Развлечения Геннадий Верясов: «Азия – это один большой рынок»

Геннадий Верясов: «Азия – это один большой рынок»

Геннадия Верясова – директора «Информационной группы 74» – друзья и коллеги считают экспертом по Юго-Восточной Азии...

Геннадия Верясова – директора «Информационной группы 74» – друзья и коллеги считают экспертом по Юго-Восточной Азии. Все из-за того, что он за последний год трижды путешествовал в этом направлении. Первый раз – в составе экспедиции «Номады XXI». Это было путешествие по многим странам: Китаю и присоединенному к Китаю Гонг-Конгу, Макао и Монголии. Зимой он в качестве туриста побывал в Таиланде – как раз за несколько дней до стихийного бедствия. Совсем недавно Геннадий вернулся из еще одной экспедиции по юго-восточной части нашего континента – «Три Тибета». На этот раз путешественники исследовали Китай, Непал и Индию.

Свой рассказ о приключениях Геннадий начал с известной песни из кинофильма «Танцор диско». И добавил: «Если ты хочешь поехать в Индию, ты должен обязательно выучить эту песню. Она будет тебе как паспорт».

– Геннадий, расскажи о маршруте. Как его выбрать?

– Если в первой экспедиции «Номады XXI» пересекали Китай с севера на юг, то во второй раз мы побывали на западе этой страны, в Тибете. Плюс к этому побывали в Непале и Индии. Главным исследованием последней экспедиции стала жизнь местного населения, его культура и быт. Ведь зачастую мы живем в замкнутом мире, у нас существует страх перед незнакомыми нам странами, страх неизвестности. И если мы куда-то едем – к знакомым или родственникам – мы хотим, чтобы нас встретили, разместили. И часто бывает так, что, приехав на вокзал какого-нибудь Новолипецка, мы просто не знаем, куда идти.

Так вот во время экспедиции у меня поначалу тоже был некоторый дискомфорт. Но я приобрел колоссальные навыки и умения, приобрел уверенность в своих силах. Я знаю, какая бы ни была ситуация, каким бы люди меня ни окружали, на каком бы языке они ни говорили, я смогу сориентироваться на местности, смогу спросить дорогу и добраться до нужного пункта.

" hspace=

– И как это сделать?

– Есть языки жестов, бумага и ручка, мимика, в конце концов. Эти две экспедиции научили меня преодолевать трудности общения, языковой барьер. Более того, мне это начало нравиться! Теперь я всерьез подумываю о путешествиях в такие места, которые не известны мне и где меня никто не ждет, где все будет зависеть только от того, как я себя поведу, как буду достигать своих целей.

– Китай отвечает этим требованиям? Там очень трудно без подготовки?

– Попасть в Китай очень просто. Способов – масса. Можно купить туристическую путевку, тебе дадут визу, ты сядешь на самолет, прилетишь, тебя встретят, доставят в комфортабельную гостиницу. Второй путь – ты можешь купить визу в туристическом агентстве и самостоятельно добираться до границы. Например, первый раз мы переходили русско-китайскую границу, купив билеты на поезд Иркутск–Пекин. В последней экспедиции мы ехали через Алма-Аты, то есть переходили казахско-китайскую границу, при этом являясь россиянами. Поэтому, когда мы прилетели из Дели в Москву, таможенники рассматривали наши паспорта и удивлялись: «А где отметка, что вы из России в Индию улетали?» Для них это был нетипичный случай, но, тем не менее, проблем у нас не возникло никаких.

– А какие проблемы могут возникнуть?

– Если говорить о последнем путешествии, то их особо и не было – были нестандартные ситуации. Мы приехали поздно вечером в Алма-Аты, весь следующий день посвятили изучению этого города, а вечером наняли таксиста, который довез нас до китайской границы и там фактически бросил. Сразу скажу, что коррупция на границе в Казахстане процветает, но, видя, что мы граждане другого государства, к нам отнеслись более лояльно и не стали брать большие взятки. Хотя совсем без них не обошлось.

– В смысле?

– Там есть взятки «узаконенные». Например, преодолеть расстояние в 150 метров от шлагбаума до непосредственно таможни можно только на такси. Стоимость проезда в них примерно 50 рублей. И на границе между Казахстаном и Китаем тоже ездят «Газели» и за 70 рублей доставляют путешественников в нужную точку. Причем сервиса никакого – настоящий зверинец. Казахи к этому, наверное, уже привыкли, а я просто хохотал в голос. Представь себе обычную «Газель», в которой едут семь человек: трое сидят, а четверо – полустоят, полулежат, изогнувшись в смешных позах. Ехали мы как раз перед обедом. А у китайцев все точно по расписанию делается. Мы с казахской стороны выехали, а китайская нас не принимает: пограничники обедают. И мы в неудобном положении на жаре ждали минут 15–20, потом кто-то вышел, договорился с китайцами, чтобы они нас приняли. Оформили миграционные карты прямо на таможне, визы у нас уже были. Вся процедура заняла минут 20 – и все. Мы ступили на территорию Китая.

" hspace=

– И что было дальше?

– Мы ехали втроем, и у нас были три огромные сумки. Поскольку нас там никто не встречал, то, когда мы вышли, нас сразу обступило человек 20. Все что-то кричат, предлагают валюту обменивать, обувь почистить, куда-то отвезти, кто-то просто глазеет на нас – интересно же! Тем не менее, в этом гаме мы выбрали простую стратегию: сесть и ждать, когда утихнет ажиотаж вокруг нас.

Нам надо было еще добираться до Урумчи, а это 800 километров. Туда ходят автобусы, но ехать в них сутки очень тяжело, поэтому мы решили нанять такси. На Востоке это сделать не так просто, потому что есть большой риск нарваться на жуликов, да и языка никто не знает: китайцы по-английски не говорят, мы – по-китайски тоже. Тем не менее, через полчаса мы немного адаптировались к новой ситуации и начали действовать. Как только ты начинаешь действовать, сразу находится выход из ситуации. Так, мы совершенно случайно познакомились с каким-то алма-атинским парнем, который знает и русский язык, и китайский. Он нам помог разобраться в ситуации, и за 100 долларов мы арендовали такси, водитель которого даже знал десятка два русских слов.

– Визу, скажем, в Китай трудно получить?

– Очень просто. Ее прямо на границе можно получить. Этот бизнес очень развит в приграничных российских городах. Там есть целые палаточные поселения, где живут люди, зарабатывающие на этом деньги. То есть ты отдаешь такому человеку документы, платишь 60 долларов, и он тебя сопровождает до китайской территории, помогает оформить документы. И все: у тебя есть виза, ты спокойно путешествуешь по Китаю.

– Что в поездке по Китаю было для тебя самым удивительным?

– Интернациональное общение. Мы ехали из Урумчи в Ланчжоу, откуда потом надо было проехать еще 400 километров до Синина, где мы должны были встретиться с основной частью нашей группы. В Урумчи мы купили билеты на поезд до Ланчжоу, сели в него – ни одного русского. Все на нас смотрят, улыбаются. Китайцы вообще очень дружелюбно настроенная нация. Мы их угощали своей едой, они нас – своей. Причем слов для этого не надо было: объяснялись только жестами. И друг друга понимали. Естественно, к нам было повышенное внимание в вагоне, потому что все кругом азиаты, а мы единственные «снежки». Это уже мы себе сами такой термин придумали, потому что уж очень сильно мы выделялись на фоне местного населения. Как если бы в нашем автобусе вдруг ехал бы негр. Конечно, все бы только на него смотрели.

Интересней всего было в Ланчжоу. Мы прибыли на станцию рано утром и хотели по городу прогуляться, а выехать до места назначения ближе к вечеру. Ланчжоу – город абсолютно нетуристический. Там нет этого сервиса, и из нескольких миллионов человек, что там ходили по улицам, туристами были только мы.

Когда мы сдали вещи в камеру хранения и уже собрались пойти гулять, кто-то высказал разумную мысль: как мы вернемся на вокзал, если не знаем, как объяснить это таксистам по-китайски. Да и по-английски они вряд ли говорят – город-то нетуристический. Думали-думали и нашли простой выход: сфотографировать на цифровой фотоаппарат здание вокзала, а потом просто показать изображение таксисту. Сказано – сделано. Сфотографировали и пошли гулять.

По дороге увидели интернет-кафе, зашли. Полным-полно молодежи, они, естественно, немного говорят по-английски. Я попросил одного парня сказать мне на диктофон, как будет «вокзал» по-китайски. Он произнес очень смешное слово – «хуачача». Теперь у нас было изображение вокзала и звуковая запись, так что с объяснением дороги проблем не возникло. Повторяю, они английского не знают, а мы не знаем китайского, но тем не менее все происходило очень комфортно. Это говорит о том, что путешествовать можно, даже приблизительно зная что, где и как.

– Чем еще Китай отличается от других стран?

– Там очень дешевая еда. Буквально на каждой станции продают массу готовой еды, можно перекусить на любой вкус.

– Что можешь сказать по поводу гостиницы?

– Самое главное правило на Востоке: нужно везде торговаться. Азия – это большой рынок, они очень любят торговаться. И даже номер в гостинице, за который назначили цену 600–700 юаней, можно сторговать за 100–200.

