится промтинг — способность правильно поставить задачу для нейросети с целью получения наиболее оптимального ответа на тот вопрос, который стоит в данный момент перед конкретным человеком или командой.
В ходе практики в МЭО студенты ЧелГУ получают поддержку и консультации от наставников из университета и компании-партнера.
— Эта программа создана в рамках сетевого взаимодействия, она объединяет потенциал шести ведущих университетов и позволяет нашим студентам получать двойную квалификацию — становиться специалистами по искусственному интеллекту и педагогами, — комментирует директор Института образования и практической психологии Ирина Трушина. — Половина нагрузки посвящена программированию: курс содержит 20 дисциплин из области информатики, AI и машинного обучения. Вторая половина включает в себя педагогику, основы и методологию педагогических исследований и концепций. В этом году мы инициировали выход студентов на федеральную площадку, в компанию «Мобильное Электронное Образование», в качестве производственной практики. Сочетание педагогического мастерства и навыков искусственного интеллекта — это наше будущее, которое мы строим вместе со студентами! По окончании учебы челябинские выпускники имеют все шансы подписать с перспективным работодателем трудовой договор.
Промт* — запрос, подсказка, или инструкция — те вводные данные, которые вы набираете, когда общаетесь с нейросетью. От правильного промта, то есть корректного запроса, зависит то, насколько релевантной будет информация на выходе.
BING AI** — это новый продукт от компании Microsoft, который объединяет в себе поисковую систему Bing, браузер Edge и генеративную сеть DALL·E.
ФГБОУ ВО ЧелГУ. csu.ru