ƒети поют, замечательно поют, но лица их слушателей словно инеем покрыты. Ќоль эмоций. Ёто женщины, отбывающие срок в колонии, и их родившиес€ в неволе малыши. ѕостепенно, нота за нотой, детское пение пробивает эту лед€ную корку. ј когда маленькие артисты вывод€т в хоровод маленьких зрителей, все вдруг мен€етс€ кардинально – женские лица станов€тс€ материнскими, глаза излучают любовь и тепло. Ќеверо€тно выразителен этот эпизод из фильма, рассказывающего о студии «—ветлое будущее» ‘онда ќлега ћит€ева. ќ будн€х и первых успехах этого проекта, о том, могут ли благотворительностью заниматьс€ сами дети, мы говорим с одним из создателей уникальной студии, педагогом јнной ћара.

∆елание делитьс€

– јнна, вы стали волонтером в середине 90-х. ћожете сравнить те времена с днем сегодн€шним? „то изменилось?

– “огда, в середине 90-х, все начиналось стихийно. — желани€ людей, которые почувствовали, что жить надо, дел€сь с другими тем, чем можешь поделитьс€. ћы с мужем тогда помогали беспризорникам, которых немало по€вилось на улицах ћосквы. ѕотом переехали в ѕермь. ” нас была команда из восьми иностранцев, в этой группе € была единственной русской. ћы собирали продукты и одежду дл€ детских домов, стремились заставить органы власти решать проблемы беспризорников. ћного чего делали.

1 / 2

ј сейчас этот стихийный процесс стал обретать пон€тные, чЄткие рамки. —егодн€ созданы услови€ дл€ того, чтобы можно было делать добрые дела грамотно, эффективно. Ќаш проект «—ветлое будущее» успешен, потому что есть некоммерческое партнерство – ‘онд ќлега ћит€ева как некоммерческа€ организаци€ и ƒворец пионеров и школьников имени  рупской как муниципальна€ организаци€. —ейчас государство поощр€ет такие тандемы. » наш опыт подтверждает, что это путь верный и эффективный. ” фонда есть идеи и спонсоры – прекрасные серьезные люди, которым не чужды вопросы воспитани€ подрастающего поколени€, и они это тоже делают по зову души. ј дворец пионеров – прекрасна€ площадка дл€ осуществлени€ такого проекта. Ќам выделены аудитории дл€ зан€тий, на сцене дворца проход€т наши концерты и встречи с друзь€ми фонда – музыкантами, артистами, известными людьми.

– — какими детьми вы работаете?

– — детьми, в семь€х которых доход ниже прожиточного минимума, с детьми из неполных семей, с воспитанниками детских домов и реабилитационных центров… всего 130 детей. ћы обучаем их вокалу и сценическому движению, у них есть свое телевидение —ќћ-“¬, дл€ которого они готов€т передачи благотворительной направленности. ќни рассказывают сверстникам, чем можно зан€тьс€ в 12-15 лет. ≈ще есть наш сайт, где все это дублируетс€.

1 / 18
¬оспитанники студии сделали открытки дл€ благотворительной €рмарки  апустник хора ќткрытый урок студии —тудийцы и ƒмитрий ’арать€н —тудийцы на »льменском фестивале —тудийцы читают сонеты ’ор студии - младшее и старшее отделени€

– ¬ы делаете телепрограммы?

– ≈сть несколько авторских передач. «¬лог» (видеоблог), где наши дети выступают участниками различных благотворительных или культурных меропри€тий и рассказывают о них. ≈сть передача, котора€ называетс€ «¬сЄ насто€щее – дет€м». ¬едущий этой передачи —емен приходит к знаменитост€м, приезжающим в наш город, и задает им 10 вопросов. ќн спрашивает о том, что волнует сегодн€шних 15-летних молодых людей. ѕоследнее интервью было с Ѕорисом √ребенщиковым.

– —вое телевидение – это попытка расширить границы вли€ни€?

– ћожно и так сказать. ћы развивались гармонично, исход€ из интересов детей. ѕервое, что пришло на ум, научить их петь, потому что все мы умеем это делать. ѕоэтому сначала открыли вокальное отделение, набрали хор, это были маленькие дети. ѕедагогом-хормейстером стала неутомима€ “ать€на Ўалагинова, а концертмейстерами – —ветлана —олодова и мой муж, музыкант и педагог ƒжесси ћара. ј когда решили работать с подростками, то подумали, что заинтересовать их только хором будет сложно, поэтому набрали группу актерского мастерства, чтобы раскрепостить реб€т, пон€ть, кто на что способен. » предложили им заниматьс€ либо уличным театром, либо попробовать себ€ на телевидении. 60 воспитанников студии сейчас увлечены этим направлением. ѕостепенно штат педагогов вырос, сегодн€ это 15 замечательных специалистов своего дела. —туди€ существует уже п€ть лет, через нее прошли более 250 детей (500 – это семьи целиком). Ќо наша основна€ задача неизменна – мотивировать детей к творчеству и к благотворительности.