– Но это Китай, а вы были еще в Непале, Монголии…

– Мы самостоятельно перешли границу Китая и Непала и намеренно отказались от услуг турагентств. Первое, что нам бросилось в глаза, это шерпы – такая нация носильщиков. Они как муравьи: могут переносить поклажу, которая больше их собственного веса. Этим они зарабатывают на жизнь. Смотришь: идет рояль! А под ним худющий шерп – и несет такую махину. И вот они на границе поджидают туристов, чтобы нести их вещи. Естественно, нас они заметили сразу, тут же налетели, давай что-то лопотать. Но мы действуем по тому же принципу: успокаиваемся, всех разгоняем и решаем, что делать дальше. В конце концов, подвернулся нам парень на джипе, мы наняли его всего за 60 баксов. Потом мы перешли китайско-непальскую границу, купили визы и поехали в Катманду.

Кстати, у подножия Эвереста мы познакомились с бразильцами (они готовились к восхождению), и те нам дали несколько советов по поводу того, где можно остановиться в столице Непала. Мы приехали в ту гостиницу, где останавливались бразильцы, а там мест нет. Мы начали мыслить логически: надо найти турагентство, и там нам уже помогут расселиться. Так и случилось. Мы обратились в первую попавшуюся туристическую фирму, те нам помочь не смогли, но посоветовали другую, где нам дали адрес гостиницы. Правда, те предложили очень дорогие номера, хотя в Катманду жить очень дешево. Тем не менее, надо было отпускать таксиста, и мы остались. Дима и Юля пошли гулять по городу, к вечеру явились и сказали, что нашли гостиницу, где цены намного ниже. Так мы остановились в центре Катманду, в районе Тамэл, заплатив всего по 10 долларов за номер. Уже потом мы познакомились с человеком, который сопровождал нас везде, помогал экономить наши деньги.

– То есть искать аборигена все равно необходимо?

– В принципе, да. Но все равно у тебя есть два пути: либо ты всю информацию собираешь через Интернет, либо приезжаешь на место и по факту ориентируешься. Самое главное – уцепиться за какую-то ниточку. Понятно, что все пытаются на туристах заработать, начиная от турагентств и заканчивая местными предпринимателями. Но выход можно найти и можно сэкономить при этом. Это зависит от вкуса и от того, что ты хочешь получить от путешествия.

– А ты что хотел получить?

– Удовольствие. И от путешествия по Ланчжоу, и от «хуачачи», и от Непала, и от поезда – от всего. Это была некая проверка себя: сможем ли мы пройти полторы тысячи километров по незнакомой стране, с не понятной нам культурой, по совершенно незапланированному маршруту, не зная местного языка. Смогли.

– Можно ли по Юго-Восточной Азии путешествовать на машине? Как там развит автотуризм?

– Если говорить про Китай, то там существует какая-то проблема со въездом. Но в принципе можно. Например, по Монголии мы путешествовали на джипах.

– Тоже наобум?

– Нет, у нас был маршрут. Мы заезжали в пустыню Гоби, в города. Кстати, Монголия в этом плане удивительная страна. Внутри нее существует как будто два государства: Улан-Батор – одно и множество кочевых поселков – другое. В столице живет примерно треть населения Монголии, а остальные – кочуют по ее территории. Мы ехали по степям, останавливались у кочевников. Там все очень приветливые, гостеприимные. Можно переночевать, купить продуктов, запастись водой. Все очень дешево у них.

Например, мы покупали там пятикилограммовую щуку в пересчете на российские деньги рублей за 25. А одни раз мы остановились на ночевку у кочевников, и ночью на стадо баранов напали волки и откусили курдюки нескольким баранам. Все, теперь этих баранов только зарезать, они больше ни на что не годятся. Наутро этих животных зарезали, мы купили одного рублей за 200–300 и ели потом два дня, а команда у нас была – восемь человек. Вот что значит путешествовать по Монголии или Китаю – все очень дешево.

Самое главное, если есть желание путешествовать, не надо ничего бояться. Надо просто брать и ехать. Сейчас практически по любой стране, по любому району можно собрать много полезной информации: как пересекать границу, где лучше всего это делать, сколько это стоит, как искать отели, как торговаться и так далее. И за сравнительно небольшие деньги можно путешествовать, скажем, по Непалу. Я знаю много россиян – это молодые люди, студенты, – которые просто приезжают и живут, или пешком пересекают страну или горы. Непал вообще славиться своим трекингом: там много гор, многотысячников, туда съезжаются альпинисты со всего мира. Поэтому там все дешево и можно безо всяких проблем жить и экономично провести свой отпуск.

ФОТОАЛЬБОМ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления