RU74
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Челябинске

Погода+15°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

4 м/c,

южн.

750мм 41%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Город Ирина Гехт, министр социальных отношений Челябинской области: «Мы должны сознавать свою ответственность за окружающую среду»

Ирина Гехт, министр социальных отношений Челябинской области: «Мы должны сознавать свою ответственность за окружающую среду»

К 2020 году изменится не только внешний облик Челябинска, но и люди, которые его населяют. Каким станет челябинское общество, как улучшится качество жизни, с какими социальными проблемами придется столкнуться в будущем и какую роль в развитии социума играет экологические состояние окружающей среды – читайте в интервью с министром социальных отношений Челябинской области Ириной Гехт.

Ирина Альфредовна, как, на ваш взгляд, изменится Челябинск и область к 2020 году?

– Время бежит достаточно быстро. Процессы ускоряются, становятся другими дети, вместе с нашим сознанием меняется и облик города. Я думаю, что существенно возрастет влияние Интернета. Уже сегодня, по данным социологических опросов, интерес к Сети обогнал интерес к телевидению. Мы переходим к постиндустриальному обществу, когда важными становятся не товары, а услуги. И на первый план выходит качество этих услуг, качество отдыха, образования, жизни. И экология в этом процессе играет важную роль.

Эти изменения в обществе повлияют на категории населения, которые вы обслуживаете?

– Если верить статистике, то работы у нас прибавится: по прогнозу, количество граждан пожилого возраста, которые являются нашими клиентами, к 2020 году увеличится. Сегодня нам важно поменять менталитет тех людей, которые считают, что государство им должно все. Убеждена, что нужно помогать тем, кто действительно остро нуждается в помощи, причем сделать ее более существенной.

Каким вы видите будущее людей с ограниченными возможностями? Смогут ли они реализовать свой потенциал в обществе нового формата?

– Если процессы перемещаются в Интернет, то становятся популярными и профессии, связанные с этой сферой. И здесь инвалиды смогут иметь возможность реализовать себя: они могут работать в диспетчерских, call-центрах, выполнять работу фрилансеров. В советское время существовала целая система предприятий, где инвалиды работали, получали зарплату и не зависели от пособий государства. Стоит отметить, что наибольшее число инвалидов, трудоустроенных в социальной сфере, работают в системе социальной защиты и значительно меньше в сфере образования и здравоохранения. А вообще процент трудоустроенных инвалидов конечно невысок. Это требует создания специально оборудованного рабочего места, доступности окружающей среды, часто необходимо индивидуальное сопровождение. Мы постепенно двигаемся к этому в рамках программы «Доступная среда». Речь идет о том, чтобы инвалид мог беспрепятственно добраться в любую точку города и посетить учреждение, которое ему необходимо. Задел уже создан: например, челябинский автотранспортный парк не так давно пополнился низкопольными автобусами. Со своей стороны мы стараемся, чтобы наши учреждения были доступны инвалидам, а в дальнейшем и все административные здания стали безбарьерными. Работаем и над доступностью информации – синхронная строка в новостях – это тоже часть программы.

Какие приоритетные задачи поставлены в сфере устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи?

– Будем надеяться, что к 2020 году число детских домов в области сократится, как и число сирот, которые там оказываются. Это ситуация во многом зависит от молодых людей и нынешних подростков, от их сознания. Стоит признать, что сегодня в молодежной среде вновь становится популярным здоровый образ жизни. Возможно, эта тенденция сыграет свою роль. Но сегодня, к сожалению, брошенных детей у нас не становится меньше.

Изменилась ли динамика усыновления за последний год?

– В госучреждениях сегодня находятся 4,5 тысячи социальных сирот. Однако за последний год на 10% возросло количество приемных семей. Я думаю, что в этом году их будет еще больше. Выросло число и российских усыновителей. Кабинет, где они знакомятся с анкетами детей, никогда не бывает пустым. Люди едут из соседних регионов: Тюмени, Перми, Ханты-Мансийского автономного округа. Я общалась с приемными родителями в Сосновском районе. Они признаются, что взяли бы еще малышей, но им нужны гарантии, что они смогут дать детям образование. Над этим и будем работать. В частности, стоит задача увеличить пособие на приемного ребенка. В прошлом году мы увеличили его до пяти тысяч. Оно будет индексироваться. Я не беру во внимание средства, выделяемые на содержание ребенка, приобретение игрушек и необходимой мебели. В среднем приемные родители получают около 15 тысяч рублей, но в любом случае эта сумма должна быть больше. Возможно, в ближайшее время пойдет речь и о единовременной выплате при устройстве ребенка в семью, например, в размере 50-100 тысяч рублей.

