![](https://n1s1.hsmedia.ru/30/0a/a3/300aa3cd7896180924b9c4e4053f6468/656x468_1:5593_0c49f6ab90bda7f4ef83cb7a27e96a78@2050x1462_0xdS08rIIf_4403972189467936600.jpg.webp)
Coca-Cola прекратит производить и продавать напитки и другие продукты компании в России. Полки магазинов не опустеют в одночасье — запасов газировки должно хватить как минимум на месяц-другой. Но торговцы уже ищут «Кока-Коле» и «Пепси» замену. Производители и торговля думают о том, чем их заместить, предлагая потребителю свои варианты. Обозреватель НГС Стас Соколов обошел магазины в поисках колы, которую можно купить там уже сейчас. А редакция попробовала аналоги вслепую, пытаясь сравнить с оригиналом. Результат оказался неожиданным.
Что за кола
Напиток этого типа придумал, как известно, аптекарь из Атланты Джон Пембертон, который изначально вообще-то действительно хотел сделать некое снадобье для пациентов, страдавших упадком сил. Название происходило от листьев коки (тогда еще производимый из них кокаин не был под запретом) и орехов растения с общим названием «кола» (они служили источником кофеина). Примечательно, что продукт Пембертона представлял собой сироп, который нужно было растворять в газированной воде, которая в те времена также считалась весьма полезной для здоровья. Торговый знак Coca-Cola был зарегистрирован в США в 1893 году.
С тех пор утекло (точнее выпито) много этой самой колы, которая, лишившись первой части зарегистрированного наименования, стала названием просто некоего типа напитков. В которых не было уже ни листьев коки, ни даже кофеина. Сегодня это просто сладкая газировка (это по-прежнему важно) коричневого цвета, где самым главным ингредиентом является карамель. Колу производят все кому не лень, но именно «Кока-Кола» по-прежнему остается лидером мирового рынка прохладительных напитков.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/86/1f/86/861f86d72540ae40d5e2fc53f96f2291/656x492_1:5593_96494630f827fc3a8ccb2707054d793f@2750x2062_0xNIOfD5sU_5942276449660184917.jpg.webp)
Что мы пробовали
Мы купили в общей сложности шесть образцов колы разных производителей из разных регионов (и даже стран). Среди них оказалась и кола из магазинов фермерских продуктов, и газировка, сделанная «на ледниковой воде», и продукция пивоваренной компании, и даже бренд из соседнего Казахстана. При этом мы сразу исключили из выборки самые дешевые колы, которые продаются в торговых сетях под собственным брендом (в районе 40 рублей за бутылку 1,5 литра). То есть цена образцов была более или менее сопоставима.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/10/26/0a/10260af3b30adb7db451196df3862b8b/656x420_1:5593_1f41ef4ca3776ac5f3c6d143c3174f12@2320x1482_0xemyAhlZc_0090946463050925944.jpg.webp)
Не все образцы удалось купить в бутылках одинакового размера, так что цена указана в пересчете на литр. Все бутылки были замотаны фольгой, и участники не видели этикеток. Хотя по размеру и форме, конечно, могли догадаться о названии того или иного образца. Тем не менее нам удалось найти почти в каждой торговой сети какие-то колы (часто помеченные как новинки), продающиеся в более дорогом сегменте. Хотя такая газировка всё равно стоит, как правило, дешевле американской. Вот наши результаты от худшего к лучшему.
«Бавария Кола» — 4,7 балла из 10
Производитель: ООО «Группа компаний "Пивоваренный дом „Бавария“"» (Владикавказ, РСО — Алания, Россия);
цена: 108 рублей за литр.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/dc/00/57/dc00574af3fe6a56d3cb3817fb93a818/656x656_1:5593_ec58a7002ba2bb6098646386d85b2e3e@1833x1833_0xYxS2ka4N_1714343612818156618.jpg.webp)
Кола от пивоваров с Кавказа имеет идеальный для импортозамещения дизайн. На бутылке написано просто «кола», даже логотип не особо заметен. В составе кроме сахара здесь еще и некая «смесь подсластителей». В остальном стандартный набор: лимонная и ортофосфорные кислоты, сахарный колер, бензоат натрия (консервант).
