Накануне губернатор Челябинской области Алексей Текслер назвал ограничения на случай ухудшения ситуации по коронавирусу. Среди них — перевод старшеклассников и студентов на дистанционное обучение. Учитель истории челябинского лицея № 35, член всероссийского экспертного педагогического совета Министерства просвещения РФ Владимир Брюхов считает, что дистант уже сейчас необходим, потому как многие школы работают на пределе. Публикуем его мнение от первого лица.
— Прежде чем рассуждать о дистанционном обучении, нужно четко расставить приоритеты: здоровье и жизнь или школа. Педагогическое сообщество уже теряет своих коллег из-за новой инфекции, а многие школы работают на пределе. Учителя вынуждены выходить на замены, получая непомерную нагрузку, и уже сами становятся жертвами болезни. Нередки случаи, когда занятия предметников берутся вести психологи и педагоги-организаторы. Ни один учитель не в восторге от сложившейся ситуации, но лучше временный и даже некачественный дистант, чем опасное заболевание с последствиями.
Летом руководство сферы образования регулярно отчитывалось, как успешно наша страна справилась с дистантом. Подтверждаю, какая-то дистанционная работа организована была, но полноценного обучения не было. То, с чем столкнулись ученики, учителя и родители весной, мало похоже на полноценное «обучение с применением дистанционных образовательных технологий».
Дети, которые проводили часы в интернете, ранее отдавали предпочтение общению и развлечению и оказались не готовы к трудоемкой работе по освоению новых знаний даже в привычной для себе среде. Для большинства учителей компьютер был лишь прикладным инструментом, который нужен, чтобы набрать и распечатать контрольную, заполнить отчет, сделать учебную презентацию, показать ученикам видеоролик. Родителей же больше заботили проблемы оценок и «поборов» в школе, чем происходящее на уроках.
Поэтому с понимаем отношусь к протестам тех (не берем в расчет ковид-диссидентов), чьи дети были обречены на самостоятельное изучение скучного учебника и зависающих образовательных платформ, изобилующих ошибками и недочетами. А также тех, чье общение с учителем ограничивалось перепиской в мессенджере и отправкой ответов на электронную почту. Особенно тяжело было начальной школе, именно поэтому сегодня введение дистанта для них не рассматривается.
Главной проблемой в итоге стала неготовность учителей. Для многих почему-то стало откровением, что, как и в любой организации, в школе есть специалисты разной квалификации и разного отношения к своему труду. Кто-то был сразу готов максимально использовать опыт работы с интернет-сервисами и образовательными приложениями, другие учителя с энтузиазмом осваивали новые технологии и открывали возможности цифровой среды, но некоторые предпочли смириться с положением и тихо переждать ковидную весну. Впрочем, обвинять коллег в их неготовности к дистанту — последнее дело. Когда российский педагог в своей массе разрывается между крайностями «на одну ставку есть нечего, а на две — некогда», времени и желанию для профессионального развития попросту неоткуда взяться.
И все-таки были плюсы. Дети высыпались, некоторые могли проходить программу обучения с опережением, концентрируясь на профильных предметах. Родители наконец увидели, как учатся их дети и как работают учителя. Педагоги же обнаружили, как многому им предстоит еще научиться и какие преимущества дает цифровизация в школе. Например, оказалось, что большинство рутинных задач можно автоматизировать, поручив их компьютеру. Сегодня дистанционное обучение и цифровые технологии становятся основой смешанного обучения, когда часть материала ученики изучают самостоятельно, а затем уже очно работают вместе с учителем, разбирая сложные и непонятные вопросы.
Школа — один из самых консервативных общественных институтов, но даже там изменения неизбежны. Уверен, что дистант может, а в случае пандемии, должен быть частью непрерывного процесса обучения. Что для этого нужно? На мой взгляд, как минимум три вещи:
1. Подготовить учителей. Квалификация педагога — основа качественного обучения вне зависимости от его формы. Для этого сейчас создаются специальные центры непрерывного повышения квалификации и запускаются федеральные программы, но без решения давно назревших проблем чрезмерной нагрузки и оплаты труда существенных сдвигов здесь не предвидится;
2. Повышать цифровую грамотность детей, развивать их навыки осознанности и самоорганизации. Часто мы полагаем, что наши ученики прекрасно разбираются в интернете и технологиях — это совсем не так. Весной же мы увидели, насколько снизились результаты детей, которые не были готовы к самостоятельной учебной работе, но эти же ребята не могли похвастаться высокими результатами и во время очного обучения. Одних только предметных знаний давно недостаточно, нужно развивать и «мягкие навыки» ребенка;
3. Обеспечить всех необходимым оборудованием. Технологическое неравенство — уже сейчас один из решающих доводов против новых форм обучения. Планшеты пора выдавать детям так же, как сегодня выдаются учебники в школьной библиотеке.
Список можно продолжать, но уместнее задаться вопросом — было ли сделано что-то из него за минувшее лето и первые месяцы нового учебного года? Отправили ли всех учителей на реальные курсы повышения квалификации? Разработаны ли дорожные карты для школ в случае перехода на дистанционку? Закуплены ли необходимые технические средства, в том числе и для учителей? Сколько школ могут хотя бы частично утвердительно ответить на эти вопросы?
Остается надеяться, что если дистант будет введен, школы все-таки перестроятся и учтут все ошибки весны, а родители найдут силы стать их союзниками в такое непростое для всех время.
Согласны с автором?
Родители первоклассника из челябинской школы хотели перевести ребенка на дистанционное обучение из-за пандемии коронавируса, но столкнулись с трудностями. Тем временем Минобрнауки рекомендовало вузам России отправить студентов на дистант.