У вас когда-нибудь просили взаймы два ведра воды? Это было бы не смешно, если это произошло где-нибудь в пустыне Калахари. Ну, сушняк, например, человека замучил! Так нет, дело произошло на Урале, в обычном десятиэтажном доме. Пришла соседка и попросила налить. Это при том, что перебоев в водоснабжении не было. В чем же все-таки дело?
А дело в том, что муж соседки установил водосчетчик. И с тех пор начал засекать время, когда супруга начинала чистить зубы или мыть посуду. Товарищ прислушивался: не слишком ли часто члены семьи спускают воду в унитазе? И так далее, и в том же духе. Как на грех, летом жена поливала цветы перед подъездом. Это же какой же расход жидкости! Просто удар по семейному бюджету. И запретил ей это делать под угрозой бракоразводного процесса. Я за коммунальные платежи в нашей семье не отвечаю. Сколько мы платим за воду, только жене известно. Кстати, почем два ведра воды? Попробуйте, подсчитайте. Лично я – пас!
Можно это назвать предприимчивостью. Но на самом деле, я думаю, это жадность. Просто патологическая. И природа этого явления мне непонятна. Есть у меня товарищ, который во время застолья старается незаметно замахнуть лишнюю стопку. Но вот его-то я, в принципе, понимаю: алкоголизм – это не только болезнь, но и страсть! А вот страсть осуждать можно уже под другим углом. Как говорится, водки много не бывает, но она, как правило, заканчивается в самый критический момент. Водку жалко. Ну, а воды-то кому не хватает?
Это вот в странах загнивающего капитализма давным-давно существует традиция наливать в раковину воду, и в этой воде мыть лицо, руки и чистить зубы. Но ведь на то они и загнивающие капиталисты! Мы загниваем по-другому. Например, кто-то подсчитал, что наливать воду в ведерко и сливать ее в унитаз обойдется дешевле, чем просто давить на спуск! Это же высшее образование наверняка надо иметь? А то!
Каждый порок имеет свое оправдание: мол, человек в свое время настрадался, вот и появилась у него привычка экономить. Например, один народный артист СССР, любимец публики, имел привычку жрать в одиночку. Он имел персональный холодильник с ключом, в котором хранил деликатесы. И со смаком это персонально кушал. А в свое оправдание говорил, что наголодался во время войны. Я вот не представляю, как можно, мурлыкая по-котски, есть втихушку от жены и детей. Во время ленинградской блокады матери умирали, но делились с детьми последней пайкой. Да что там с родными детьми: в 1944 году, когда по Москве гнали жалких и голодных пленных немцев, русские женщины подбегали в ним и совали в руки хлеб и сахар. Это в сталинское-то время! Уж они-то знали, что такое голод...
Жадность – это болезнь что ли? Вот у нас в элитном коттеджном поселке живут довольно обеспеченные люди. Ну, жили они в юности, может быть, скромно, но не бедствовали же! Как говорится, хрен без масла не ели. Но какого черта, имея машины за полтора-два миллиона, выкапывать у соседей сосенки, посаженные перед домом? Или тырить оставленные возле соседского дома поддоны. Можно, конечно, сказать, что вот такие люди, как курочка по зернышку клюют и богатство свое приумножают. Может быть. Но не всегда.
Жадность имеет свои крайности. Вот, например, моя знакомая носила все накопления в... дипломате. Портфели-дипломаты сейчас уже не в моде. И деньги обычно хранят в банках. Но женщина банкам не доверяла. И держала дипломат при себе, как президент «ядерный чемоданчик». Изысканных духов эта женщина не знала и всем ароматам предпочитала стойкий запах «Доширака». Деньги дама копила на черный день. А что ждешь и просишь, то тебе Господь и посылает. Однажды бдительность этой дамы притупилась. Дипломат не стырили, но содержимое каким-то загадочным образом из него испарилось. И смысл жизни для женщины, можно сказать, пропал..
Жизнь – это такая штука: что дал, то и получил. Впрочем, это не всегда так. Или не всегда так явно. Во всяком случае, как мне кажется, любовью и счастьем-то жадные люди обделены по полной. Это, наверное, единственное, чего им не хватает...
Фото: Фото автора