Сейчас многие любят порассуждать о том, что в советские времена цены были низкими, а продукты, несмотря на дефицит, доступными. А хотите посмотреть на реальную разницу цен за последние 34 года? Журналисты NGS.RU не только смогли их сравнить, но еще и поговорили с человеком, который в течение долгого времени вел подробный дневник расходов и доходов. Российского и советского периодов. (Ранее мы с экономистами ответили на 7 наивных вопросов челябинцев о том, почему к Новому году растут цены на всё).
Итак, мы отправляемся в гости к новосибирцам отцу и сыну Родыгиным. О младшем Семене NGS.RU совсем недавно рассказывал, когда он прославился на всю страну, став четвертый раз подряд победителем в интеллектуальном шоу «Слабое звено». Но в этот раз в роли настоящего знатока выступает не Семен, а его отец — Владимир Аркадьевич Родыгин. Именно он последние 34 года фиксировал цены на всё и анализировал разницу.
Хозяин квартиры приглашает пройти в комнату, где уже разложены тетради с подсчетами. Наш герой объясняет, что у него хранится 8 тетрадей по 96 листов — в них записана каждая трата, получка, приход и расход с 1987 года. Именно тогда к нему пришло понимание, что важно делать записи для тщательного ведения бюджета.
— Вот так втянулся и не прекращаю. В 1987-м я работал на Оловокомбинате — так, что заработал пенсию в 50 лет. 11 лет там проработал электриком 1-й категории на вредном производстве. Мне кажется, что получал тогда плюс-минус среднюю зарплату. Оловокомбинат всегда неплохо платил деньги. А высшее образование у меня — инженер-радиотехник, — рассказывает о своей жизни Владимир.
Мы открываем записи, внутри тетради убористым почерком записаны траты, которые сейчас кажутся совсем смешными. Например, в ноябре 1987-го газета куплена за 5 копеек, а проезд в автобусе в то время стоил 6 копеек. Сейчас Владимиру Аркадьевичу 73 года, и по этим записям он может буквально читать и вспоминать каждое событие своей жизни.
— Вот нашел недавно в магазине 5 рублей и сразу вспомнил, как в мебельном магазине «Уют» покупал две кровати, шел к кассе и там лежали 5 рублей — большая сумма. Листали эти тетради и нашли несколько интересных вещей. Было время, когда люди нестабильно зарплату получали, поэтому я работал главным банком — постоянно можно отыскать записи, где люди берут в долг и потом отдают. А в 1993 году запись о продаже двух противогазов за 1 рубль. Но не могу вспомнить, при каких обстоятельствах это было.
До нашего прихода Владимир с Семеном уже начали просматривать записи за все годы и проводить поверхностный анализ. Настоящий клуб знатоков, ничего не скажешь! Делали это таким образом: рассчитывали, сколько на зарплату тех времен и на сегодняшнюю зарплату можно купить, например, булок хлеба или литров молока. Сделали несколько выводов. Например, очень подешевела водка — примерно в 4 раза. На вопрос о том, какие выводы можно сделать, Родыгины смеются и предполагают, что народ спаивают. Еще отмечают, что очень подорожали яйца, особенно со скачком текущего года. Говорят, что яйца неоправданно дорого стоят по сравнению с ценами советского времени.
— Когда обвалился рубль, неприятные ощущения были. Тем более всё время в очередях стояли. Талоны были 10–15 видов. Оловокомбинат очень выручал, выдавали консервы за деньги. Помню, приносил прямо упаковку консервов домой, вещи привозили. Всё это было в счет зарплаты, но по дешевке. А в свободной продаже ничего не было. Деньги всё равно хоть как-то зарабатывали, а на улице ничего не купишь. Нехватка была, конечно. В то время всё равно как-то доставали, не голодали. Огород у нас был, далеко, правда, картошка там была и что-то еще по мелочи, — вспоминает Владимир Аркадьевич.
Мы долго ищем расходы на оплату ЖКУ, чтобы сравнить их стоимость с текущим уровнем. Наш герой вспоминает, что некоторое время даже не знал, сколько составляет плата за ЖКУ: ее вычитали прямо из зарплаты. Но несколько более поздних оплат всё же удается найти.