Какова статистика возвратов уже принятых в семью детей-сирот?

– По России из замещающих семей возвращается около 4,5% детей. У нас этот показатель в 2001 году составил 1,8%. С каждым годом цифра сокращается. В нашем регионе школами приемных родителей ведется сопровождение этих семей. Специалисты помогают скорректировать отношения в семье и предотвратить возврат ребенка в детдом. Конечно, при росте динамики усыновления мы должны расширить и наши структуры, чтобы уделять внимание всем семьям.

Результаты уже есть?

– Да. На базе комплексных центров социального обслуживания происходят изменения в части развития отделений помощи семьи и детям. Недавно были приняты изменения в закон о социальном обслуживании: введены новые услуги – консультационные, реабилитационные. Мы расширяем перечень услуг на базе учреждений, которые уже существуют. Но основная идея – создание центров помощи семье и детям, которые бы выполняли и методическую роль. В этом году такой центр появится в Верхнем Уфалее, возможно, в Златоусте. Кстати, в Магнитогорске такой центр уже есть.

Существует ли кадровая проблема в социальной сфере, и с чем это связано?

– Текучесть кадров достаточно высокая, прежде всего нам не хватает квалифицированных психологов и юристов. Проработав определенное время, получив опыт, наши специалисты уходят в другие отрасли – образование и здравоохранение, – где уровень зарплаты выше.

Планируется ли повысить оплату труда специалистам, занятым в социальной сфере?

– Соцзащита наконец-то прозвучала в докладе президента России. Если раньше про заработную плату соцработников не говорили вообще, то теперь поставлена задача к 2018 году поднять ее до средней по экономике. Мы люди терпеливые, дождемся 2018 года. Но мы должны сделать систему более эффективной и гибкой. Например, сегодня появились новые темы: реабилитация наркоманов и осужденных. До этого проблема носила формальный характер, хотя рецедивность достаточно высокая: после освобождения человек оказывается выброшенным из общества. Помощь ему должна оказывать социальная служба. Нам необходимо постоянно меняться исходя из новый реалий времени и оказывать услуги, которые действительно востребованы населением. Поэтому повышение заработной платы с должно сопровождаться нашей стороны повышением эффективности работы.

Как идет процесс сокращения сети отделений дневного пребывания в комплексных центрах социального обслуживания населения?

– Это вызывает сопротивление со стороны и наших сотрудников, и населения. Я остаюсь при своей точке зрения: пожилые люди нуждаются в общении, но, если оценивать вложения, которые идут на поддержание этой формы социального обслуживания, и количество людей, которое мы охватываем, это не сопоставимые цифры. Отделение дневного пребывания в Челябинске обслуживает 2,5 тысячи пенсионеров. В то время, как в областном центре живет более 100 тысяч пенсионеров. На мой взгляд, клубную работу нужно продолжать и давать возможность пожилым людям общаться. Но с другой стороны акцент нужно сделать на семье, чтобы были заняты дети, а родители, например, могли воспользоваться услугами сиделок или другими востребованными услугами. Сегодня мы принимаем пожилых граждан и инвалидов на обслуживание в случае отпуска или болезни их родственников. В области такой вид помощи достаточно востребован. Не так давно жительница Челябинска оставила дочку-инвалида в геронтологическом центре, так как сама нуждалась в операции. В результате девочка настолько привыкла к коллективу, что не хотела уезжать из центра. Сегодня такие услуги появляются, и думаю, они будут востребованы, учитывая, что ритм нашей жизни становится быстрее и времени порой не хватает.

Если говорить о пожилых гражданах, то, на мой взгляд, перспективы имеют нестационарные формы: надомное обслуживание. Стационарное пребывание необходимо, если человек не может себя обслуживать. Есть будущее у домов ветеранов: пенсионеры сохраняют навыки самообслуживания и находятся в коллективе людей такого же возраста и интересов. В этом доме может быть и медицинский персонал. Пожилые люди достаточно активны, и эту активность нужно как можно дольше поддерживать.

В последнее время также увеличивается число многодетных семей. Какова позиция министерства по этому вопросу?

– Если раньше многодетные семьи делились на случайных и асоциальных, то сегодня это вполне сознательная многодетность и ценность семьи возвращается. Безвременье, когда большая семья была скорее исключением, проходит, и многие молодые семьи уже имеют по три ребенка и считают, что это норма. Наша задача поддерживать такие семьи необходимыми для них услугами.

С каждым годом увеличивается доля в бюджете области, направляемая на выполнение социальных обязательств? Как дальше будет складываться социальная политика?

