RU74
Погода

Сейчас+14°C

Сейчас в Челябинске

Погода+14°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +13

3 м/c,

с-з.

733мм 88%
Подробнее
1 Пробки
USD 87,30
EUR 95,46
Образование интервью «Большинства ошибок легко избежать». Составитель ЕГЭ по математике — о том, как подготовиться к экзаменам, и о многом другом

«Большинства ошибок легко избежать». Составитель ЕГЭ по математике — о том, как подготовиться к экзаменам, и о многом другом

Иван Ященко рассказал в интервью, почему нам нужна математика и как программистов может заменить ИИ

Математику многие школьники считают одним из самых сложных предметов

Математика — это не просто примеры, формулы и теоремы, которые после школы мы благополучно забываем. Это фундаментальная наука, важная для инвестирования, строительства космических аппаратов, а также для престижных профессий вроде программирования.

Корреспондент MSK1.RU поговорила с кандидатом физико-математических наук Иваном Ященко, руководителем комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по математике. Он рассказал, в каком возрасте лучше всего начинать готовиться к выпускным экзаменам, почему не все одаренные дети успешны на олимпиадах и как математика может обезопасить нас от уловок маркетологов.

— Поговорим сначала о предрасположенности. Многие про себя говорят «я гуманитарий, я в цифрах не силен». Действительно ли существуют более или менее способные к математике люди?

— Естественно, предрасположенности всегда есть. Так же как мы видим в детях данные для того или иного спорта, в них заложены и способности к разным видам интеллектуальной деятельности.

«Я верю, что каждый ребенок талантлив, просто нужно открыть область его таланта»

Однако важно отметить серьезный момент, который часто портит судьбу одаренных в математике ребят. Это несистемный подход. Например, не повезло с учителем или что-то недоучил и образовался пробел. А если вовремя это не исправить, то против математики у ребенка возникает предубеждение, ему не дается предмет, не потому что он не способен, а просто из-за недостатка базовых знаний.

Отсюда случаи, которые мы видим на массовых олимпиадах: там обыкновенные троечники вдруг решают сложные задачи, не требующие знаний, но требующие логики и сообразительности.

Бывает также, что ребенок не демонстрирует особых успехов до определенного времени. Как, например, низкий щуплый мальчик, который внезапно вырастает в старших классах и становится баскетболистом. В математике бывает точно так же: задатки не всегда проявляются сразу.

— Сейчас одной из самых перспективных областей считается IT. Насколько программистам действительно нужно знать математику? Не важнее ли в их деле базовое логическое мышление?

— На самом деле, если присмотреться к программистам, которые добились больших успехов в своей области, окажется, что у большинства из них математическое образование. Линейным программистам, которые пишут базовые коды для сайтов, приложений, это, конечно, необязательно (хотя в основах всё равно важно разбираться).

«Но для таких специалистов сейчас есть ощутимая опасность, что их заменит искусственный интеллект, который уже успешно пишет код»

Зато тех, кто хорошо знает математику и, кстати, физику, кто способен создавать новые алгоритмы, а не оперировать уже существующими — будут ценить значительно больше.

— Кстати, об искусственном интеллекте. Способен ли он помочь современной математике с какими-то сложными задачами?

— Да, прогресс в точных науках однозначно ускорился с приходом современных технологий. У математиков прошлых веков не было даже калькулятора, все вычисления приходилось делать вручную и на техническую работу в доказательстве теорем уходило гораздо больше времени, чем потребовалось бы сейчас. Компьютеры помогают строить математические модели и быстро их проверять.

— Теперь поговорим о ЕГЭ. Вы были одним из авторов инициативы разделения экзамена по математике на базовый и профильный уровни. Объясните, почему это эффективно.

— Изменения, которые приняли в 2014 году, действительно были необходимы. Тогда выделили три направления требований к математическому образованию. Первый — базовая математика, которая пригодится в жизни представителю любой профессии. Конечно, если школьник учится в гуманитарном классе, от него нет смысла ожидать, что он будет тратить часы на углубленное изучение математики. Ему это время разумнее потратить на предметы своей специализации. Второе направление — математика для технических специальностей. Собственно, это профильный уровень на ЕГЭ. Третье, если вам интересно знать, это творческое направление: создание новых теорий, то, что по-настоящему двигает науку вперед.

В российских ребят есть возможности реализовать себя в математических классах, а если их интересует прикладное направление — в проекте «Математическая вертикаль». Подготовиться к олимпиадам можно на бесплатных математических кружках при школах и вузах и на профильных семинарах Центра педагогического мастерства.

«За последние годы базовые задачи школьники стали решать лучше. Отчасти это потому, что разделение на уровни помогает им фокусироваться на основном»

— На какие темы в ЕГЭ стоит обратить особое внимание при подготовке, в каких заданиях чаще всего совершают ошибки?

— Самое важное, что нужно помнить о причинах ошибок в ЕГЭ, — большая их часть происходит из-за неправильно прочитанных условий. Их очень легко избежать, если просто внимательно вчитаться в задание.

Многие из прочих ошибок связаны, кстати, не со сложными темами из старшей школы, а с базовыми знаниями класса 6, в них у многих есть пробелы. Поэтому в Москве и других городах проводится общегородская диагностика, чтобы понять, в каких темах у учеников не хватает знаний, пока это не вылилось в более серьезные проблемы с пониманием предмета.

— Насколько заранее стоит начать готовиться к ЕГЭ? А то беспокойные родители едва ли не с детского сада покупают сборники с заданиями.

— Если ребенку нравятся точные науки и он планирует связать с ними будущее всерьез, то определиться с этим стоит не позже 6–7-го класса. В 9-м можно, если усердно заниматься, нагнать, но позже — уже сложно. Дело даже не в знаниях, а в мышлении, которое формируется годами.

— Олимпиады по математике — действительно эффективный способ выявить таланты? Чем олимпиадные задачи отличаются от обычных?

— Главное отличие — в ключевой сложности задач. В обычных сложность, грубо говоря, техническая: на тройку нужно решить задачу в два действия, на четверку — в три, а на пятерку — в четыре. Если в школьной задаче есть что-то, что ребенок не проходил, родители справедливо возмущаются. Олимпиадные задачи же требуют необычного подхода: все методы и факты ребенку знакомы, а вот как найти путь решения — с ходу непонятно, и в этом суть задачи, ее главная сложность.

И всё же олимпиада как способ распознать способности не всегда работает. Некоторые ребята в хорошем смысле тугодумы, они не могут решать задачи на время, им нужно основательно обдумать условия, всё проанализировать. Такие тоже часто становятся великими учеными.

— Есть расхожее мнение, что математику изучать незачем, когда в кармане у каждого есть калькулятор. Объясните, почему это не так.

— В нашем цифровом мире математика даже важнее, чем когда бы то ни было. Нам предлагают десятки тарифов мобильной связи, разные опции по вкладам и кредитам, реклама пичкает огромным количеством псевдостатистики. Например, среди математиков нет антипрививочников. Мы просто знаем, что такое статистика и как она работает.

«Отличать правду от маркетинга и помогает математика»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
11
Читать все комментарии
ТОП 5
Мнение
Россиянка съездила в Казахстан и честно рассказала об огромных минусах отдыха в соседней стране
Виктория Бондарева
экскурсовод
Мнение
«Что характерно, против никто не выступал». Эксперт — о повышении утильсбора и том, какие машины будем покупать
Антон Шапарин
вице-президент Национального автомобильного союза
Мнение
Увез бабушку в госпиталь и продал квартиру. Три истории о том, как собственники теряли жилье
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
«Пью оттуда с опаской»: яхтсмен с Увильдов — про медленную гибель озера и кто в этом виноват
Олег Бондарь
Яхтсмен, владелец дома на Увильдах
Мнение
«Восемь полос, а из защиты — "зебра"»: урбанист — о ДТП с кабриолетом, сбившим коляску с двумя детьми
Григорий Шевченко
урбанист, общественный деятель
Рекомендуем
Объявления