— На Оловокомбинате часто в горячем цеху работали. После него было в удовольствие выпить по кружке пива. Недавно покупал лекарства, отдал 12 тысяч рублей, а раньше таких лекарств не было. Никогда чеки не проверял, бутылку молока и булку хлеба купишь — какой чек? Нормальная пенсия составляла 120–130 рублей. Моя пенсия считается повышенной из-за опасного производства, — комментирует Родыгин вопросы автора НГС о записях.
Список продуктов из раза в раз примерно одинаковый: часто встречаются хлеб и молоко, расходы на транспорт. Но иногда проскакивает и что-то необычное для 2021 года, вроде 1 рубля 30 копеек, которые отдали за поздравление через телеграмму, или 40 копеек, полученных за сдачу макулатуры.
Мы проанализировали записи из тетрадей Родыгина-старшего и составили инфографики, которые показывают реальный рост цен с 1990 до 2020 года. За основу взяли самые частые продукты из продуктовой корзины: хлеб, молоко и яйца, а также ту самую подешевевшую водку.
Мы также попытались понять, как менялась стоимость на ЖКУ, а также на проезд в метро и автобусе. Если в 1990 году плата за проезд на автобусе составляла 6 копеек, то в 2021 году стоимость в Новосибирске, например, подняли до 26 рублей.
Недавно нашел подшивку газеты «Аргументы и факты» 80–90-х годов. Вспоминает, что в то время это была передовая газета, «законодатель мод». Следом достает еще несколько тетрадей. Среди них записи о прочитанных книгах и просмотренных фильмах с 1963 года. Вести этот дневник начал в 8-м классе — о каждой прочитанной книге упомянуто количество страниц и год выхода.
Всего за свою жизнь наш герой прочитал 3847 книг. В кино Владимир Аркадьевич сейчас не ходит и телевизор не смотрит, а в свободное время в основном читает.
А еще Владимир Родыгин со своей семьей провел серьезное исследование, чтобы составить полное генеалогическое древо. На фото можно увидеть то самое древо — удалось найти даже тех предков, которые жили 500 лет назад, во времена Ивана Грозного. Сам Владимир очень тепло отзывается о работе, которую они проделали, чтобы знать всё об истории своей семьи.
Записи Владимира, может, когда-нибудь будут интересны его внукам, но пока, как он сам говорит, они слишком малы, чтобы проявлять к этому интерес. Но можно не сомневаться — обязательно проявят! Не может такой труд пропасть даром. Вот что он сам говорит:
— Я начал записывать родословную с прадеда — всего нашел около 500 родственников. Интерес к этому у меня появился с детства, потому что часто к родителям приезжали гости и начинали вспоминать о разных людях. Я не понимал, кем они все друг другу приходятся, и мне захотелось разобраться с этими непонятными для меня связями. Много вещей я узнал, много что можно о родословной рассказать: на Великой Отечественной войне у нас умерло 13 родственников, а деда моего репрессировали в 1939 году, он умер в тюрьме. В основном в нашем древе все были крестьянами, рабочими людьми.
Сам я родился в Кировской области. В Свердловской области закончил 11 классов, потом вернулся на родину. В армии отслужил 2,5 года топографом-геодезистом, делал привязку ракет на местности. Во время службы готовился к поступлению в Казанский университет, но передумал и поехал учиться на вечернем отделении Уральского политеха (в настоящее время: Уральский федеральный университет. — Прим. ред.).
Там же мы познакомились с женой. Она работала секретарем в деканате, а я неожиданно для себя оказался старостой группы. В 1976-м у нас родился старший сын, Роман, и мы переехали в Новосибирск. В 1980-м родился второй сын, Семен. Жена умерла уже 12 лет назад, а разошлись с ней еще раньше — она захотела развода. Мы сейчас с сыновьями каждые выходные собираемся обязательно, играем в карты. Старший сын очень хорошо играет, часто обыгрывает. Он программистом работает, постоянно меня деньгами «пугает», хочет, чтобы я перестал экономить и ни в чем не нуждался. Такие вот у меня дети.