Это единственный образец в стеклянной бутылке, но это его не спасло. Содержимое показалось и приторно сладким, имело какой-то неприятный тон в аромате. В общем, его забраковали или оценили невысоко все без исключения. Почти всем он показался недостаточно газированным.
«Сладинка» — 5,4 балла из 10
Производитель: ЗАО «Водная компания "Старый источник"» (Минеральные Воды, Ставропольский край, Россия);
цена: 53,3 рубля за литр.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7d/ed/7c/7ded7c45c8601b479d60c1f576775937/656x656_1:5593_cd52d3711e1cc13794e9ef426ae3f738@1769x1769_0xilWB0O4G_5265162367068944375.jpg.webp)
Состав почти стандартный (вода, сахар, ароматизатор, краситель, кофеин, лимонная кислота, бензоат натрия), но в качестве подсластителя указана фруктоза. На этикетке обещана вода «ледникового происхождения».
Эта кола многим показалась тоже слишком сладкой и недостаточно газированной. Несколько человек унюхали в ней запах лекарств, каких-то трав и даже моющего средства.
Кола на сахарном сиропе — 6,2 балла из 10
Производитель: ИП Сухотерина Н. С. (село Шипуново, Алтайский край, Россия);
Цена: 107 рублей за литр.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7a/be/72/7abe72fc7a0da2b1262aa6390aa624e9/656x658_1:5593_b2cb498a1d8640278adf33c0cccf340d@1696x1701_0xxGXa9p6v_6726097774013287053.jpg.webp)
Неожиданно дорогая сельская кола из Алтайского края, у которой вместо названия на этикетке указано то, что она делается с сахарным сиропом. Таким образом производитель, видимо, пытается подчеркнуть, что не использует искусственные подсластители (которые действительно встречаются у других производителей). Указанный состав самый лаконичный: кроме собственно сахарного сиропа и воды здесь только ароматизатор и консервант.
В целом этот образец большинству даже понравился. Его нашли разве что слишком простым: как «газировка из 90-х». Стало понятным, кстати, зачем конкурентам подсластители (одновременно с сахаром). Просто сиропа в данном случае оказалось недостаточно, чтобы все восприняли напиток достаточно сладким. Но, по крайней мере, хоть ничего лишнего, вызывающего сомнения.
Jumbo Cola — 6,4 балла из 10
ТОО «Юникс Beverage» (Шымкент, Казахстан);
Цена: 113,3 рубля за литр.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c7/fb/82/c7fb821fdaad06a04929830b08c5b176/656x656_1:5593_56d9f8eed93751de5482e9c76d41916f@1699x1699_0xvUqekjho_1036623050147870643.jpg.webp)
Кола из Казахстана, которую еще недавно везти в Россию вряд ли имело смысл. А вот теперь для казахских производителей открылось окно возможностей. Состав стандартный, ничего не привлекает внимания. Бренд в России тоже, прямо скажем, не особенно раскрученный. Не очень понятно, в общем, почему эта газировка стоит даже дороже, чем американский оригинал.
В аромате и послевкусии многие заметили какие-то непривычные нотки. Что-то травяное, лекарственное. Что-то непривычное, не похожее на обычную колу.
