12 марта в Карталах Челябинской области похоронили главу района Александра Рекунова. В ночь с пятницы на субботу его нашли повешенным в гараже коттеджа. У правоохранительных органов версия однозначная – Рекунов покончил жизнь самоубийством. Похороны главы района превратились в настоящее массовое шествие. В местный досуговый центр «Россия», где проходило прощание с Рекуновым, тянулись толпы как людей пенсионного возраста, активно поддерживавших его во время предвыборной кампании, так и молодежи. Главу района, который в свое время был начальником Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги, провожали долгими тепловозными гудками.
До своего дня рождения Рекунов не дожил буквально несколько дней: 16 марта ему должно было исполниться 68 лет. Представители администраций города Карталов и Карталинского района от официальных комментариев по поводу случившегося пока отказываются, ссылаясь на то, что смерть главы стала для всех большой неожиданностью. Имя преемника Рекунова тоже пока не называется, в ближайшее время его кандидатуру должны определить карталинские депутаты.
Тем временем в Карталах активно обсуждаются версии самоубийства Рекунова.
По информации, полученной корреспондентом Chelyabinsk.ru из неофициальных источников, косвенной причиной произошедшего могли стать результаты проверки, проведенной областной Контрольно-счетной палатой. По поручению губернатора ее представители с 19 февраля по 7 марта работали в Карталах и обнаружили многочисленные нарушения в деятельности районных властей. На прошлой неделе из-за финансовых нарушений была закрыта газета «Карталинский вестник», которую создавал Александр Рекунов.
Вторая версия связана с состоянием здоровья главы района: по словам очевидцев, у Рекунова были серьезные проблемы с гортанью, которые серьезно беспокоили его.
Третья версия – работа ОБЭП. В последнее время в отношение замов Рекунова было возбуждено несколько уголовных дел. Говорили, что аналогичные действия могут быть применены и к самому главе района. И, наконец, последняя версия связана с криминальным прошлым Александра Рекунова. В свое время он отбывал наказание в местах лишения свободы. Возможно, у главы появился большой долг перед «друзьями из прошлого».
Напомним, в 1998 году Челябинский областной суд приговорил Александра Рекунова к пяти годам лишения свободы и конфискации имущества, а также лишил его права занимать должности на госслужбе. Тогда главу района обвинили в ряде преступлений. В частности, в краже 11 вагонов металла на сумму почти два миллиарда рублей. Правда, пять вагонов с металлопродукцией не успели реализовать, поэтому невозмещенный ущерб составил 1,3 миллиарда рублей. Кроме того, Рекунов и его подельники участвовали в хищении 10 автомашин «Волга» общей стоимостью 440 миллионов рублей. И наконец, главу района осудили за получение взятки: в декабре 1994 года он получил 2,7 миллиона рублей за то, что выделил одной из московских фирм вагон дефицитной белой жести. В злоупотреблении служебным положением Рекунова обвиняли и за то, что, будучи начальником Карталинского отделения ЮУЖД, в 1993 году он дал одному из кооперативов 12 миллионов рублей якобы на покупку товаров для железнодорожников. Рекунов все обвинения отрицал, заявляя о заказном характере дела.
В заключении он провел около восьми месяцев, затем был амнистирован. Его избрали депутатом районного совета, а в марте 2005 года Александр Рекунов повторно стал главой Карталинского района. Однако дела на этом посту у него шли из рук вон плохо. В августе прошлого года в районе разразился политический кризис. Главы сельских образований и Карталинского городского поселения, заручившись поддержкой районного собрания депутатов, выразили недоверие Рекунову, обвинив его в неспособности организовать работу местных администраций. В обращении к губернатору Челябинской области Петру Сумину депутаты попросили отстранить Александра Рекунова от должности. В связи с этим администрацию района дважды проверяли комиссии областного правительства, выявившие ряд нарушений в ее работе.
Еще один конфликт разразился между Рекуновым и журналистами местной газеты «Карталинская новь» сразу же после избрания его на должность мэра. Журналисты обвинили главу в использовании административного ресурса и утверждали, что Рекунов грубо попирал права журналистского коллектива и пытался отобрать у автономной некоммерческой организации (АНО) «Редакция «Карталинская новь» телевидение и радио. «Глава использует его для проведения рабочих планерок и создания имиджа «народного героя», который борется с “врагами”», – говорилось в открытом письме журналистов. АНО сочла проведение таких прямых эфиров нецелесообразным и приняла решение о переезде телестудии, что стало поводом для начала открытого противостояния. По сути, произошел захват телестудии, а глава района в прямом эфире пригрозил уволить сотрудников, начиная с главного редактора, отобрать помещение и признать недействительным регистрацию АНО.
Главный редактор городской газеты «Карталинская новь» Сания Жамбусинова говорит, что конфликта между ее изданием и бывшим главой района не было. «По крайней мере личного, – уточняет она. – Когда человек идет в политику, он должен быть готов к критике, а господин Рекунов как руководитель района, по моему мнению и мнению учредителей нашей газеты, показал себя не с лучшей стороны. За время его «правления» в разы возросло количество обращений граждан как к губернатору Сумину, так и к президенту Путину».
Даже памятуя принцип «о мертвых либо хорошо, либо ничего», госпожа Жамбусинова характеризует скончавшегося главу района как человека «в меру жестокого, авторитарного до потери рассудка». Участвовать в похоронах Александра Дмитриевича редактор «Карталинской нови» не будет. По ее словам, распоряжение о запрете участия в церемонии сотрудников «Карталинской нови» выдали заместители Рекунова.
Похоже, все-таки конфликт был, некоторые СМИ уже успели обвинить лично Жамбусинову и ее газету в том, что они «довели» Рекунова до петли. Больше всего, по словам редактора «Карталинской нови», ее взбесили именно эти обвинения. Политика и журналистика – бизнес, построенный на нервах и повышенном внимании к темным сторонам личности. Отчасти это сродни работе сотрудников прокуратуры.
Помощник прокурора области Виктор Смок сообщил, что только за прошлую неделю на Южном Урале произошло 36 самоубийств. «Это обычное дело, когда нам приходится сталкиваться с полусотней суицидов. Смерть Александра Рекунова – лишь одна из ряда этих смертей».
Появились уже несколько вариантов предсмертной записки бывшего главы Карталинского района, однако, содержание их противоречиво. «Я слышал лишь о записке, в которой Александр Рекунов просит прощения у родных и близких за то, что собирается сделать», – сообщил Виктор Смок. Пресс-секретарь областной прокуратуры отметил также, что считает в высшей степени неэтичным публикацию документов человека, покончившего с собой. Мы присоединяемся к этому мнению и не собираемся дальше муссировать эту тему. Сотрудники прокуратуры уверены, что смерть Александра Рекунова – однозначно самоубийство. Губернатор Челябинской области Петр Сумин оценил произошедшее кратко: «Случилась беда, под которую человек подвел себя сам»
По мнению первого вице-губернатора Андрея Косилова, Рекунов оказался в полном одиночестве и не смог самостоятельно справиться с кругом скопившихся вокруг него проблем. «Против него выступали и подчиненные, и депутаты, – отметил Косилов. – Наверное, он просто не смог справиться с тем стрессом и давлением, которое на него оказывалось. Он всегда оставался в политическом одиночестве, сам себя довел. Но многие люди выдерживают и более серьезный прессинг. Никто в случившемся не виноват, он сам принял это решение. Другое дело, что человеку не хватило сил по-другому выйти из кризисной ситуации. Значит, рядом не было друзей и родных, которые могли бы уберечь его от этого шага».