ѕрежними уже не будут

– –асскажите о главных успехах студии.

– Ќе надо забывать, что мы работаем со сложными детьми. » особенно важно было в первые мес€цы нашей работы – их удержать. ј сегодн€ у студии есть уже свои выпускники, которые только-только начинают студенческую жизнь в техникумах, училищах; есть мальчик, который поступил в ё”р√»» на актерский факультет – как-то мы повли€ли на выбор профессии. » они посто€нно прибегают нам помогать. ¬ этом году выпускаетс€ группа 11-классников, мы их уже перевели на свободный график посещени€, понима€, что у них экзамены.

» есть у нас сегодн€ дети, которые занимаютс€ в уникальном коллективе, он называетс€ «ћировые песни». » по составу, и по репертуару это интернациональный коллектив, они поют на разных €зыках мира. — ними работает прекрасна€ команда педагогов. Ќапример, —ветлана јндри€нова, котора€ подготовила не одну пле€ду вокалистов, ¬ладимир Ѕатраков – прекрасный аранжировщик. Ёто была иде€ ќлега ћит€ева, чтобы мы говорили с детьми о диалоге культур. ѕоэтому сегодн€ у нас не только инклюзивное образование, но еще и интернациональный коллектив.

1 / 2

Ќо особенно радует то, что прежними эти дети уже не будут, потому что столько позитивного вли€ни€ на них оказывают наши педагоги.  ак сухой попкорн взрываетс€ в микроволновке и обретает новый вид, вкус и запах, так преобразовываетс€ и сознание ребенка, когда он занимаетс€ в нашей студии. ќн начинает понимать, что в мире столько всего интересного! » все это ему доступно! «начит, он чего-то стоит, он не ничтожество.

– Ѕыли случаи, когда дети уходили от вас?

– »х значительно меньше, чем тех, кто остаетс€, но каждый уход ты всегда рассматриваешь как личное поражение. — другой стороны, € понимаю (у мен€ 20-летний опыт в педагогике), что не все одинаковы, не у всех получаетс€ работать в системе. —ложнее всего пережить уход тех детей, которые возвращаютс€ на улицу. Ќо мы не сдаемс€, мы продолжаем следить за их судьбой, мы все про них знаем, стараемс€ придумать другие способы взаимодействи€ с ними, предложить что-то другое. ” нас есть не только вокальное и актерское мастерство, не только телевидение, английский €зык и мирова€ культура, не только этико-эстетический гуманитарный курс, но и школа благотворителей. ѕлюс дети участвуют в масштабных меропри€ти€х: в »льменском фестивале, в церемонии вручени€ премии «—ветлое прошлое», где они работают волонтерами.

Ќе только права, но и об€занности

– Ўкола благотворителей – это что?

– ћы с мужем работали и с одаренными детьми, и с детьми, оказавшимис€ в трудной ситуации. » сегодн€ мы уверены, когда речь идет о дет€х с трудной судьбой, то прежде всего надо решать вопросы воспитани€. Ёто важнее всего, хот€ и труднее. Ќапример, очень часто у детей, которых, скажем, предали собственные родители, которые воспитываютс€ в детском доме, вырабатываетс€ потребительское сознание: им все должны. Ёто вполне объ€снимо – они не получили всего того, что должны были получить. » это бездонный колодец. Ќо эмоционально мы можем его наполнить. Ќе только тем, что мы поймем каждого ребенка, посочувствуем ему, отогреем своим теплом, но и тем, что мы его научим делу: ты должен, ты можешь, и есть вопросы, которые ты об€зан решать. Ќужно говорить этим дет€м, что у них есть права, но есть и об€занности. ѕотребительское отношение переломить сложнее всего, вот дл€ чего была придумана школа благотворителей, где заглавными буквами написано «творителей», потому что они сами твор€т это благо.

– ¬ы учите их помогать другим?

– ƒа, мы изначально говорили о том, что надо не рыбу им дать, а надо научить их ловить рыбу, научить настойчивости, терпению, старанию, дисциплине, ответственности. Ёто очень сильно развивает детей. Ќаша перва€ задача – дать им гуманитарное образование и воспитание – то, чего сейчас школы делать, к сожалению, не успевают. √де-то хот€т это делать, но нет возможности углубл€тьс€ в это как ћакаренко. ” нас така€ возможность есть и мы стараемс€. » наше гуманитарное образование зиждетс€ на том, что мы учим их делать добро.

” реб€т есть несколько собственных проектов, они сами их придумали. ћы научили их, как составить план, смету, как сделать, чтобы это было действенно и регул€рно. Ќе просто собрать игрушки и отнести их в детский дом, а подружитьс€ с детдомовцами и вместе с ними сделать хорошее дело, например, дл€ центра помощи особенным дет€м ««вездный дождь», а потом вместе с этим центром сделать что-то особенное дл€ других детей… “о есть дружба основана на правиле: все делаем вместе.

ƒругой проект – «ѕеро надежды», где наши дети работают почтальонами. –еб€та придумали почту между детьми, которые лежат в онкогематологическом отделении и воспитанниками детского дома, которые страдают ¬»„-инфекцией. Ёти дети не могут встретитьс€ в жизни, но они могут переписыватьс€. –аз в неделю наши реб€та приход€т в детский дом, собирают почту, все регистрируют в журнале, сворачивают треугольники, став€т печати. ѕотом эти письма отвоз€т в больницу. “ам забирают ответные письма, помогают написать ответы самым маленьким…

– “о есть студийцы начинают себ€ чувствовать немножко взрослыми?

–  онечно, хот€ мы всегда р€дом с ними. ѕри этом реб€та знают, сколько сто€т бахилы и маски, сами все закупают, ведут смету. ƒелают это по очереди. ¬ конечном итоге, они могут научить других быть благотворител€ми. ¬ нашей школе благотворителей есть краткий курс (два мес€ца) обучени€, где реб€та учатс€ быть волонтерами, знаком€тс€ с неким кодексом волонтера, с этикетом, функционалом. » есть курс, где дети учатс€ самосто€тельно придумывать благотворительные проекты и подавать за€вки на гранты ‘онда ќлега ћит€ева в рамках проекта «ћировые дети». ћы учим их, как составить за€вку на грант, как отчитатьс€ за полученные деньги.

– “аким образом, в вашем проекте задействовано уже больше чем 130 детей?

– Ёто правда. Ўкола благотворителей выпустила уже два курса, на одном занимались 30 воспитанников ƒетского общественного совета при уполномоченном по правам ребенка, второй курс – 25 учеников 48-й чел€бинской гимназии. » теперь они вместе с нами работают волонтерами. Ќа наших открытых уроках, которые мы дважды проводили в „ел€бинске, а также в ћиассе, в ƒолгодеревенском, в «латоусте, побывало немало детей. ќни также подают за€вки на гранты и реализуют свои проекты. ћогу сказать, что вместе с нами уже около трех тыс€ч реб€т работают в этом проекте. » это здорово. ј на творческие встречи с ќлегом ћит€евым, с его друзь€ми мы всегда приглашаем весь город.

Ѕольше, чем игра

– Ќепочатый край работы, как в этом не утонуть?

– ’очетс€ объ€ть необъ€тное. Ќевозможно отказатьс€ от новых хороших идей, и мы редко отказываемс€. ћного хороших идей рождаетс€ у ќлега ћит€ева, у руководителей фонда, и все это несет пользу нашим дет€м. ¬ этом году мы будем вновь принимать участие в организации детской площадки на »льменском фестивале. Ѕезусловно, фестиваль в последнее врем€ развернулс€ лицом к дет€м. ¬се дети, которые были на фестивале в прошлом году, прин€ли участие в съемках клипа ќлега ћит€ева « уда пойти учитьс€» и во флэшмобе с запуском шаров. Ѕыло много места выделено дл€ детей на главной сцене фестивал€. » все это помогают организовать наши реб€та и педагоги студии.

1 / 2

– ƒл€ детей это праздник?

– ≈ще бы! ”же сейчас начинаетс€ соревнование, кто поедет на »льменку. ѕотому что нужно обладать серьезным уровнем ответственности, потому что каждый ребенок отвечает за какое-то дело, все расписано.  онечно, мы их страхуем, но тем не менее дл€ них это больше, чем игра. Ёто серьезное дело и больша€ честь. “олько так и можно вырасти инициативным, ответственным человеком. ¬сем детским вещам они научатс€ и без нас.  онечно, мы работаем с ними как с детьми, мажем зеленкой разбитые коленки, водим за руку, беспокоимс€ о них. Ќо сегодн€ со старшими детьми уже не надо н€нчитьс€, они многое могут и хот€т делать сами. √лавное, что требуетс€ от нас, воврем€ поднимать планку, иначе им станет скучно.

– ќни мечтают стать педагогами?

– ћногие говор€т о том, что станут педагогами, что мечтают быть нужными, что хот€т вернутьс€ в студию работать с детьми. » это уже исполнение нашей мечты.