«Лимонад Кола» — 6,7 балла из 10
Производитель: ИП Головко И. А. (Новокузнецк, Россия);
Цена: 66 рублей за литр.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8e/b5/16/8eb516d90ab34a4f9edc92bcdfd26145/656x656_1:5593_fb855c16e68bbe902ac1f8f18f688f33@1716x1716_0xKcQr11Pc_3384248436217268153.jpg.webp)
Поскольку куплен это образец в магазине фермерских продуктов, то и называть эту колу можно фермерской. Состав интригует. Здесь нет никаких готовых ароматизаторов, а указан довольно длинный список ингредиентов, которые формируют похожий на колу вкус и аромат: экстракты цитрусовых масел, имбиря; масла эфирные пряноароматические: гвоздики, корицы, кардамона, мускатного ореха; терпинеол натуральный. Что важно, в списке нет консервантов, поэтому и срок хранения этой газировки всего 30 дней.
Впечатления были довольно противоречивыми. Во-первых, эта кола наименее сладкая. Кому-то это очень понравилось, кому-то — совсем наоборот. А еще сразу несколько человек приняли «фермерскую» колу за «Пепси». В общем, если что, то мы нашли замену и для этого бренда тоже.
Coca-Cola classic — 9,1 балла из 10
ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» (Новосибирск, Россия);
Цена: 100,4 рубля за литр.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0e/02/16/0e0216c58ca55b6ec358262b038a84d1/656x656_1:5593_f04ca8cfbfe22f7edc995a0a8b87532e@1741x1741_0x84AubIPQ_0816913913655572217.jpg.webp)
«Кока-Кола» новосибирского производства в обычной пластиковой бутылке. Точнее, не совсем обычной — ее объем — 0,9 литра. На что только не идут эти лидеры рынка, чтобы заработать дополнительные миллионы рублей. Состав классический, всё, что отвечает за вкус и аромат, спрятано за формулировкой «натуральные ароматизаторы».
Не все были уверены, что перед ними именно «Кока-Кола», поэтому осторожно оценили в восемь-девять баллов. Но в целом американская газировка оправдала ожидания даже без лейбла.
Fresh Cola — 9,4 балла из 10
ООО «Производственная компания "Лидер"» (Люберцы, Московская область, Россия);
Цена: 60 рублей за литр.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/39/04/8d/39048d4e736d13aed0480b3565a21abe/656x656_1:5593_9298b0bb0835783db26028749f9b055c@1833x1833_0xwuUh58f0_2476515309577885745.jpg.webp)
Собственная торговая марка компании X5 Retail Group (владелец сетей «Пятерочка» и «Перекресток») для газировки в средней ценовой нише. Цвета повторяют в целом гамму глобальных брендов. Но это уже, скорее некий отраслевой стандарт, чем попытка что-то скопировать. В составе два ароматизатора («Тип Кола часть 2» и «Тип Кола часть 1»), ну а дальше всё как положено: ортофосфорная кислота, бензоат натрия — всё как любят поклонники сладкой газировки.
Fresh мы пробовали раньше настоящей «Кока-Колы», и почему-то именно его практически все приняли сначала за оригинал. И нужно отдать должное технологам — сделана эта газировка действительно максимально похоже. А разница в цене примерно указывает на разницу в рекламных бюджетах. В общем, если вдруг у вас выработалась к «Кока-Коле» какая-то привязанность, вы можете быть спокойны — «Пятерочка» о вас уже позаботилась.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/aa/91/5f/aa915f0d8a9aac308857efcfae8c901d/656x438_1:5593_99abeb540cc3bb65b39ac86420e161fb@3000x2000_0xDD8D7643_5510995212960780995.jpg.webp)
Можно сколько угодно иронизировать над людьми, привыкшими к какому-то продукту, но если такие люди есть, то найдутся и те, кто захочет на этом заработать. В этом великое преимущество рыночной экономики. Так что даже если «Кока-Кола» исчезнет с полок наших магазинов, то вполне реально найти напиток, который именно вам будет напоминать знакомый вкус. Правда, ощущения единения с большей половиной человечества, которое дают глобальные бренды, уже будет не вернуть. Но это, в общем, не самая страшная потеря.
Также НГС попробовал несколько образцов традиционно импортного алкоголя, выпускаемого теперь и в России.