– Я думаю, о сокращении финансирования говорить не приходится. Население стареет, и численность льготных категорий возрастает. С одной стороны, должна оптимизироваться система, а с другой – численность получателей льгот. В ближайшее время будут внесены изменения в закон о ежемесячном пособии на ребенка. Это позволит оптимизировать численность его получателей. Родители, которым оно назначается, должны будут подтвердить нуждаемость в нем спустя три года. Сейчас порой гражданин не считает нужным сообщить, что его материальная ситуация улучшилась, и продолжает получать пособие. Из областного бюджета на выплату «детских» тратится более одного миллиарда рублей. Его получают примерно 280 тысяч семей. Пособие не такое большое – 220 рублей, – но для бюджета это большая цифра. Я считаю, что целесообразнее направить эти средства, например, на строительство детских садов. В прошлом году мы повысили в два раза пособие семьям с детьми-инвалидами. Может быть, эта оптимизация позволит еще увеличить эту выплату.

Ветеранов в Челябинской области также становится больше. В региональном законе прописаны достаточно лояльные условия получения этого звания, а соответственно льгот. Что будет дальше?

– Звание «Ветеран труда» дается за определенные профессиональные заслуги и связано с получением федеральных наград. Было бы правильно придти к этому и при присвоении звания «Ветеран труда Челябинской области». Мы выйдем с такой инициативой. Я считаю, это достаточно справедливо. Такое звание должен получать человек, внесший действительно значительный вклад в развитие предприятия, территории.

Что касается экологической ситуации в Челябинске и области, как бы вы ее оценили?У нас непростой регион и в силу исторических обстоятельств, и в силу аварии, которая случилась в 50-х годах прошлого века на ПО «Маяк». Кроме того, играет свою роль наличие в области такого города, как Карабаш. Однако сегодня многое делается, например, по созданию санитарно-защитных зон предприятий, очистных сооружений. В любом случае, мы движемся в цивилизованном направлении. Если в 90-е годы деньги зарабатывали без оглядки, то сегодня ситуация меняется.

Расширится ли категория льготников-чернобыльцев и маяковцев? Сколько их на сегодняшний день? Когда маяковцев приравняют к чернобыльцам на законодательном уровне?

– Маяковцы – это большая категория граждан, около 16 347 тысяч человек. Чернобыльцев в Челябинской области 3855, семипалатинцев – около 84. Наибольшие беспокойство вызывают маяковцы. Авария произошла в 50-е годы, и тогда об этом не говорили. Люди долгое время были лишены мер социальной поддержки, которые получали чернобыльцы. Но в случае с чернобыльцами общество уже было более открытым, и об этой трагедии знали все. Наши маяковцы получают меры соцподдержки, которые установлены для чернобыльцев. Мы уже многие годы говорим о необходимости принятия отдельного закона, который бы учитывал специфику последствий аварии на ПО «Маяк». Ряд предложений были включены и ряд категорий – расширены. Но значительная часть предложений все же не нашла поддержки. В частности, по поводу поселков, находящихся на территории Восточно-Уральского радиоактивного следа. До сих пор нет методики расчета доз и сложно говорить о мерах социальной поддержки для этой категории населения. Работа продолжается. Думаю, об этом услышат на уровне федерации и отдельный закон для маяковцев появится. Мы будем отстаивать свою позицию и по потомкам маяковцев. В этом году, кстати, впервые состоится прием губернатора, приуроченный 55-летию со дня аварии.

Каким образом экологические проблемы влияют на социальную обстановку? Что вы лично готовы сделать, чтобы улучшить состояние окружающей среды в Челябинске?

– Экология – это не только состояние окружающей среды. Это и внутренняя культура человека, влияющая на социум. К каждому должно придти осознание того, что это мы ответственны за окружающую среду. Не так давно у нас в семье появилась собака, и мы с детьми в первый раз пошли с ней гулять. В это же время на прогулку вышла молодая пара, которая все убрала за своей собакой совочком в специальный мешочек. Теперь дети поступают также, и я поддерживаю их в этом. Может быть, глядя на них, присоединяться и другие. А вот от машины из-за бешеного ритма жизни я не готова отказаться, несмотря на то, что понимаю – основное загрязнение идет от автотранспорта.

Возможно ли сделать Челябинск самым чистым городом в стране к 2020 году?

– Думаю, Челябинск вполне может стать самым чистым городом России к 2020 году. В апреле у нас прошел чемпионат Европы по дзюдо. Я смотрела открытие и была горда за наш мегаполис. Появилась идея, объединяющая горожан, и вместе с ней внутреннее ощущение, что мы живет в замечательном городе. Если эту идею поддерживать и развивать, то мы вполне можем стать и самым чистым городом. Ничего невозможного нет.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления